Урок-симпозиум "Глобальные проблемы современности"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах современности.
  • Показать их взаимосвязь и взаимодействие, взаимообусловленность.
  • Акцентировать внимание на необходимости совместных усилий для их решения.
  • Продолжаем работать в группах, воспитывая взаимопомощь, взаимодоверие, коллективизм.

Оформление:

  • Слова С.Мазаева “Земля – наш дом”.
  • А.Блок: плакат.
  • Плакат:

Рис.

Вопросы для обсуждения:

1. Возможна ли III мировая война? Докажите.

2. Сможет ли НТР выровнять I и III эшелоны экономического развития?

3. Как по-вашему, в III тысячелетии можно ли будет решить на основе НТР экологические проблемы?

4. Реально ли к концу XXI века разрешить все глобальные проблемы?

Тема и план работы были даны за 2,5 недели до начала урока. Классы поделены на группы. Каждая группа получила задание.

1. Мировые войны. Международные отношения.

2. Решение глобальных проблем.

3. НTP – потери и приобретения.

4. Капитализм XX века.

5. Шведская модель капитализма.

6. Государства благоденствия.

7. Пути развития стран III мира.

8. НТР.

Учитель: Вопросы возникновения, сущности, путей разрешения проблем, стоящих перед человечеством, рассматриваются в курсах географии, биологии, химии, истории. В современном мире усиливаются интеграционные процессы между людьми, организациями, государствами. Растет взаимосвязь между ними. Этот процесс ученые назвали глобализацией, охватывающей весь земной шар. А глобализация мира вызвала появление общих проблем человечества, от решения которых зависит судьба цивилизации.

К глобальным проблемам относят:

  • Угроза новой мировой войны,
  • Экологический кризис,
  • Уровень развития стран III мира,
  • СПИД,
  • Терроризм,
  • Наркомания и др.

Глобальные проблемы взаимосвязаны. (Переходим к работе в группах):

1. Слова Фурье: “Войны постоянный спутник человечества. Мир лишь проблеск, лишь сноведения...”

Обсуждаем проблему “Международные отношения. Мировые войны”.

2. Новое время — это эпоха, создавшая тот современный мир, в котором мы сейчас живем, время установления капиталистических отношений. Но мы остановимся на проблемах “Капитализм XX века”, (сообщения 1 группы).

3. Производительность труда, количество и качество производимой продукции, уровень жизни населения зависят от состояния производительных сил общества. В современных условиях происходят их качественные изменения под воздействием НТР, которая имеет глобальный характер. (Сообщения “НТР”)

4. Чем больше идет развитие НТР, тем больше экономический разрыв между Западом и Востоком. Как разрешить эту проблему? (Сообщения “Пути развития стран III мира”.)

5. Постиндустриальная цивилизация – утопия или реальность? Как решить глобальные проблемы?

Глобальные проблемы не просто касаются всего человечества, но и жизненно важны для него.

Почему решение глобальных проблем требуют совместных усилий всех народов? – Обсуждение вопросов, поставленных в начале урока. Предлагаю сформулировать предложения.

Предложения ребят были достаточно разумными. Например:

1. России вести более жесткую политику в отношении стран бывшего СССР.

2. Усилиями мирового сообщества сдерживать политику США в отношении Средней Азии.

3. Чтобы борьба с терроризмом не переросла в новую мировую войну.

Страны, ведущие активную борьбу с терроризмом, не тратили силы на выяснения проблем между собой.

4. Не допускать вмешательства других стран во внутренние дела России.

и др.

В это время класс “Б” занимался журналистской работой. Они освящали работу круглого стола. Были подготовлены рисунки по представленным докладам, краткие записи.

Учитель, представив работы учащихся, познакомив с их точками зрения на решение глобальных проблем, заканчивает урок.