Урок русского языка в 6-м классе "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя числительное"

Разделы: Русский язык


Цель: Обеспечить организацию деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов их применения при решении практических задач по теме “Имя числительное”.

Оборудование:

1) таблица со словарной работой;

2) раздаточный материал (распечатан на каждого ученика).

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас заключительный урок по теме “Имя числительное”. Наша задача – обобщить и систематизировать все, что вы знаете о числительном, а также проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о склонении числительных, правильно ли вы употребляете числительные с другими частями речи, соблюдаете ли нормы произношения. А также я хочу пригласить вас совершить заочную экскурсию в прошлое и настоящее нашего края – Белгородской области, которой в этом году исполнилось 59 лет со дня ее образования. Мы перелистаем героические страницы истории Белгородчины, затронем ее современные проблемы. А заодно вы убедитесь, какая это важная часть речи – имя числительное.

III. Проверочная работа (тестирование).

Цель: проверить осознанность знаний определений и правил по теме “Имя числительное”.

Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили теоретические знания по изученной теме. С этой целью я предлагаю вам тестовые задания. (См. в книге: Т.А. Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 6 класс. М., “Просвещение”, 1997.)

Тест для проверки осознанности знаний определений и правил

1. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает:

а) предмет;
б) количество предметов, число, порядок предметов при счете;
в) признак предмета;

2. Имена числительные делятся на:

а) качественные и относительные;
б) собственные и нарицательные;
в) количественные и порядковые.

3. Составные числительные – это числительные, состоящие из:

а) одного слова с двумя корнями;
б) двух или более слов.

4. Мягкий знак пишется:

а) на конце всех числительных;
б) на конце числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать;
в) в именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня.

5. У количественных числительных есть разряды:

а) обозначающие целые числа;
б) собирательные;
в) обозначающие порядок предметов при счете;
г) обозначающие дробные числа.

6. При склонении дробных числительных:

а) склоняются обе части как числительные;
б) склоняются обе части как прилагательные;
в) первая часть склоняется как числительное, вторая – как прилагательное во множественном числе.

7. Собирательные числительные сочетаются:

а) со всеми существительными;
б) с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных;
в) с существительными, употребляющимися только во множественном числе.

8. Порядковые числительные обозначают:

а) количество предметов;
б) порядок предметов при счете;
в) несколько предметов как одно целое.

9. Порядковые числительные изменяются:

а) по падежам, родам и числам;
б) по лицам и числам;
в) не изменяются.

10. В составных порядковых числительных:

а) склоняется только последнее слово;
б) склоняются все слова;
в) ни одно слово не склоняется.

IV. Словарно-орфографическая диктовка.

Повторим правописание слов, с которыми вы знакомились, изучая тему “Имя числительное”.

Миллион, миллиард, километр, гектар, центнер, тонна, процент, территория, одиннадцать, двести, триста, четыреста, бассейн.

Работа в парах.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте написание этих слов друг у другу, оцените работу своего товарища.

V. Словарная работа.

Сейчас я хочу познакомить вас с правописанием и значением слов, которые встретятся на уроке как в текстах, так и в отдельных предложениях. Эти слова обозначают названия территориальных единиц, на которые делится государство. Губерния, провинция уезд – так назывались территориальные единицы, которые были в нашем государстве в прошлом (до реформы 1923 – 1929 годов), регион, область, район – это названия современных территориальных единиц.

губерния регион
провинция область
уезд район

Составьте предложения со словами второго столбика, употребив числительные.

VI. Индивидуальные задания по карточкам у доски.

Карточка № 1

Первые православные храмы по…вились на Белгородской земле в 992 году.

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения.
  2. Числительное 992 разобрать морфологически.

Карточка № 2

Белгородская губерния была учреждена 1 марта 1727 года а упразднена 23 мая 1779 года. В ее состав входили 3 провинци… и 35 уездов. Население губерни… сост…вляло около 1 ми (л, лл)иона 100 тысяч (?) человек.

  1. Объяснить постановку пропущенной запятой, объяснить пропущенные орфограммы.
  2. Записать имена числительные словами, распределив их на два столбика: количественные/порядковые.

VII. Комментируемое письмо.

Цель: повторить постановку тире между подлежащим и сказуемым.

Объясните правописание числительных, постановку знаков препинания, составьте схемы предложений.

  1. Город Белгород – экономический и культурный центр Белгородской области.
  2. Максимальная глубина Белгородского водохранилища – четырнадцать метров.
  3. Шестьсот девяносто пять километров – расстояние от Белгорода до Москвы.
  4. Семью восемь – пятьдесят шесть.

Далее заслушиваются ответы учеников, выполняющих индивидуальные задания у доски.

VIII. Исправление недочетов в употреблении имен числительных. (На парте у каждого ученика имеется раздаточный материал.)

Цель: проверить умение находить недочеты в употреблении имен числительных, исправлять эти недочеты, правильно употреблять числительные.

А теперь проверим, умеете ли вы правильно употреблять имена числительные. Я предлагаю вам следующее задание: отредактируйте предложения, в которых есть ошибки в употреблении числительных. Объясните, в чем причина этих ошибок. Задания выполняем устно.

