Информатика в играх и задачах (из опыта работы)

Разделы: Информатика, Начальная школа


Введение

В сознании современных людей слово информатика неразрывно связано со словом компьютер. Многим кажется, что изучать информатику без компьютера – это как учиться ездить на велосипеде без велосипеда. Это и верно, и неверно.

Есть наука информатика, или теоретическая информатика, а есть еще информационные технологии и информационная культура.

Курс информатики как общеобразовательный, необходимо учитывать в том числе и возможность преподавания информатики в некомпьютеризованных школах.

Главная цель – обеспечить прочное и сознательное освоение основ информатики. Несомненно, что такое знание является универсальным, инвариантным и интегративным.

Изучение основ информатики непосредственно влияет на формирование таких интеллектуальных умений, как:

  • анализ (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации);
  • синтез (создание новых схем, структур, моделей);
  • оценка (оценивание логики построения избранному критерию, оценивание выводов имеющимся данным, оценивание значимости модели)

Наряду с математикой информатика развивает мышление, умения и навыки умственного труда.

Поэтому наша школа выбрала учебно-методический материал по курсу «Информатика в играх и задачах» (1–3, 1–4). Авторский коллектив: А.В. Горячев (р.), Т.О. Спиридонова, К.И. Горина, Л.Л. Лобачева, Т.Ю. Спиридонова, Н.И. Суворова состоит из трех комплексов.
В материале курса выделяются следующие рубрики:

  • статическая картина объекта-структуры, классы;
  • картина поведения объекта-процессы и алгоритмы;
  • язык как объект моделирования-логика рассуждений;
  • информационная модель объекта-приемы моделирования и решения задач.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Цели изучения основ информатики:

1. Развитие устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности.

  • алгоритмический подход к решению задач (не число или утверждение, описание последовательности действий);
  • системный подход;
  • объективно-ориентированный подход.

2. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, знакомств с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают»).

Создание у учеников навыков решения логических задач (поиск закономерностей рассуждений по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческой воображения и др.)

Изучение информатики начинается с первого класса. В этом возрасте основным видом деятельности является игра. А игра – дело серьезное. Она повышает их интерес кпредмету, побуждает к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь в игре, ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. Общаясь с объектами реальности и их моделями, школьники не только знакомятся с основами логики и теории алгоритмов, но и обогащают свои знания по другим предметам школьной программы.

Игра – основной способ человеческого общения. Она имеет тем большую ценность, чем больше она способствует проявлению и развитию самодеятельности, дает детям очень важный навык совместной работы.

Далее ознакомлю с опытом работы по применению некоторых игр на уроках информатики.
I. «Что? Где?»

а) Учитель задает детям вопросы о расположении разных предметов на плакате:

  • Выше какого предмета находится монитор?
  • Ниже какого предмета находится монитор?
  • Что находится правее монитора?
  • Что находится левее монитора?

б) Учитель задает вопросы:

  • Назовите общее название предметов.
  • Какие предметы?
  • Какие информации мы получаем?
  • У вас есть (телефон, радио, магнитофон, компьютер)?

II. Лучшим способом организации учащихся к началу учебной деятельности является энергичное включение их в активную деятельность с первой минуты урока. Обычно провожу такие игры.

Плакат с рисунками: (2 мяча, один большой, девочка, мальчики – один стоит, другой сидит, яблоки – одинаковые, книги – 1 открытая, одинаковые кролики, одинаковые шары...)

Учитель показывает плакат и говорит: «Сосредоточьтесь. Игра на внимание» (20 сек.). Потом убирает плакат и задает вопросы:

  • Какие предметы показывала?
  • Сколько?
  • Какого цвета? Размер? Расположение? Действия?..

III. Перед нами карта домов друзей Коли и дорог. На карте точками обозначены первые буквы названия друзей Коли.

а) Задание:

  • Каждый дом связан с пятью остальными.
  • Изобрази все дороги на рисунке.
  • Сколько получилось дорог?

б) Задание: Изобрази дороги Коли, если он сегодня идет в гости – Сереже, Гене.

в) Задание:

б) проезжает хотя бы один раз.

в) не проезжает ни разу.

