Воспитательная программа "Преображение"

Разделы: Классное руководство


Программа нравственного воспитания “Преображение” актуальна в воспитательном процессе, так как нравственное воспитание во все времена было одной из важнейших задач. Для этого необходимо, чтобы оно приобрело системный характер. Программа базируется на возрастных особенностях обучающихся и принципах воспитания. Однако название программы вовсе не означает, что вся воспитательная работа будет сводиться только к одной теме. Содержание программы “Преображение” многогранно, оно включает в себя следующие аспекты:

  1. Формирование механизмов собственного субъективного поведения, характера, мировоззрения.
  2. Формирование качеств культуры поведения.
  3. Приобщение к культуре родного края, традициям семьи.
  4. Формирование бережного отношения к природе.
  5. Развитие познавательных интересов детей.
  6. Пропаганда здорового образа жизни.
  7. Работа с родителями.
  8. Диагностические исследования.

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить объединенные усилия педагога и семьи

Актуальность программы

Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагога:

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • патриотическое воспитание;
  • эстетическое развитие детей;
  • развитие детского коллектива;
  • совместная работа педагога и семьи.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагог превратил во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитал такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Понятие “нравственное воспитание” достаточно широкое. Сердцевина воспитания – развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: отношение к “малой Родине”, к другим людям, к труду, природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.

Программа нравственного воспитания является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенные формы, методы и приемы. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как беседы, конкурсы, классные часы, выставки, проведение праздников, посещение театров и музеев, викторины, игры-путешествия, диспуты.

Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность, она ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других.

Данная программа актуальна, поскольку школа работает над темой: “Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностного ориентирования обучения”.

Цели и задачи программы

Цель программы – формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
  • формировать представления о здоровом образе жизни;
  • формировать патриотические чувства: любовь к малой Родине, чувства гордости за свой край;
  • обогатить эмоциональный мир детей.

Прогнозируемые результаты программы:

  • формирование навыков и привычек нравственного поведения;
  • обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
  • накопление и обогащение опыта нравственного поведения у детей путем организации их практической деятельности;
  • формирование у детей ответственности за свое здоровье;
  • вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
  • формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:

  • педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
  • тестирование;
  • микроисследования.

Основное содержание программы нравственного воспитания
“Преображение”

Формы проведения мероприятий:

  • беседа
  • классный час
  • рассказы детей, беседа
  • викторина
  • праздник
  • акция
  • конкурсы рисунков, стихов, сочинений
  • фото-выставка
  • конкурс рисунков
  • экскурсии
  • спортивные праздники
  • игры
  • конкурс рисунков
  • игра - путешествие
  • конкурс для всей семьи
  • КВН
  • театрализованное представление
  • исследовательская работа
  • диагностические исследования
  • семейные викторины
  • классное самоуправление

Программа включает в себя четыре шага.

Первый шаг – 1 класс Второй шаг – 2 класс
Результат реализации воспитательной программы в 1 классе:

1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.

2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера.

3. Проявление внутренней позиции ученика.

4. Выявление потенциальных возможностей школьников.

 

Результат реализации воспитательной программы во 2 классе:

1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

2. Проявление внутренней позиции.

3. Формирование навыков внутренней позиции.

4. Формирование нравственных понятий

Рекомендуемые темы мероприятий:

“Что такое “хорошо” и что такое “плохо”

“ О невежах и вежливости”

“Что значит быть ответственным”

“Поговорим о том, как мы выглядим”

“Улица, на которой я живу”

“Кто я? Какой я?

“Что мне интересно”

“Газета нашей школы”

“Из истории нашего города”

“Твой режим дня”

“Мое любимое занятие”

“Права и обязанности школьника”

“Как себя вести в столовой”

Самопредставление “Это я”

“Волшебные слова”

“В мире вежливости”

“Эти забавные животные”

“Копилка добрых дел”

“Все привыкли мы к порядку”

“Природа Краснодарского края”

“Мир, в котором я живу”

“Занавес открывается”

“Тайны исторического музея”

“Папа, мама, я – спортивная семья”

“Семейное дерево”

“День именинника”

“Как стать нехворайкой”

“Что такое поручение”

“Мамина помощница”

“Царица-осень”

“Масленица”

Графические и рисуночные тесты

“Краски”, “Фотография”

 

 

Рекомендуемые темы мероприятий:

“О лени и лентяях”

“Об аккуратности”

“Обиды и причины обид”

“Эгоисты. Кто они такие?”

“О чем я мечтаю”

“Что такое дружба?”

“Мои семейные обязанности”

“Ласковые слова маме”

“Как помочь товарищу, если он попал в беду”

“Что такое смелость и трусость”

“Наш класс на перемене”

“Как мы выполняем свои поручения”

“Мы – патриоты”

“Великая Отечественная война на Кубани”

“День рождение города”

“Праздник вежливости”

“Копилка добрых дел”

“День именинника”

“Книжкин праздник”

“Здоровая семейка”

“День мамы”

“День кубановедения”

“Моя малая Родина”

“Наши друзья – животные”

“Театральный занавес”

“Берегите хлеб”

“Чему учат в школе”

“В гости к осени”

КВН “Знатоки русского языка”

“Эти удивительные растения”

“Давайте говорить друг другу комплементы”

“Что у меня на сердце”

“Цветик-семицветик”

“Зеленая планета”

“Семейные праздники”

 

Третий шаг – 3 класс Четвертый шаг – 4 класс
Результат реализации воспитательной программы в 3 классе

1. Формирование нравственных понятий.

