Обобщающий урок по теме "Внутренние воды России"

Разделы: География


География немыслима без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают карты. Интерактивные карты позволяют существенно расширить демонстрационные возможности традиционных карт. При работе с электронной картой можно:

  • приближать участки земной поверхности для более полного рассмотрения;
  • снимать часть обозначений, упрощая карту;
  • делать рисунки;
  • наносить надписи при помощи маркеров;
  • ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности.

Существует три способа работы с электронной картой:

  • работа со слоями карты;
  • работа с дополнительным материалом;
  • использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).

Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Рисование можно задействовать при выполнении творческих заданий. Возможность наносить на карту подписи облегчает организацию географических диктантов, позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов.

Широкие функциональные возможности ИКТ позволяют учителю реализовать деятельностный практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы.

Цели и задачи урока:

Проверить знание учащимися основных терминов, понятий и определений по разделу.

Определить уровень знания учащимися:

  • главных особенностей внутренних вод России;
  • особенности размещения по территории страны крупных рек, озер и других видов внутренних вод;

Определить уровень умения учащихся:

  • показывать на карте основные объекты внутренних вод России – реки, озера;
  • работать с картами, схемами;
  • составлять характеристику по плану одного из объектов внутренних вод России.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации Microsoft Power Point, заданиями в программе Notebook (для интерактивной доски SMART board).

Форма организации деятельности учащихся:

  • индивидуальная работа;
  • работа в парах;
  • работа по рядам.

Учебно-наглядный комплекс:

  • учебнaедийная установка (компьютер, проектор, интерактивная доска SMART).

План урока:

Этап урока Приемы и методы Время (мин)
I этап: Вводно-мотивационный.
1. Вступительное слово учителя   1 мин.
2. Организационный момент (формулирование темы урока, постановка целей и задач урока) Слайд-презентация (PowerPoint) 2 мин.
3. Повторение и обобщение знаний Задания в программе Notebook (использование интерактивной доски);

Работа в тетрадях

20 мин.

II этап: Операционный (организация познавательной деятельности по решению творческого задания).

4. Обобщение знаний, умений и навыков Задания в программе Notebook (использование интерактивной доски) 10 мин.

III этап: Контроль и коррекция

5. Подведение итогов   5 мин.
6. Домашнее задание   2 мин.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Приветствие учащихся.

2. Организационный момент (формулирование темы урока, постановка целей и задач урока)

- Сейчас вы увидите слайды с текстом, ваша задача сформулировать тему урока.

На интерактивной доске слайды 1-11 (Приложение 1).

- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока.

Повторение и обобщение знаний (работа на интерактивной доске).

Приложение 2.

Задание 1. Заполнить схему (< Рисунок 1> , < Рисунок 2> ).

Задание 2. Найди пару. В тетради запишите пару (понятие и определение, цифра – буква) (< Рисунок 3> ).

Ключ ответов:

1Е, 2Г, 3А, 4В, 5Б, 6Д.

Самопроверка.

Задание 3. Работа с интерактивной картой – диск “Водные ресурсы России” (интерактивная доска). Нанести объекты на контурную карту и перенести их на интерактивную карту с помощью маркеров. (Синий цвет – реки, зеленый цвет – озера, красный цвет – бассейны океанов).

Задания (Приложение 4):

Нанести на карту.

Название рек:

Волга, Амур, Северная Двина, Лена, Енисей, Обь.

Название озер:

Каспий, Байкал, Ханка, Таймыр, Ладожское, Онежское.

А – самую длинную реку;

Б – самую полноводную реку;

В – реку с наибольшим бассейном.

г) Типы озерных котловин:

Т – тектоническое

Л – ледниковое

д) название бассейнов:

Северно-Ледовитый, Атлантический, Тихий

Минутка здоровьясбережения.

Задание 4. Определите реки и озера по описанию и физической карте атласа.

(Слайд 12).

1. Определите, о какой реке и каком озере идет речь, используя описание (Приложение 3 < Рисунок 4> ).:

а) Многоводная река России, начинается в высоких горах и течет по равнине, разделяет низменность и плоскогорье. На реке построена одна из крупнейших гидроэлектростанций в мире.

б) Единственная река, вытекающая из очень глубокого живописного озера. На ней не бывает паводков, так как она равномерно получает воду из озера. Река покрыта льдом около трех месяцев в году. Обладает громадными запасами водной энергии.

Озеро 1. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения.

Озеро 2. Это озеро – самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни – единственная связь страны с осажденным Ленинградом.

Озеро 3. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже водятся великаны Арктики – овцебыки.

Озеро 4. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений – ? из них эндемичны, т. е. встречаются только здесь. (< Рисунок 5> )

Взаимопроверка.

4. Обобщение знаний, умений и навыков.

Задание 5. Творческое. Составьте характеристику реки, используя признаки.

1 ряд – Обь; 2 ряд – Амур; 3 ряд – Лена.
1) Ледниковое питание.

2) Смешанное питание.

3) Дождевое питание.

4) Половодье весной.

5) Половодье летом.

6) Имеет большое падение воды.

7) Имеет небольшое падение воды.

8) Не замерзают зимой.

9) Замерзают на продолжительный срок.

10) Подо льдом 1 – 3 месяца.

11) Используется на орошение.

12) Реки бессточной области.

Проверка на интерактивной доске (< Рисунок 6> ).

Итог урока.

- Вы успешно справились с поставленной задачей. Обобщили знания по теме: “Внутренние воды России”. Тетради и контурные карты сдайте. Оценки получите за урок по работе в тетради и на контурной карте.

Домашнее задание.

Составить кроссворд “Название рек России с буквой “Р”, используя физическую карту атласа, дополнительную литературу по теме.

Спасибо за урок!