Урок русского языка в 4-м классе по теме "Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Богатыри»"

Разделы: Начальная школа


План урока.

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме урока.

- вступительное слово

- рассматривание картины

- беседа по содержанию картины

- составление плана сочинения

- устное описание картины

- словарная работа

Работа в группах:

  • 1 группа работает над описанием образа богатыря Ильи Муромца;
  • 2 группа работает над описанием образа богатыря Добрыни Никитича;
  • 3 группа работает над описанием образа богатыря Алеши Попович.

Цели и задачи:

  • Формировать умение составлять текст – описание, познакомить с творчеством В.М. Васнецова, развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать любовь к своей родине, уважение к защитникам нашей родины, бороться за мир во всем мире.

Презентация

Приложение 1

Чтение стих. учеником. (рисунок1)

Рис. 1

Широко ты, Русь, по лицу земли Уж и есть за что, Русь могучая,
В красе царственной развернулася! Полюбить тебя, назвать матерью,
У тебя ли нет богатырских сил, Стать за честь твою против недруга,
Старины святой, громких подвигов? За тебя в нужде сложить голову! И. Никитин.

Вопросы.

- За что любят Русь?- Почему Русь называют матерью?

- Кто готов защитить Русь?

- Каких богатырей вы знаете?

- Как называлось древнерусское государство?(Киевская Русь)

- Почему приходилось защищать Родину?

(Кочевые племена скотоводов нападали на Русь. Заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей в рабство. (печенеги, гунны, половцы)

На южных границах Руси создавались укрепления, крепости, богатырские заставы, воспетые в былинах.

Что такое былина? Былина – это жанр литературы.

Былина – это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли.

Былина – это не простой пересказ истории, её задача – прославить богатыря и его подвиг, который имеет решающее значение для русского государства.

Викторина.

В славном городе Ростове у ростовского попа был один единственный сын. А как его звали? (А. Попович.)

Кто из великих русских богатырей 30 лет лежал на печи? (И. Муромец)

Какое чудище проживало в горах Сорочинских? (Змей Горыныч)

Кто освободил Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира из плена? (Д. Никитич)

Кем был Тугарин, побежденный Алешей Поповичем? (сыном Змея Горыныча)

Единственный из русских богатырей, гробница которого доныне существует в пещере Киево-Печерской Лавры. Кто это богатырь? (И. Муромец)

Картина “Богатыри”. Рассматривание картины.

- Какое впечатление вызывает у вас от увиденного?

- Кто написал эту картину?

- Какие еще картины Васнецова знаете? (Аленушка, Иван Царевич на Сером волке)

Самостоятельное составление плана детьми.

1) Творчество художника В.М. Васнецова.

2) Описание содержания картины “Богатыри”

- общее впечатление

- Илья Муромец

- Добрыня Никитич

- Алёша Попович

- природа

3) Что художник хотел передать этой картиной?

Картина “Богатыри” Работа по плану сочинения.

Творчество В. М. Васнецова. (Рассказывает ученик.)

Картина Виктора Михайловича Васнецова находится в Москве в Третьяковской галерее в васнецовском зале. В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми, одетыми во всё самое лучшее, самое надёжное и богатое. Картина вызывает чувство гордости за русский народ, доверивший своим сынам – богатырям защищать заставу, нашу землю.

Виктор Михайлович Васнецов родился и жил в детстве в Вятском крае, где было много дремучих лесов. Он был впечатлительным мальчиком, надолго запомнил сказки и былины, которые часто слушал в детстве. Разные чудеса, богатыри с подвигами вошли в его художественное творчество. Картину “Богатыри” он писал 20 лет с небольшими перерывами. Он долго выбирал подходящих натурщиков, изучал былины и предметы старинного народного творчества.

В богатырях воедино слились литературные герои, образы творческой фантазии художника и живые люди, напоминающие славян Киевской Руси. О них рассказывается в былинах и народных преданиях.

Вопросы.

- Где находится картина “Богатыри” Васнецова?

- Что он выразил в этой картине? (любовь народа к богатырям)

- Каким мальчиком был Васнецов? (впечатлительным)

- Сколько лет писал эту картину? (20 лет)

- Какие герои попали в картину?

Описание содержания картины “Богатыри.

1. Общее впечатление. (картина)

Застава богатырская зорко охраняет русскую землю. В дозоре три славных защитника нашего отечества. Число три в народном творчестве имеет значение множественности. Народ пользовался этим условным понятием постоянно. В лице трех богатырей весь народ стоит на страже границ своей родины.

- Что означает число три в народном творчестве?