Дети в течение одной минуты должны запомнить представленные фигуры, сны их мысленно анализируя строки их расположения. Затем в течение 3–4 мин. должны их рисовать.

Нарисуй так же человека и дом. Впиши свой путь в клеточки.

Задание:
Придумай историю по каждому из трех рисунков:

Задание:
Заполни таблицу.

 
Состав Действия
   

Игра «Назови похожее»

– Я назову предмет, а вы по очереди будете называть другие предметы, похожие на мой составом, действиями или признаками. Выигрывает тот, кто предмет.

– Например, «девочка».

Игра «Наоборот» («алгоритм наоборот»)

Учитель называет следующие действия:

  • дал (отнял)
  • выгнал (пригласил)...

Игра «Алгоритм – перевертыши»

– Изобрази дороги остальных, «если» Дима и Евгений не друзья.

– Все ли вершины в графах связаны друг с другом?

– Сколько вершин в графах?

– Сколько ребер в графах?

– Какие графы имеют направление?

– Почему?

– В каких домах живут друзья?

– И не живут в каких домах?

– Сегодня на уроке мы узнали, что при пересечении множеств получается новое множество, и учились давать множествам названия.

IV. Все восемь остановки в городе соединены дорогами. Изобрази графы дорог.
1. а)

Всего дорог

б) Коля идет в 3 А Л

в) Обратно 1 З А Н Я Т И Е

2. Изобрази графы дорог, по которым Коля:

а) проезжает два раза

Кружок информатики

Тема курса: «Компьютерное обучение»

Класс 3-й «Б»

2007–2008 учебный год

Цели курса:

  • развитие мышления ребенка, воспитание самостоятельного и мыслящего  человека, умеющего пользоваться компьютером;
  • помочь справиться с предметами школьной учебной программы.

п/п
Тема Дата Примечание
1 Знакомство с кабинетом «Техника безопасности» 05.11.01 Роспись в журнале по ТБ
2 Что такое компьютер? 13.11.01  
3 Знакомство с интерфейсом программы «Компьютерное обучение». «Семейный наставник» 19.11.01 Учебный курс «Русский язык в начальной школе»
4 Работа в режиме «Диагностика» 04.12.01 Работа на компьютере
5 Работа в режиме «Коррекция» 11.12.01 Работа на компьютере
6 Работа в режиме «Диктант» 18.12.01 Работа на компьютере
7 Уроки и экзамены 24.12.01 Работа в тетрадях
8 Грамматические признаки прилагательного 16.01.02 Работа на компьютере
9 Грамматические признаки глагола 22.01.02 Работа на компьютере
10 Части речи. Сводный тест 05.02.02 Работа в тетрадях
11 Однородные члены предложения 05.02.02 Работа на компьютере
12 Правописание окончания существительных 12.02.02 Работа на компьютере
13 Выбор урока Диктант Проверяемые гласные. Упр. 1–10 19.02.02 Работа па компьютере
14 Выбор урока Диктант Проверяемые гласные. Упр. 11–20 26.02.02 Работа на компьютере
15 Работа над ошибками 05.03.02 Работа в тетрадях
16 Выбор урока. Диагностика. Имя прилагательное 12.03.02 Работа на компьютере
17 Зачет 19.03.02 Работа в тетрадях
18 Выбор урока. Части речи Сводный гест 02.04.02 Работа на компьютере
19 Правописание глаголов 09.04.02 Диагностические гесты
20 Выбор урока. Экзамен 16.04.02 Комплекты уроков (экзамен)
21 Свободный выбор режима 23.04.02 Работа на компьютере
22 Свободный выбор режима 07.05.02 Работа на компьютере
23 Состав слова. Имя существительное 14.05.02 4-й этап. Работа на компьютере
24 Урок-зачет 21.05.02 Работа на компьютере (тесты)

Вывод

Информатика – наука молодая, интенсивно развивающаяся. Ее фундаментальные основы необходимо закладывать уже в начальной школе.

Для закрепления интереса школьников к предмету информатики кроме уроков необходимо проводить внеклассные мероприятия, следует разработать новые игровые формы, проведения олимпиад.

По моему мнению, такой подход обладает широкими возможностями и богатым потенциалом в обеспечении результативности обучения.