Урок-путешествие по теме "Алгоритм"

Разделы: Информатика


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели:

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме: “Алгоритм”; закрепить умение и навыки составлять алгоритм по схеме, распознавать алгоритмы по схемам.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, фантазию, речь.
  • Воспитательная: воспитывать у обучающихся активность, интерес к предмету, любовь к русским народным сказкам.

Оборудование: печатный раздаточный материал из учебника А.В. Горячева “Информатика в играх и задачах” 3 класс, тетрадные листы в клеточку, листы самоконтроля обучающихся, три конверта с сигнальными карточками (зеленого цвета, желтого цвета, синего цвета – каждого цвета по 6 шт.), мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.

Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня на уроке информатики мы отправимся в сказочное путешествие в тридевятое царство, а путешествовать вместе с нами будет третьеклассник Вова. У каждого на парте лежит “Лист самоконтроля”. По ходу выполнения заданий, каждый из вас будет ставить себе оценку за выполненное задание.

Теперь закройте глаза (включить музыку).

Открывается доска. На доске изображен дом, на котором висит замок. (Выключить музыку).

Работа по теме урока

Учитель:

На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.

Посмотрите на домике замок, а чтобы открыть замок вам надо отгадать загадку.

Напишу и сосчитаю,
И ошибку укажу
Я и музыку сыграю,
И картинку покажу…
Я хотя росточком мал,
Но большой универсал!
Что это? (Компьютер)

Молодцы! Правильно.

Мы замочек открываем
И в мир сказок попадаем.

Учитель снимает замок. Начинается показ презентации. Приложение 1

- К кому мы попали? (к царю)

- Что он делает? (красит забор)

- Давайте поможем царю покрасить забор. Кто-нибудь из вас красил забор? Как вы красили? (можно спросить 1-2 детей).

- С помощью вашего рассказа можно составить алгоритм. А что такое алгоритм? (Алгоритм – последовательность действий)

- Вам необходимо выполнить наше первое задание. В здании необходимо заполнить схему алгоритма, вписать пропущенные команды, нарисовать стрелки, вписать слова “ДА и “НЕТ”. Приложение 2.

Учитель контролирует правильность выполнения задания обучающимися, после того как все выполнят задание, учитель называет оценки, которые дети выставляют в лист самоконтроля.

Лист самоконтроля

Фамилия, имя 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание Итог
Ф.И. ученика заранее вписывается          

- Мы справились с этим заданием? Отправляемся дальше.

Все желанья исполняет,
Всё что хочешь, попроси.
Невод бросим и поймаем
Золотую рыбку мы.

- Мы попали в гости к золотой рыбке, которая приготовила задание. Приложение 3.

- Ребята, что за шифр такой? (Алгоритм, записанный условными знаками).

- Что необходимо знать, чтобы выполнить это задание? (Условные знаки).

- У всех на столе лежат листочку в клеточку, на которых нужно выполнить это задание.

Это задание и все последующие оцениваются аналогично первому.

Физминутка

Игра “Карлики и Великаны” (по команде “Карлики” дети приседают, по команде “Великаны” - встают и поднимают руки вверх. Команды даются вразбивку и в разном темпе).

- Молодцы! Можно путешествовать дальше и следующие сказочные герои – это Василисы Премудрые. Они решили проверить третьеклассника Вову, знает ли он типы алгоритмов. Если он не выполнит это задание, то останется в третьем классе навсегда. Давайте поможем Вове, но так чтобы Василисы Премудрые не слышали.

- Сейчас я буду показывать вам блок-схемы алгоритмов. Распознавать блок-схемы вы будете при мощи сигнальных карточек, которые лежат у вас на столе в конвертах. Если алгоритм линейный – вы поднимаете зеленую карточку, с ветвлением – желтую, с ветвлением и циклом – синего цвета. Приложение 4.

- И с этим заданием все справились. Впереди нас ждут другие сказочные герои.

Отличить никак нельзя

Это “двое из ларца”

- “Двое из ларца” задали, Вове испечь хлеб, но у него ничего не вышло, потому что он перепутал все команды. Давайте по порядку пронумеруем команды алгоритма “Испеки хлеб”. Приложение 5.

IV. Итог урока

- На этом наше путешествие в тридевятое царство заканчивается.

Ученики сдают листы самоконтроля, и выводится итоговая оценка.

V. Домашнее задание.

Нарисовать предмет, растение, животное или фигуру и зашифровать с помощью условных знаков (данные рисунки можно использовать для диктанта по клеточкам).

Спасибо за урок! Все были молодцы.