Назовите снаряжение коня. (слайд)

  • Седло – сиденье
  • Сбруя – комплект (собрать)
  • Уздечка – на оголовье надевают
  • Поводья – вожжи
  • Подпруга – подкрепляют седло
  • Стремя – железное кольцо для опоры тела человека.

Назовите доспехи и оружия.

  • Шлем – головной убор
  • Щит – защита тела
  • Лук – оружие
  • Меч – оружие
  • Кольчуга – защищает тело, из железных колец
  • Колчан – футляр
  • Палица – оружие из крепкой стали
  • Стрелы - оружие
  • Копье – оружие

Орфографическая работа по данным словам.

Описание Ильи Муромца. (Рисунок2)

2.gif (127841 bytes)

Рис. 2

Чтение отрывка об Ильи Муромца из былины.

Как завидел его и Соловей-разбойничек,
Засвистел тут Соловей по-соловьиному,
Закричал, собака, и по звериному.
Зашипел, проклятый, по змеиному, -
Так все травушки-муравы уплеталися,
Все лазоревы цветочки осыпалися,
А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат,
А у старого казака Ильи Муромца
Ай конь на корни спотыкается,
А у старого казака Ильи Муромца
Его и сердце богатырское не сдрогнуло,
А берет он в руки плеточку шелковую,
А удары давает все тяжелые…
Да берет он свою стрелочку каленую,
Да и спустил тетивочку шелковую,
Его тую ль стрелочку каленую,
А попало в Соловья-разбойника,
А попало ему да во правый висок;
Она сбила Соловья да из сыра дуба,
Во сыру землю да в ковыль-траву.

- Какие характерные черты Ильи Муромца заметили?

(Устный ответ детей.)

Рассказ ученика об Ильи Муромце.

В центре на вороном коне Илья Муромец, славный богатырь, воспетый в народных былинах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуется в нём. У Муромца благородное лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в седле, на сбруе и уздечке красуются “пряжки красного золота”. Они мокнут да не ржавеют”. Поводья и подпруги шелковые, они тянутся, да не рвутся. Нет такой силы, которая могла выбить богатыря из седла, ни даже подвинуть его. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под челкой, зло косит глазом в сторону врага. Если он двинется, то загудит от шага земля. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов- кочевников. Он готов к бою, но не торопится. Даже ногу вытащил из стремени. Илья справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.

План описания внешности и характерных черт богатыря. (слайд)

а) Откуда родом?

б) Внешний вид.

в ) Характерные черты.

г ) Доспехи и оружия.

д ) Конь.

е ) Описание сбруи.

а) Откуда родом? Старый казак из города Мурома, села Карачарова.

б) Внешний вид. (Благородное лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью.)

в) Характерные черты. (выбрать соответствующие качества)

(Мудрый, слабый, выдержанный, трусливый, хитрый, благородный, неловкий, сильный, суетливый, неторопливый, ясные зоркие глаза, справедливый, бесстрашный, прямодушный, не способен на хитрость и уловки.

г) доспехи и оружия (шлем, кольчуга, щит, колчан со стрелами)

д) конь вороной

е) Описание сбруи. На сбруе и уздечке красуются пряжки красного золота. Они мокнут, да не ржавеют. Поводья и подпруги шелковые, они тянутся, да не рвутся, бубенчики под челкой.

Описание Добрыни Никитича. (рисунок 3)

3.gif (45307 bytes)

Рис. 3

Чтение отрывка о Добрыне Никитиче.

Увидал только молоденький Добрынюшка,
Увидал он на крутом берегу –
Тут лежит колпак да земли греческой.
Он берет тот колпак до во белы ручки,
Он с той ли со досадушки великой -
Да ударил он Змеища Горынища:
Еще пал – то Змей да на сыру землю,
На сыру – то землю пал – во ковыль траву!
Молодой Добрынюшка Никитич,
Он ведь смелый был и сноровистый:
Да вскочил – то он Змеищу на белы груди,
А и хочет срубить да буйны головы!

- Какие характерные черты заметили Д. Никитича? (смелый, храбрый, сноровистый.)

Рассказ ученика о Добрыне Никитиче.

Добрыня Никитич не менее известный и любимый народом богатырь. Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Добрыня вежливый. Он знает как вести речь. Соблюдает правила поведения. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова. Тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, покрытый золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные сапоги цветом бирюзы. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко меча, наполовину вынутого, ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Без приказа Ильи он не сдвинется с места. Уберет Илья копье, может Добрыня ринуться на врага на белом коне. Сбруя нарядная из красного золота.

а) Откуда родом?

Из Рязани, гусляр, шахматист, дипломат.

б) Внешний вид.

