Сценарий урока Знаний во 2-м классе "860-летие г. Москвы"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

1) Познакомить учащихся с основными историческими фактами, событиями, именами, связанными с основанием Москвы;

2) развивать кругозор учащихся, интерес к истории;

3) воспитывать национальную гордость и любовь к Родине;

Оборудование: флэшкарта с презентацией урока, мультимедийный проектор, экран, плакаты о Москве, наборы открыток “Виды Москвы”, “Москва”, костюмы для сценки, магнитофон, диск с песней О.Газманова “Москва”, тексты песни у каждого ученика, аудиокассета “Одинокий пастух” гирлянда “С праздником!”

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

– Какие праздники вы больше всего любите?

– Я и не сомневалась, что одним из любимых праздников – день рождения. День рождения бывает не только у людей, но и у городов, например. Совсем скоро отметит свой день рождения Дмитров, родной город Яхрома и наша столица Москва. У нашей столицы в этом году круглая дата, поэтому сегодня мы поговорим о том, как была основана Москва.

2. Знакомство с историей Москвы (презентация)

Слайд 1:

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

(Учитель читает наизусть отрывок из стихотворения Н.Кончаловской “Наша древняя столица”.)

Слайд 2: Вид современной Москвы сверху.

Представь себе, читатель мой, Что там, где столько крыш вдали,

Слайд 3: Изображение бора.

Огромный лес стоял когда-то,
Дубы могучие росли,
Шумели липы в три обхвата,
Полянки вместо площадей,
А вместо улиц – перелоги,
И стаи диких лебедей,
И рев медведицы в берлоге,
И на заре на водопой,
Где плещет свежесть ключевая,
Шли лоси узкою тропой,
Рогами сучья задевая...

Слайд 4: Изображение реки.

Текла река в лесах, в лугах,
Ладьи скользили по теченью,
А на высоких берегах
Виднелись тут и там селенья.
Славянский люд в них проживал
С десятого, быть может, века,
Тот люд Москвою называл
Глубокую, большую реку.
Природы щедрые дары
Ценить уже умели люди.
Для них заботливо бобры
Вели хозяйство на запруде.
Для них копили пчелы мед,
Растила птиц трава густая,
В глубинах москворецких вод
Икру метала рыбья стая.
Они пасли в лугах стада.

Слайд 5: Изображение пашни.

Пахали землю под пшеницу,
Купцам сбывали в города
И лен, и воск, и мед, и птицу.
Из года в год богатый сбыт
Мехам бобра, медвежьим шкурам.
Водой и сушей путь открыт
В Ростов, Владимир, Суздаль, Муром.
Все это были города
Руси лесистой и огромной.
Столицей Киев был тогда,
Была Москва деревней скромной.

Слайд 6: Изображение деревни Москвы

Обобщение. В глухом лесном краю. Где протекало более пятидесяти рек и речек. Где могучие дубы отражались в глади озер, возникла Москва. Никто не предполагал тогда, что на лесистых холмах вырастут дома, что появится город, равного которому не будет на земле Русской. Начало Москвы окружено сказаниями, легендами.

Учитель: Итак, целью нашего Урока знаний будет поиск на следующие вопросы

Слайд 7: Какая существует версия о происхождении названия города Москвы?

В каком году был основан город Москва?

Слайд 8: Каким князем была основана Москва?

Слайд 9: Почему князь Юрий Долгорукий выбрал именно это место для основания города?

Почему Москва стала столицей русского государства?

3. О происхождении названия города.

– Какие у вас будут предположения о названии города? (Ответы детей.)

Обобщение учителем

– Стояло селение, как и все русские городища, на крутом берегу при слиянии двух рек – Москвы и Неглинной. В излучине рек возвышались убегающие холмы, покрытые хвойным лесом. Ставя селение, строители учитывали не только защитные свойства местности, но и красоту окружающей природы.

4. Основание Москвы.

– В каком году основана Москва? (Ответы детей.)

