Проектная деятельность младших школьников как основа обучения и развития активной творческой личности

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем скорее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. Учитель и ученик должны быть современны в новую информационную эпоху.

В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается:

  • “участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”;
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • создание собственных произведений, проектов, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

Другими словами от школы ждут не “нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы. Помочь ему в этом, поддержать – задача учителя, семьи.

В создавшихся условиях естественным стало появление личностно ориентированных технологий.

В свой работе хочу показать преимущества метода проекта, проанализировать результаты и предложить использовать данный опыт в практике работы учителей начальной школы.

Метод проектов. Слайд 1

Презентация

  • это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов (например — газета, альбом, книга, сценарий и др.);
  • образовательная технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Основной тезис метода проектов — всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить. Слайд 2

Этапы выполнения проекта. Слайд 3

Соотношение деятельности учителя и ученика на разных этапах. Слайд 4

На всех этапах деятельности важная роль отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, обеспечивая развитие и обучение детей, а с другой, является равноправным членом, выдвигающим цели, предлагающим интересные идеи для обсуждения.

Окончательный выбор темы проекта остаётся за учителем. Зная интересы своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого ученика или группы учащихся.

Проекты особенно интересны и результативны, на мой взгляд, в тесной взаимосвязи урочной и факультативной работы, что, однако, требует особенно тщательной работы учителя.

Почему из разнообразия инновационных направлений мной выбран метод проектов? По нескольким причинам:

  • Во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы занятий он наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных целей любой программой, стандартом образования, сохраняя при этом достижения психологии и частных методик;
  • во-вторых, потому, что этот метод обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, критическое мышление;
  • в-третьих, потому, что проекты сплачивают детей и родителей, развивают умение работать в команде.

При использовании в 1-м классе метода проекта в процессе работы над “Азбукой” решаются многие учебные задачи периода обучения грамоте, развиваются творческие, литературные способности школьников. Так, решению интеллектуально-нравственных задач способствовала проектная работа первоклассников “Азбука вежливости”.

Проектная работа включает 5 ступеней (этапов):

  • На 1 этапе проектной работы нами была поставлена задача создания собственной азбуки.
  • На 2 этапе при обсуждении идей и путей реализации поставленной цели школьники предложили на каждую букву русского алфавита придумать вежливое слово.
  • Третий этап в проекте коллективно не обсуждался, так как каждый участник самостоятельно решал, как будет выглядеть оформление его собственной “Азбуки вежливости”.
  • В реализации 4 этапа проекта (изготовление изделия) участвовали родители первоклассников: они самостоятельно поддерживали детей советом в оформлении работы.
  • На 5, заключительном, этапе была организована выставка детских работ. По окончании выставки работы были оформлены в виде альбома

“Азбука вежливости учащихся”

  • А - аккуратность;
  • Б – будьте добры, благородный, благодарю, благодарный, будь здоров, благожелательный, браво;
  • В – вежливость, воспитанный, внимательный, всего хорошего;
  • Г – гордость, грамотный, галантность, гуманный, гостеприимный, героизм;
  • Д – доброта, доброе утро (день), дисциплинированный, деликатность, дружба, до свидания;
  • Г – единодушие, естественность, если Вас не затруднит;
  • Ж – желанный, жизнерадостный, жалостливый;
  • Ф – фантастический, фантазия;
  • Ц – ценный, целеустремлённость, цель, целомудренность;
  • Ч – честность, чувствительность, человечность, чем Вы обеспокоены;
  • Ш – шикарный, шалость, шутка;
  • Щ – щедрость;
  • Э – этикет, эрудиция, экстравагантность, экономный;
  • Ю – юмор;
  • Я - ясный, яркость.

На празднике прощания с первой учебной книгой - “Азбукой” были презентованы наиболее интересные в содержательном и оформительском плане работы. Так, например, Козелкова К. в своей работе вежливые слова и выражения записала не по алфавиту, а разделила на тематические группы: слова благодарности, извинения, приветствия, прощания, знакомства. В каждой такой группе были представлены 5-6 слов и выражений.