- Черты лица напоминают самого художника. Тип лица характерен для русских людей. Он одет богато и нарядно, нарядные сапоги цветом бирюзы.

в) Характерные черты (выбрать соответствующие качества)

Искусный, неловкий, трусливый, спокойный, ленивый, терпеливый,

поет, играет на гуслях, вежливый, знает, как речь вести (дипломат),

нетерпеливый, характер русских людей, не так спокоен и рассудителен.

г) Доспехи и оружия. (Шлем узорчатый и высокий, кольчуга, щит, меч, лук.)

д ) Конь белый.

е ) Описание сбруи. Сбруя нарядная из красного золота.

Описание Алеши Поповича. (рисунок 4)

4.gif (84686 bytes)

Рис. 4

Чтение отрывка об Алеше Поповиче из былины.

Да едет Тугарин по чисту полю,
Кричит он, зычит во всю глотку-то:
“Да хочешь ли, Алеша, я конем стопчу?
Да хочешь ли, Алеша, я копьем сколю?
Да хочешь ли, Алеша, я живьем сглону?”
На то да Алешенька ведь верток был –
Подвернулся под гриву лошадиную,
Смотрит собака по чисту полю:
“Да где же Алеша стоптан лежит?”
Да в тапоры Алешенька Попович млад,
Он выскакивал из-под гривы лошадиной,
Он махнул шалыгой подорожною
По Тугариновой да буйной голове –
Покатилась голова с плеч, как пуговица,
Свалилось трупьё да на сыру землю!

- Какие характерные черты заметили у Алеши Поповича? (смелый, ловкий, находчивый, хитрый.)

Рассказ ученика об Алёше Поповиче.

Третий богатырь – Алёша Попович, сын ростовского попа Леонтия. Тоже храбрый и смелый, хотя не так силён, как Илья и Добрыня. Но Алёша напуском смел. Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь низко опустил голову, хочет пощипать степной травы, но уши навострил, ждёт команды. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем с наушниками и красивы. Сбоку виднеется гусли. Он весельчак и балагур.

а) Откуда родом? Из Ростова. Самый молодой богатырь, поповского рода, гусляр.

б) Внешний вид. Молодой, безбородое лицо миловидно, стройная фигура опоясана широким золотым поясом.

в) Характерные черты (выбрать соответствующие качества)

Тоже храбрый и смелый, трусливый, спокойный, не так силён, напуском смел, ловкий, терпеливый, ухваткой берёт, находчивый, хитрый, весельчак и балагур, миловидный.)

г) Доспехи и оружия. (Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга, лук, стрела, гусли.)

д) Конь рыжий

е) Описание сбруи. Сбруя нарядная.

Сравнительная характеристика богатырей.

Имя богатырей Три поколения Общие черты Отличительные черты Кому служили?
Илья Муромец старшее смелый

храбрый

сильный

серьёзный

мудрый

выдержанный

прямодушный

Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко
Добрыня Никитич среднее смелый

храбрый

сильный

вежливый

дипломат

нетерпеливый

искусный

Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко
Алёша Попович молодое смелый

храбрый

сильный

находчивый

ухваткой берет

хитрый

ловкий

Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко

ОБОБЩЕНИЕ.

Народ Древней Руси наделил своих любимых героев национальными чертами характера, свойственными русским людям, - отвагой, находчивостью и великодушием, способностью принести любую жертву для защиты своего Отечества.

ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ

(рисунок 1)

- Какая местность? (степь с холмами)

- Какой травой покрыта степь? (ковыльной)

- Какое небо? (низкое небо покрыто тучами)

- Почему они кажутся свинцовыми? (может напасть враг)

- Где находится Русь? (за холмами, за их спиной)

- Как стоят богатыри? (головы и плечи выше горизонта)

Рассказ ученика о природе.

Богатыри написаны на фоне сурового степного пейзажа. Головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур передаёт сплочённость богатырей, объединенных общим стремлением, не пропустить врага в пределы России. Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальними холмами нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь. Та широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников.

Что художник хотел передать этой картиной? (ответы детей.)

- Каких богатырей в современной жизни вы можете встретить? (военные, МЧС, врачи, простые люди с доброй душой)

- Каких хакасских богатырей вы знаете?

В Хакасском героическом эпосе пишется о богатырке – женщине Алтын Арыг, которая совершает подвиги во имя свободы и счастья людей родной земли.

К чему мы должны стремиться в наше время? (рисунок 5)

Рис. 5

Итог урока.

1. Самооценка учащихся.

Я работал хорошо Я работал в полную силу Я мог бы работать лучше Я узнал много нового Мне было интересно Мне было трудно
           

2. Оценка работы учащихся учителем.