Урок-общение для младших подростков "Почему люди ссорятся?"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цели:

  • Познакомить с понятием “конфликт”;
  • Определить особенности поведения в конфликтной ситуации;
  • Обучение способам выхода из конфликтной ситуации.

Материалы: мяч, плакат с правилами.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия “Я очень рад тебя видеть”

2. Работа по теме занятия. (Приложение 1)

1) Психолог задает вопрос всем участникам: “Почему люди ссорятся?”

Всем предлагается подумать и записать ответы в тетрадях, а затем перейти к обсуждению. Все варианты ответов записываются на доске:

  • Не понимают друг друга.
  • Не владеют своими эмоциями.
  • Не принимают чужого мнения.
  • Не считаются с правами других.
  • Пытаются во всем доминировать.
  • Не умеют слушать других.
  • Хотят умышленно обидеть друг друга.

Мы уже обсуждали на занятиях, как важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако, очень трудно бывает фиксировать свое состояние.

2) Игра “Разожми кулак”.

Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его(нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.

3) Игра “Толкалки без слов”.

Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щиплются, дерутся, но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями.

4) Игра “Да и нет”.

Все участники разбиваются на пары. Каждый вибирает себе позицию “да” и “нет”. Вслух произносить можно только это. Необходимо убедить партнера поменять позицию на противоположную.

5) После игр проводится обмен мнениями:

  • Какие испытывали эмоции?
  • Было ли ощущение напряжения и раздражения?
  • Ощущали ли вы предконфликтную ситуацию?
  • Что помогло избежать конфликта?

3. Обучение выходу из конфликта.

Прежде чем перейти к обучению участников способам выхода из конфликтных ситуаций, желательно предоставить им возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов.

На примерах из личного опыта проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются в тетрадь.

Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры:

1) Выслушать спокойно все претензии партнера.

2) На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.

3) Попытаться заставить говорить партнера конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.

4) Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.

5) Извиниться, если в чем-то действительно не прав.

Все варианты обсуждаются и записываются участниками в тетрадях.

Анализ занятия.

  • Можно ли постоянно контролировать свое состояние?
  • Как вы думаете, сможете ли вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?
  • Что для вас было самым трудным на занятии?

Домашнее задание.

Подумайте дома над высказыванием и постарайтесь его объяснить: “Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены”.