Умножение обыкновенных дробей. Урок-практикум с применением интерактивной программы и заданий на развитие речевой деятельности

Разделы: Математика, Информатика


Почему среди прочих целей математического образования, пусть не на первом месте, но говорится о развитии речи? Это следствие того, что математикой воспитываются такие качества как точность, четкость и ясность речи и ума. Но нередко, к сожалению, в связи с массовым переходом на тестовую систему контроля, все меньше внимания на уроках математики уделяется развитию речи. А меж тем создающийся дисбаланс между умением делать и неумением объяснять свои действия приводит к школьным неуспехам. Кроме того, правильная речь является убедительным показателем духовной культуры личности. В трудах известных психологов подчеркивается необходимость специальных упражнений, речевой практики и системы в работе по совершенствованию речи школьников.

Данный урок проводился в коррекционном классе для детей с тяжелыми нарушениями речи, но будет полезен всем, т.к. наши дети обучаются по общеобразовательной программе, но с акцентом на развитие речевой деятельности (задания на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи и умения учиться). При работе с предложенными заданиями, учитель следит за правильным произношением числительных, рациональным порядком слов в высказывании, возможностью перестановки слов без ущерба для смысла высказывания, использованием математических законов для разнообразия формулировок. Целенаправленная и систематическая работа по коррекции и развитию речи приводит к осознанному владению предметными знаниями, умениями и навыками; а между делом, дает толику социальной защищенности учащихся через уверенность в слове.

Кроме того, применение на уроке интерактивной компьютерной программы и прикладных заданий существенно повышает интерес к предмету и качество обучения.

Цели:

  • учебные: сформировать умения умножать обыкновенные дроби, самостоятельно выбрав наиболее рациональный для каждого примера способ вычисления. Воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов. Развивать навыки самоконтроля. Повышать интерес к предмету через использование ИКТ и развивающих заданий.
  • коррекционные: работа над расширением лексического запаса через использование математических терминов.

Используемые программы, ресурсы:

  • доска, ПК, проектор мультимедийный, экран, презентация к уроку Приложение 1
  • программа "Арифметические действия с обыкновенными дробями". (Версия 2.1 С.А.Ермолин. Программа взята с архива бесплатных программ http://www.download.ru) - Приложение 2.

Структура урока:

  1. Организационный момент, настрой на урок-4 мин.
  2. Постановка учащимися целей урока- 4 мин.
  3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся- 15 мин.
  4. Выполнение тренировочных заданий на ПК- 17 мин.
  5. Обсуждение результатов и постановка д/з.- 5 мин.
  6. Резервные задания.

Ход урока

  1. Организационный момент, настрой на урок.
  • Проверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку. Выполняется упражнение для концентрации внимания (счёт от 1 до 20 с одновременным написанием чисел от 20 до 1)
  • Отмечается, что изучение обыкновенных дробей и действий над ними продолжается.
  • Уточняется, что сегодня мы третий урок будем умножать обыкновенные дроби и в конце урока традиционно сможем проверить свои знания на компьютере. Учитель предлагает настроиться на урок и спрашивает: есть ли вопросы по домашнему заданию - по общей или индивидуальной части. Если есть - отвечает на них.
  1. Постановка учащимися целей урока.

Предлагается написать тему урока, подумать и записать в тетрадь, какую цель поставит перед собой на этот урок каждый ребёнок. Желающие называют свои цели вслух.

  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Предлагается презентация, состоящая из двух частей - блоков: первый – развивающие задания на коррекцию и развитие речи, внимания и понимания <Приложение 1>, слайды 1- 5; второй – закрепление ЗУН по действиям с дробями <Приложение 1>, слайды 6 – 8. При отсутствии проектора задания могут быть записаны на доске или карточках.

Выполняют 1 часть: <Приложение 1>; слайды 1- 5

(Отвечают полным ответом, доказывая свою точку зрения.)

1 слайд: дополни сочетания, угадав недостающие слова:

1. десятичная ...  
2. значение ...  
3. корень ...  
4. сравнить ...  
5. выполнить ...  
6. заполнить ...  

2 слайд: назови ЧАСТНЫЕ понятия по более общим:

единица времени  
математическое действие  
многоугольник  

3 слайд: теперь попробуй ОБОБЩИТЬ следующие пары понятий.

биология - математика  
метр - сантиметр  

4 слайд: подбери к данному понятию ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ему по смыслу:

увеличить  
разделить  

5 слайд: подбери к следующим понятиям такие, которые находились бы с ними в отношениях ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:

пятый  
 

Предлагается вспомнить алгоритмы сравнения, сложения, вычитания и умножения обыкновенных дробей. Для этого раздаются карточки с пропущенными ключевыми словами. Необходимо их вписать (работают индивидуально, потом взаимопроверка с обсуждением в парах):

Чтобы сложить смешанные числа, надо:
  1. привести ………….. части этих чисел к наименьшему ………….….;
  2. отдельно выполнить сложение ………частей и отдельно …………частей. Если при сложении дробных частей получилась ……… дробь, выделить ………… часть из этой дроби и …………её к полученной целой части.