Обобщение учителем (под тихую инструментальную музыку “Одинокий пастух”)

– Когда появилось селение, сказать трудно.

Ехал великий князь Юрий со своей дружиной из славного города Киева в град Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у чудесного зверя три головы, шерсть пестрая, много цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Спросил князь ученого грека- предсказателя. Он растолковал это явление так:

– Встанет поблизости сих мест град превелик, и распространится вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значат, что сойдутся сюда народы разные.

– Это сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось знамение – вырос великий город.

– Князья и их дружины встретились, держали совет, и Юрий как гостеприимный хозяин устроил в честь Святослава пир – “обед силен”, по словам летописца. Было это в 1147 году, и эту дату принято считать годом основания Москвы.

5. Сценка “Разговор князей”

(Выходят два мальчика в костюмах русских князей.)

Учитель: Встретились два князя – Юрий Долгорукий и Святослав. Вот какой разговор произошел между ними.

Святослав: Присылал ты мне гонцов:

“Приходи ко мне в Москву”, –
И решил я поспешить,
Новый город навестить.

Юрий:

Святослав, мой друг и брат,
Как я видеть тебя рад!

Святослав:

Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит твой кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Почему ж решили вы
Поселиться у Москвы?

Учитель: Ребята, подумайте и скажите, что ответил князь Юрий?

(Дети высказывают свои предположения.)

Учитель: Давайте послушаем разговор до конца и узнаем, кто оказался ближе к истине.

Юрий:

Мы сюда пришли ладьями,
И верхами, и пешком.
Посидели, обсудили,
Осмотрели все кругом.
Здесь стояла деревушка
Над большой рекой Москвой
И решили: “Места много,
Есть что есть, и есть, что пить!”
Помолились дружно Богу,
Стали строиться и жить.

Святослав:

Да, родился город новый,
И надежен кремль дубовый!

Учитель: Итак, чьи предположения оказались верными?

6. Юрий Долгорукий – основатель Москвы.

– Какой князь основал Москву? (Ответы детей.)

– Почему у него такое прозвище?

Учитель: До нас дошло описание внешности князя Юрия: был он роста немалого, плотный, лицом белый, глаза небольшие, нос большой. Прозвище Долгорукий ему дано из-за того, что свои “долгие”, то есть длинные руки князь “протягивал” от Суздаля в разные концы Руси. Он стремился завладеть Новгородом, не прочь был прибрать к своим рукам Киев.

Слайд 10: Портрет Юрия Долгорукого.

– Какая скульптура украшает площадь Дмитрова? (Памятник Юрия Долгорукого.) Кто догадался, почему?

– Кто знает, когда был основан город Дмитров?

(Дмитров называют младшим братом Москвы, основан в 1154 году.)

Слайд 11: Памятник в Москве Юрию Долгорукому.

Слайд 12: памятник в Дмитрове Юрию Долгорукому.

7. Москва – столица русского государства

– Какие у вас есть предположения о том, почему именно Москва стала во главе русских городов? (Мнения детей.)

Учитель: В те времена у Руси был злейший враг – монголо-татарское иго. Многочисленные войска монголо-татар разоряли русские города, собирали дань в виде золота, серебра, сукна, мехов, продуктов с населения. В числе пострадавших городов от ига татар пострадал и Киев, столица Руси. Войска часто совершали набеги на этот богатый город.

Слайд 13: Изображение набегов монголо-татар на Русь.

А до Москвы монголо-татары доходили редко. Удобное расположение московских земель делало их недоступными для врагов как с востока, так и с запада. В Москве жили спокойно, поэтому на ее земли стали переселяться жители соседних княжеств. Застучали топоры плотников, стали строиться все новые и новые избы горожан. Быстро росло и богатело Московское княжество. Но хотя Москва и была убежищем для спасающихся от орды, но и она натерпелась много от набегов татар. Во время нашествия хана Батыя Москва была разграблена и сожжена, но через годы отстроилась вновь.

Свободнее вздохнули москвичи при князе Иване Калите. Прозвали его Калитой, то есть “кошельком с деньгами”.

