Формирование у школьников качества гражданина и патриота

Разделы: Администрирование школы


На протяжении всего существования школа №832 – центр различных педагогических исследований. Она славится традициями. Одна из главных задач школы была всегда и остаётся – это воспитательная работа.

В школе давно существует и отработана система воспитательной работы, которая включает следующие направления:

  • Художественно-эстетическое и игровое.
  • Гражданско-патриотическое.
  • Нравственно-правовое.
  • Работа с родителями и с общественностью.
  • Спортивно-оздоровительное.

Мы рассматриваем работу школы как единое целое, где осуществляется взаимосвязь обучения и воспитания через конкретные дела и в интересах ребёнка.

Все элементы воспитания – это не дань моде, а традиция нашей школы.

Красной нитью проходит через все направления системы воспитания – патриотическое воспитание. Вопросы патриотического воспитания были актуальны всегда, но особенно остро они встают сегодня – в годы перемен, когда рушатся установленные связи и массовое сознание подвергается испытанию новизной. Именно в это время, мы считаем, важно не растерять накопленное, не пойти на поводу быстро меняющихся веяний, а чётко осознавая систему способную воспитывать в подрастающем поколении чувство сопричастности к системе культурных ценностей, к истории и традициям своей Родины, своего государства, деятельной любви к Отечеству.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс по формированию у учащихся качеств гражданина, патриота.

Данные качества включают в себя:

  •  любовь к своей семье, своему дому, окружающей природе, к земле, на которой родился и живёшь – к Родине;
  • чувство сопричастности истории своего Отечества и ответственность за окружающую жизнь;
  • сочувствие, потребность защищать своих ближних, других людей, Родину;
  • трудолюбие, решительность;
  •  предприимчивость, хозяйственность;
  •  уважение к правам и свободам человека способность и желание выполнять свои обязанности.

Формирование в учащихся гражданско-патриотических качеств является одной из приоритетных воспитательных задач и требует для своего решения определённой системы. Героические события Отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки. культуры и спорта создают реальные предпосылки для разработки мероприятий по патриотическому воспитанию.

Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», основной целью которой было создание системы патриотического воспитания. В целях выполнения данной государственной программы была принята городская программа «Патриотическое воспитание молодёжи Москвы на 2001–2005 годы», и подпрограмма Южного округа «Сыны Отечества».
Программы ориентированы на совершенствование системы патриотического воспитания молодёжи Москвы и определяют основные пути её развития и основные компоненты, позволяющие формировать готовность молодёжи к служению Отечества. При этом учитываются опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества.

На основе Государственной и городской программ, подпрограммы Южного округа в нашей школе разработана своя Программа патриотического воспитания.

Основные направления программы:

Направления

Цель, задачи

1. Духовно-нравственное Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2. Историко-краеведческое Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
3. Гражданско-патриотическое Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга
4. Военно-патриотическое Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотическог8о сознания. Идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
5. Героико-патриотическое Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропоганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
6. Спортивно-патриотическое Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения отечеству и готовности к защите Родины.

Если целью патриотического воспитания является формирование личности, обладающей качествами, о которых сказано выше, то задачи должны быть различными в зависимости от возраста, психолого-педагогических особенностей учащихся.

В начальной школе задачи патриотического воспитания включает:

  •  понятие о большой и малой Родине. Первоначальные знания о её истории, о людях, её делающих;
  • формировать бережное и уважительное отношение к жизни и ко всему живому;
  • привитие трудовых навыков, воспитание уважительного отношения к труду другого человека;
  • формирование уважительного отношения к общественной собственности. К собственности другого человека;
  • воспитание навыков выполнения правил поведения в обществе;
  • воспитание честности, чуткости, доброжелательности, сострадания, такта.

 В среднем звене в качестве основных воспитательных задач ставим следующие:

  • знакомить с историей Родины, её людьми, формировать гордость за Родину, желание заботиться о ней;
  • воспитывать интерес к своей родословной, к другим людям;
  • формировать понятие о труде на благо Родины;
  • воспитывать способность ориентироваться на другого, соотносить свои действия с учётом окружающих людей, воспитывать чувство коллективизма.

Старший возраст учащихся требует более сложных воспитательных задач:

  • воспитывать стремление к созидательной деятельности на благо себя, своей семьи, общества, Родины;
  • формировать высокий уровень духовного развития;
  • воспитывать понимание наивысших ценностей и роли Росси  в судьбах мира;
  • воспитывать личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
  • дать понятие о роли семьи в жизни отдельного человека и в жизни общества;
  • помочь осмыслить свои цели, свою жизненную позицию;
  • воспитывать способность к взаимодействию с окружающим миром.

Основные направления организации патриотического воспитания учащихся в школе:

Воспитание гражданских качеств:

  • Урок (общественно-гуманитарный цикл).
  • Формы внеурочной работы:
    • факультативы и спецкурсы;
    • экскурсии и походы;
    • поисковая и научно-исследовательская деятельность;
    • тематические классные часы;
    • месячники (декады) военно-патриотической работы;
    • проведение Вахты Памяти;
    • встречи с ветеранами ВОВ;
    • конкурсы, уроки мужества праздники… .
  • Система дополнительного образования.
  • Музей Боевой славы имени 6 бомбардировочного авиационного корпуса (6 БАК) под руководством Героя Советского Союза Полбина И.С.

Осуществлению этой программы способствует:

  • наличие в школе музея Боевой славы;
  • использование государственной символики в дни торжества;
  • воспитание уважительного отношения к ветеранам войны и труда, к пожилым людям;
  • тесное взаимодействие с семьёй;
  • проведение традиционных праздников: «день Знаний», «День города», «День защитника Отечества», «День Победы»;
  • проведение традиционного смотра строя и песни; конкурса инсценированной военной песни;
  • уход за могилой девушек-зенитчиц, оборонявших Москву;
  • спортивные секции и соревнования по волейболу, баскетболу, футболу и др.;
  • участие в Московском городском конкурсе «Юные таланты Московии»;
  • встречи с ветеранами войн, уроки мужества и классные часы, посвящённые Великой Отечественной войне;
  • тематические классные часы, посвящённые Дням Воинской Славы;
  • связь с музеями Москвы; с музеями имени Полбина И.С. школ города Москвы и г. Барнаула;
  • сотрудничество с ветеранами 2 Воздушной армии 6 БАК;
  • акции «Милосердие», благотворительная деятельность;
  • взаимодействие школы с другими учреждениями г.Москвы;
  • допризывная подготовка юношей;
  • туристические походы, поездки, экскурсии.

Всё это, является основой для высоконравственного человека, патриота своей Родины, человека-гражданина.

Результатом реализации данной программы является:

  • степень готовности и стремление учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
  • проявление гордости за своё Отечество. За символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
  • их умением сочетать общественные и личные интересы;
  • присутствие толерантности у учащихся;
  • нравственная атмосфера в школе: доверительное отношение к учителям, любовь к школе;
  • внимательное отношение к старшим и младшим, уважительное отношение к ветеранам войны и труда.