У Вероники В. “Азбука вежливости” была оформлена в виде солнца. Каждый луч солнца представлял собой вежливое слово или выражение. Каждый участник проекта получил благодарственное письмо: Благодарность. Слайд 5

В целом работа над проектом “Азбука вежливости” заняла около месяца. В результате работы у первоклассников пополнился словарный запас; развивались творческие и литературные способности; совершенствовалась техника чтения.

Во 2-м классе система работы над проектами нашла своё продолжение.

На родительском собрании обсудили проведение праздника “Мы и наши имена”, о том, к каким конкурсам следует готовиться, как сделать родословное древо, придумать герб, девиз семьи, где можно найти значение имени своего ребёнка, происхождение фамилии, вспомнить семейные традиции, легенды, предания, подготовить пословицы о роде и семье.

Родители с большим желанием отнеслись к этой идее, но были и трудности. Основная – сбор материала о родословной своей семьи. Ребятам пришлось провести опрос родственников. Они писали им письма, звонили по телефону в разные города и районы не только России, но и в страны Ближнего Зарубежья, искали старинные фотографии. Дети с удовольствием включались в общее дело, штудировали книги с пословицами. Каждое родословное древо, принесённое ребёнком, было событием не только для него, класса, но и для родителей. Родословные были красиво оформлены, использовались фотографии и рисунки. Например, один мальчик, разглядывая фотографию 1812 года, понял, что он очень похож на своего прапрадеда, и очень был горд этим. Каждая семья при оформлении проявила индивидуальность, всё было сделано с большой любовью. Вот некоторые девизы, придуманные родителями и детьми: “Учиться и честно трудиться”, “Кто мало думает, тот много ошибается”, “Человек без Родины – что земля без семени”. Слайд 6

Атмосфера добра и уважения, сотрудничества пронизывают такие праздники, возникает возможность сотворчества педагога, учащихся и родителей.

Банк проектов. Слайд 7

  • Мой родной Нижегородский край
  • Памятные места города Сарова
  • Наше Отечество и его защитники
  • Семейная реликвия “Память о моём прадедушке”
  • Семейная реликвия “Фарфоровая чашка”
  • Семейная реликвия “Бабушкин полушалок”
  • Пётр Первый – державный основатель
  • История Новогодней открытки
  • Русская матрёшка
  • Берёзка – символ Родины моей
  • Моё дерево

Пичугина Анна захотела, чтобы возле школы поселились птицы. Она поставила перед собой такую цель – подружиться с деревьями. Девочка посоветовалась со взрослыми, всё расспросила о растениях. Сходила в библиотеку, взяла книги о деревьях. Потом наметила план к достижению своей цели. Юная исследовательница решила, как можно больше узнать о деревьях. Наступило время подводить итоги. Что ей удалось, а что нет? Что она сделала самостоятельно, а где ей помогли? Что в другой раз она сделает иначе? Вот на какие вопросы отвечала себе Анна. Слова: цель, подготовка, план, выполнение, подведение итогов обозначают основные этапы выполнения проекта. Свой проект “Моё дерево” Анна представила 15 декабря 2007 года на городской конференции исследовательских работ “Я – исследователь” и заняла первое место среди учащихся 3–5-х классов. Слайд 8

Итоги проектной деятельности, 3-й класс.

  • В городском этапе исторического конкурса “Моя семья в истории страны” в рамках областной программы “Отечество”: 1м.- Кудряшова А.; 2м.- Смирнова О. (номинация “Семейная реликвия”).
  • Школьная конференция “ШАГ В БУДУЩЕЕ” исследовательских и проектных работ в секции общественных наук - Карина Курникова (2 место).
  • В городском этапе Всероссийского творческого конкурса “Овеянные славою флаг наш и герб” в номинации литературная работа отмечен проект “Герб России”, автор Курникова Карина. Слайд 9.

Результаты диагностики: Слайд 10

Выводы

Результаты показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить цель и подчинять ей свою деятельность.

  • Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся работы. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.
  • Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.
  •  Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.  

Презентация