Слайд 14: Портрет Ивана Калиты.

В этот памятный год москвичи неспроста
Дали прозвище князю Иван Калита.
“Калита” – это значит мешок для монет,
И точнее для князя названия нет!
Богатейших даров наготовил Иван
И повез их в Орду...
Хан доселе не видел даров –
Изумрудов, алмазов, куниц и бобров.

Хитростью и дорогими подарками князь Иван Данилович Калита добился от хана права самому собирать дань на Руси. Часть дани для монголо-татар Иван Калита оставлял для пополнения своей московской казны. На эти деньги он возводил укрепления вокруг Кремля, строил в нем каменные соборы и покупал новые земли. Если удавалось, покупал город. Если дани хватало только на село, покупал село или предлагал жителям соседних княжеств переселяться на земли Московского княжества.

Калита всеми возможными способами расширял свои владения. Он всеми средствами заботился о развитии торговли и ремесел в Москве. Учитывая роль церкви в укреплении власти, Иван Калита способствовал переезду главы русской церкви в Москву.

Так в Москву повели все дороги земли, Враждовать с Калитой уж князья не могли...

И Москва собрала вкруг себя города, Лишь с Москвою считалась отныне Орда. Именно Иван Калита заложил основы могущества Москвы.

Очень сильно изменился облик Москвы при внуке Ивана Калиты – Дмитрии Ивановиче. В очередной раз пожар сжег дубовую крепость московскую. Город остался без защиты.

Слайд 15: Изображение деревянного Кремля Москвы.

У старых стен кремлевских
Был опасный враг – огонь.
Как в засушливое лето
Загорится что-то где-то,
Дым закрутится седой
В слободе за слободой.
Тын за тыном, дом за домом,
По лачугам, по хоромам
Запылает вся Москва,
Как в печи горят дрова...
Это было много раз.

А Москва уже столица, и негоже ей без Кремля стоять. В летописи сказано: “Князь великий Дмитрий Иванович заложил град Москву каменну”.

Слайд 16: Портрет князя Дмитрия Ивановича.

Но пришел однажды час –
И из города Коломны
На Москву возы ползут:
Для Кремля с каменоломни
Возит камень русский люд.

Это был белый камень известняк. За один год крепость была возведена и охватила кольцом всю Москву. С тех пор и прозвали Москву белокаменной.

И былой стены на смену
Строит каменную стену
Небывалой красоты.
В стенах каменных бойницы,
Чтобы целить по врагу.
А вокруг Кремля в ту пору
Вырыт был глубокий ров,
Ров такой, через который
Не пробраться без мостов.

8. Работа над пословицами и поговорками о Москве.

Слайд 17–21: Пословицы и поговорки о Москве.

– Прочитаем хором.

– Как понимаете смысл пословиц и поговорок?

Москва – мать городов русских.

Москва – белокаменная, златоглавая, хлебосольная.

Москва не сразу строилась.

Москва слезам не верит.

Кто в Москве не бывал - красоты не видал.

– А теперь мы с вами перенесемся в современную красавицу-Москву.

Слайды 22–27: Современная Москва.

9. Коллективное исполнение песни Олега Газманова “Москва”.

10. Заключение.

Вот такое путешествие мы совершили с вами по древней Москве. Еще много нераскрытых страниц летописи Москвы. Об этом вы узнаете позже. Я очень надеюсь, что вы многое запомнили на этом уроке и захотите дальше перевернуть страницу истории нашей столицы. Вы сможете узнать новые имена знаменитых людей, которые прославили нашу Москву.

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!

Использованная литература

  1. Н.Кончаловская “Наша древняя столица”,
  2. М.В. Соловейчик “Я иду на урок в начальную школу. История”,
  3. И.Г. Смирнова “Поурочные планы по окружающему миру, 3-й класс, часть 2”,
  4. Я.Ю. Мартынова “Внеклассные мероприятия в начальной школе. Выпуск 2”.