1) По обеим берегам Северского Донца растут сосны.

2) В Белгороде около девяти вузов.

3) В январе тысяча девятьсот девяносто девятом году в Белгороде состоялся I Международный фестиваль современной музыки.

4) За последние восемь лет в Белгородскую область для постоянного проживания приехали более двести восемьдесят тысяч человек.

IX. Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем. Проводим физкультминутку.

Раз, два, три, четыре, пять - (дети маршируют)
Все умеем мы считать! (сгибают пальцы)
Шесть, семь, восемь - (наклоны в стороны)
О числительном мы спросим, (махи руками)
Как читать и как писать, (кисти рук на плечах, круговые движения)
Документы заполнять! (вращения кистями)
Девять, десять – не зевай: (наклоны головы вперед – назад)
С нами правила повторяй! (наклоны головы вправо – влево)

X. Работа с текстом. (На парте у каждого ученика имеется раздаточный материал.)

Белгородская область – составная часть Центрально-Черноземного региона Российской Федерации. Она была образована 6 января 1959 года. В состав Белгородской области входят 21 район, 10 городов, 1592 сельских населенных пункта. Численность населения – свыше 1 миллиона человек. 1/3 часть населения проживает в сельской местности.

Площадь составляет 27,1 тысяч квадратных километров. Среди других областей, краев и республик России Белгородская область по территории занимает 62 место. Протяженность ее границ – 1150 километров, из них 540 километров – с Украиной. Через Белгород проходят важнейшие авто – и железнодорожные магистрали межгосударственного значения, соединяющие Москву с южными районами России, а также с Украиной.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Докажите, что это текст, а не отдельные предложения.
  3. Определите тему текста.
  4. Определите стиль текста и тип речи.
  5. Какова роль числительных в тексте?
  6. Запишите числительные словами, объясните их правописание.
  7. Сделайте морфологический разбор одного числительного (по выбору учащихся).

XI. Дифференцированные задания. (На парте у каждого ученика имеется раздаточный материал.)

Обратимся к славному героическому прошлому нашего родного края. Вспомните уроки истории, заседания краеведческого кружка, который вы посещаете, и ответьте на вопросы:

1) О чем вам говорит дата 1943 год?

2) Какое отношение эта дата имеет к Белгородчине?

(Летом 1943 года произошла Курская битва, советские войска освободили территорию нашей области от немецких оккупантов. 5 августа 1943 года освобожден город Белгород, и в Москве в честь этого события был дан первый салют.)

Спасибо за исторический комментарий. А теперь я предлагаю вам дифференцированные задания. Выберите для себя такое задание, с которым вы сможете успешно справиться.

“3” Согласуйте имена числительные с существительными. Числительные запишите словами. Обозначьте падеж.

Из 120 орудий.

12 артиллерийскими залпами.

К 5 августа 1943 года.

После 49 дней.

“4” Ответьте письменно на данные вопросы, указывая дату.

  1. Когда был дан первый салют в Москве?
  2. Сколько дней длилась Курская битва?
  3. Когда наша страна будет отмечать 65-летие Курской битвы?

Для справок: 5 августа 2008 года; 5 августа 1943 года; 49 дней.

“5” Напишите сочинение-миниатюру на тему “Первый салют в Москве”, используя при этом опорные слова.

5 августа 1943 года; впервые; 120 орудий; 12 артиллерийских залпов; знаменательная победа.

Образцы ученических сочинений:

Пятого августа тысяча девятьсот сорок третьего года после ожесточенных боев советские войска освободили город Белгород от немецких захватчиков. В честь знаменательной победы впервые в истории Великой Отечественной войны вечером пятого августа в Москве был дан салют двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати орудий.

Пятое августа тысяча девятьсот сорок третьего года – знаменательная дата. В этот день советские солдаты освободили город Белгород от немецких оккупантов. В честь великой победы в Москве впервые был дан салют. Вечернее небо столицы озарилось миллионами разноцветных огней. Двенадцатью залпами из ста двадцати орудий страна славила своих героев. Белгород стал городом первого салюта.

XII. “Конкурс на замещение вакантной должности телевизионного обозревателя новостей” (3 человека).

Ученики читают небольшие тексты, содержащие информацию о социальном развитии Белгородчины за последнее десятилетие. Их задача – соблюдение грамматических и орфоэпических норм.

Роль жюри играет класс.

XIII. Итог урока.

  1. Какую роль играет в речи имя числительное?
  2. Зачем нужно изучать имя числительное?
  3. Помогли ли вам имена числительные лучше узнать историю родного края?

XIV. Домашнее задание.

“3” упр. 388: списать 3-й абзац, заменяя числа словами;

“4” и “5” упр. 389.

(Задания даются по учебнику: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., “Просвещение”, 2007.)

XV. Рефлексия.

Прошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке. Прикрепите клейкие квадратики к предложению, которое соответствует тому, насколько хорошо вы усвоили тему “Имя числительное”. (Предложения записаны на листе ватмана, который прикреплен на двери класса.)

Тема усвоена полностью.

Требуется повторить.

Тема не усвоена.