Урок русского языка в 4-м классе с использованием интерактивной доски по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщить полученные знания об имени существительном.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня мы проводим не совсем обычный урок. Будем использовать интерактивную доску. Правила техники безопасности при работе с ней:

  • Соблюдать правила безопасности при работе с приборами, подключёнными к электрической сети.
  • Нельзя смотреть на объектив проектора. Работая около доски, необходимо сделать 2 шага в сторону, только после этого повернуться к классу.

2. Сообщение темы и цели урока. Запись числа в тетради. 1 слайд. Приложение (формат приложения .xbk)

Какая часть речи?

кошка

Сергей

грузовик

диван

мальчик

зеркало

 - Какой частью речи являются данные слова? По каким признакам вы это определили? Сегодня на уроке мы будем вспоминать и обобщать всё, что узнали за это время об имени существительном. Итак, что же такое имя существительное? (Правило) (2 слайд со шторкой, открывается первая часть).

имя существительное

обозначает предмет кто? что?

3. Повторение пройденного.

  • Почему имена существительные имеют два вопроса, а не один “Что”? (Обозначает одушевлённые и неодушевлённые имена существительные). Это первый морфологический признак имени существительного, с которым мы познакомились. (2 слайд, открывается вторая часть)

одушевлённое,

неодушевлённое

  • Выполните задание. (3 слайд.) Маркером на доске написать вопросы “кто” или “что”. Делаем запись в тетради в 2 столбика. Назовите орфограммы.

  • Следующее задание. (4 слайд). По каким признакам это можно сделать? (Род, склонение)

(Учащиеся делят слова на группы, перемещая их по доске) В тетради делается запись.

- Итак, какие ещё морфологические признаки имён существительных мы вспомнили? (2 слайд, открывается 4 часть).

род: ж., м., ср.

 

склонение: 1, 2, 3

4. Физминутка.

(5 слайд). Упражнения для глаз, помогающие снять усталость и напряжение.

5. Закрепление пройденного (продолжение).

а) – Найдите лишнее слово? (Николай). Почему? Как называются имена существительные, обозначающие имена, фамилии, клички животных и т.д.? (Собственные). А все остальные? (нарицательные). Как они пишутся? Это ещё один признак имени существительного. (2 слайд, открывается 5 часть).

собственное,

нарицательное

-Выполните задание. (6 слайд). Делаем запись в тетради.

б)- (2 слайд). Как называются все эти признаки? (Неизменяемые). Как изменяется имя существительное? (По числам и падежам) (Открывается 6 часть). В каком числе могут стоять имена существительные? Какие падежи?

изменяется по

числам и падежам

(7 слайд) Выполняем задание устно, работая только на доске. Работаем парами, сначала обсуждаем, затем выходим и заполняем таблицу.

в) – Молодцы! Составим предложение с одним из этих имён существительных. (8 слайд).

- Разберите это предложение по членам предложения. Какими членами предложения может быть имя существительное? (2 слайд). (Открывается 7 часть).

в предложении бывает

главным и второстепенным членом

6. Итог.

- Итак, мы вспомнили все морфологические признаки имён существительных, с которыми знакомились в начальной школе. В итоге у нас получилась памятка.

7. Домашнее задание. Оценивание.

- Пользуясь памяткой, выполнить морфологический разбор имён существительных составленного предложения: Машина в городе перевозит грузы.