2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.

3. Накопление опыта нравственного поведения.

4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.

 

Результат реализации воспитательной программы в 4 классе

1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.

2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье.

3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.

4. Снижение агрессивности в поведении учащихся.

1. Формирование навыков и привычек нравственного поведения.

2. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств.

Рекомендуемые темы мероприятий:

“Правда и ложь – какие они”

“О жадности и жадных”

“Что такое характер”

“Что значит в жизни похвала”

“Кого мы называем добрым”

“Мои семейные обязанности”

“Дружба крепкая…”

“Слово, не воробей…”

“Поступай, как велит тебе твоя совесть”

“Я умею, я могу, я хочу”

“Моя семья – это…”

“Мир вокруг меня. Какой он?”

“О доброте и милосердии”

“Урок мужества”

“Я – россиянин”

“Мир, в котором я живу”

“В здоровом теле здоровый дух”

“Кубанские художники”

“Театр и дети”

“Хочешь быть здоров – соблюдай ТБ”

Копилка добрых дел

“Межпланетные Олимпийские игры”

“Военно-спортивная игра в честь Дня Победы”

“Защитники Родины”

“Золушка на новый лад”

“Наши питомцы”

“Моя семья”

“Мамин день”

“День рождение моего одноклассника”

“Что? Где? Когда?”

“30 вопросов о Краснодаре”

“День кубановедения”

“Что мы знаем о В. С. Пустовойте”

“Самое яркое событие в 3 классе”

“Ассоциации”

Методика Н. П. Капустина “Оценка уровня воспитанности учащихся”

Рекомендуемые темы мероприятий:

“О вредных привычках”

“Учись управлять собой”

“Спешите делать добрые дела”

“Для чего школьнику необходим распорядок дня”

“Что значит быть другом”

“Друг познается в беде”

“Что я чувствую, когда нет рядом родных”

“Мои мечты и мои желания”

“Что значит быть счастливым?”

“Сущность понятий “честность”, “порядочность”

“Урок мужества”

“Символы Кубани”

“Труд в нашей жизни”

“Что значит уважать мнение других”

“Если вместе мы друзья, зла не будет никогда”

“Мой дневник достижений”

“Самореклама”

“Рыцарский турнир вежливости”

“Мамин день”

“Празднуем дни рождения одноклассников”

“Прощай начальная школа”

“Классная спортивная олимпиада”

“Новогодний вечер развлечений”

“День кубановедения”

“В. С. Пустовойт – ученый”

“20 вопросов о Кубани”

“Чем богат наш край”

“Умники и умницы”

“Папа, мама, я – читающая семья”

“Когда мы вместе”

“Новогодняя викторина”

“Сказка о вредных привычках и о том, как победила сила воли”

“Письмо президенту”

“Копилка добрых дел”

“Десять моих “Я”

“Мои школьные трудности”

Методика Н. П. Капустина “Оценка уровня воспитанности учащихся”

“Памятные места Краснодара”

“Посещение музея”

“Посещение театра”

Работа с родителями

  • Изучение воспитательного потенциала семьи
  • Психолого-педагогический всеобуч родителей
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
  • Индивидуальная работа с родителями

Основные формы работы с родителями

лекции, дискуссии, семейные советы, круглый стол, устный журнал, беседы, анкетирование, педагогически направленное наблюдение, микроисследования.

Тематика родительских собраний для первого класса.

  1. Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.
  2. Распорядок дня первоклассника – залог здоровья.
  3. Влияние телевидения на нравственное воспитание школьников.
  4. Эмоции положительные и отрицательные.

Тематика родительских собраний для второго класса.

  1. Нравственное воспитание младших школьников в школе и дома.
  2. Формирование духовности у учащихся через чтение.
  3. Объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию.
  4. Как по-настоящему любить детей.

Тематика родительских собраний для третьего класса

  1. Значение общения в развитии личностных нравственных качеств ребенка.
  2. Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств.
  3. Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
  4. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.

 Тематика родительских собраний для четвертого класса.

  1. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
  2. Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка.
  3. Здоровый образ жизни школьников.
  4. Итоговое собрание: “Итоги обучения в начальной школе”

Используемая литература:

  1. Н. И. Дереклеева “Родительские собрания” М., “Вербум”, 2001.
  2. Е. Н. Арсенина “Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе” М.: “Глобус”, 2001
  3. Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.
  4. Л. Н. Яровая “Внеклассные мероприятия” М.: “Вако”, 2004
  5. М. П. Нечаев “Практика управления воспитанием в школе” М., 2003,
  6. “Классный руководитель” № 1, 2003.
  7. Е. В. Титова “Если знать, как действовать” М., 1993.