Использование информационной карты в работе воспитателя группы социальной и профессиональной адаптации

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


В МОУ “Межшкольный учебный комбинат” города Вологды проходят профессиональную подготовку несовершеннолетние, частично или полностью утратившие связь со школой. Отсюда, основными задачами педагогического коллектива являются: оказание помощи дезадаптированным подросткам в восстановлении связи со школой и создание условий для их ресоциализации. Для решения этих задач становится важным сбор информации о социальных проблемах семьи и ребенка.

Работа начинается со сбора информации о ближайшем окружении подростка. С этой целью воспитатель составляет информационную карту выявления социальных проблем обучающегося группы социальной и профессиональной адаптации (ГСПА).

Таблица 1. Информационная карта обучающихся ГСПА

№ п/п ФИО  обучающегося Год рождения Домашний адрес, телефон ФИО родителей Категория семьи Жилищные условия Курение, Употребление ПАВ
1 2 3 4 5 6 7 8
               

 

Алкоголизм родителей, обучающегося Уровень образования на момент поступления Обучение в вечерней школе (очное, очно-заочное) Правонарушения (состоит ли на учете в милиции) Проблемы в общении со сверстниками Проблемы в общении с родителями
9 10 11 12 13 14
           

 

Акцентуации характера Вид дезадаптации Необходимость материальной помощи Паспорт Страховое пенсионное удостоверение ИНН Медицинский полис Примечание
15 16 17 18 19 20 21 22
               

Собранная информация, отраженная в информационной карте, предоставляет педагогам возможность сориентироваться в социальных проблемах обучающихся, а именно:

Определить характер и структуру различных форм дезадаптации:

Таблица 2. Характер и структура различных форм дезадаптации

Формы дезадаптации Особенности
Патогенная дезадаптация нервно-психическая патология, заболевания, отставание в умственном развитии
Психическая дезадаптация половозрастные, психофизиологические особенности кризисных периодов развития, неравномерность психического развития, неблагоприятные индивидуальные отклонения, особенности характера, эмоционально-волевой и познавательной сферы
Социальная дезадаптация нарушение норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, референтных ценностных ориентаций, социальных установок

Рисунок 1. Характер и структура различных форм дезадаптации подростков группы № 67 по профессии “Столяр, плотник”

Составить характеристику семей: определить типы семьи, образовательный уровень семьи, определить экономические проблемы семьи:

Рисунок 2. Типы семей

Рисунок 3. Уровень образования родителей

Разработать индивидуальные маршруты обучения и воспитания за двухгодичный период обучения подростков;

Разработать модель сетевого взаимодействия, как педагогов МУК, так и различных специалистов социальных служб города, внедрить в практику работы с несовершеннолетними и их семьями ювенальные и другие социальные технологии, разработать систему психолого-педагогического сопровождения по ресоциализации дезадаптированных подростков.

Рисунок 4. Структура сетевого взаимодействия ГСПА

Работа воспитателя групп социальной и профессиональной адаптации сопряжена с большим объемом информации о подростках и их семьях. Возможность своевременного использования любых данных, собранных о конкретном обучающемся, в свою очередь, обуславливает эффективность воспитательного процесса.

Информационная карта является критерием оценки работы педагога по восстановлению у несовершеннолетних всех утраченных связей:

Рисунок 5. Динамика показателей социального развития обучающихся в группе № 67 по профессии “Столяр, плотник”

Когда собраны все данные и составлена информационная карта, можно быстро и качественно составить перспективный план воспитательной работы на год, на полугодие, на месяц, а также, более эффективно организовать воспитательную работу в группе на основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся, реализовать принцип личностно-ориентированного подхода.

Применение информационной карты в работе воспитателя является неотъемлемой частью организации воспитательного процесса и неоценимым подспорьем в оказании помощи подростку и его семье.