 

Чтобы выполнить вычитание смешанных чисел, надо: привести ……… части этих чисел к наименьшему ……….; если ……… часть уменьшаемого меньше ………. части вычитаемого, превратить её в ………. дробь, уменьшив на единицу целую часть; отдельно выполнить вычитание …… частей и отдельно ……. частей.

 

Чтобы перемножить дроби, нужно:
  1. превратить их в неправильные;
  2. перемножить их числители и записать в …………….;
  3. перемножить их знаменатели и записать в …………….;
  4. при необходимости ………….. или выделить целую часть из получившейся дроби.

После взаимопроверки и обсуждения в парах, желающие зачитывают алгоритмы вслух. После этого предлагаются задания из второй части презентации <Приложение 1>, слайды № 6-8;

  1. Заполните лесенку, если цифра соответствует порядковому номеру буквы в русском алфавите: (ответ: (+ - + ) х = ));

  1. Исключи лишнюю дробь (доказав это):
; 0,3; ; ; ; ;

( ответ: любая из представленных дробей может быть названа лишней по какому-либо признаку - равная 1, десятичная, сократимая, неправильная, смешанная, равная 0)

3. Выбери из первой строки самое большое число, из второй самое маленькое, умножь их и узнаешь среднюю длину (в метрах) тела морского животного, живущего в озере Байкал (тюлень):

; img9.gif ; ;
; ; ; ;

(ответ: * = 1 метр. Если позволяет время, предложить угадать название этого животного, переставив порядок букв: ельнют).

  1. Выполнение тренировочных заданий на ПК.

На вторую часть урока учащиеся индивидуально на ПК работают с программой "Арифметические действия с обыкновенными дробями" - <Приложение 2> .

Это программа на все действия с обыкновенными дробями: сложение, вычитание, умножение и деление (всего на 19 уроков). На каждое действие предлагается три - пять уроков, на каждый урок - по 8 примеров, охватывающих практически все основные особенности данной темы. Все примеры АВТОМАТИЧЕСКИ (т. е. без участия человека) формируются машиной из собственных подпрограмм из случайных чисел и в произвольном порядке включаются в вариант, так что даже при многократном запуске программы вероятность повторения примера ничтожно мала. Генератор чисел исключает возможность списывания. Переход к следующему примеру осуществляется только при правильном решении предыдущего. По ходу решения отмечаются номера примеров и выделяются различным цветом правильные ответы (зелёным), ошибки (красным), недочёты (розовым). После решения последнего примера на экран выводится результат: количество правильных ответов, ошибок и недочётов, а также рекомендации (например: обрати внимание на сокращение дробей).

В данном случае учащиеся выполняют урок № 14 - 8 примеров на умножение дробей. Включены примеры: умножение дробных чисел (все случаи: с сократимым и несократимым результатом; умножение дроби на целое число; умножение смешанного числа на целое; смешанного числа на дробь и умножение смешанных чисел с целым или дробным результатом.)

Если в примере допущена ошибка или была подсказка от консультанта (учитель, сильный учащийся или приглашенный семиклассник), ученик добавляет этот пример в качестве индивидуальной части к основному домашнему заданию.

Если какой- то учащийся раньше справляется с решением, то он, наряду с учителем, может выступать консультантом для остальных.

  1. Обсуждение результатов и постановка д/з.

В итоговой части урока выясняется, все ли ученики достигли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока. Если нет, эта цель переносится на следующий урок – тренинг. Проверяется, все ли дети записали в качестве индивидуальной части домашнего задания те примеры, в которых были допущены ошибки или понадобилась помощь, записывается или выдается карточка с домашним заданием (общая часть). Подводятся итоги, выставляются и комментируются оценки, выясняется, что понравилось и что не понравилось на уроке. Сообщается, что завтра мы решаем текстовые задачи с использованием умножения, а далее продолжим тренинг, его итог - контрольная работа.

  1. Резервные задания: <Приложение 1>; слайды 9-13.

В случае если учащиеся справляются с работой раньше запланированного времени, предлагаются задания прикладного характера:

  1. Мамонтово дерево (Америка) живёт 2500 лет. Сколько строится у нас в лесу муравейник, если это 1/100 возраста данного дерева? А сколько времени растёт кустик брусники, если это 3/250 от возраста дерева? А погубить их можно за минуту! Берегите природу! Она такая хрупкая!
  2. Задание на тренировку умения удерживать внимание:

Постараться как можно дольше удерживать внимание на восприятии фигуры:

3. Проследите логику в последовательности дробей и запишите следующую дробь:

;

;

;

;