Урок чтения с использованием ИКТ и интерактивных методов обучения в образовательном процессе

Разделы: Начальная школа


Обоснование. Систематически внедряю в учебный процесс ИКТ с целью научить учащихся работать с информацией, самостоятельно добывать знания… А роль компьютера: демонстратор, проверяющий, тренажёр, иллюстратор; заинтересовывает учащихся младшего школьного возраста, мобилизует и активизирует их работу, сокращает время проверки…

Опыт учащихся в использовании ИКТ: у учащихся проводились уроки информатики с применением компьютера, где учащиеся играли в дидактические игры, решали логические задачи и задания, рисовали творческие рисунки…

Цели  урока:

  • Создать атмосферу творческой деятельности и выявить идею пьесы через обсуждение, получить опыт позитивного решения проблем.
  • Развивать мышление, индивидуальные способности через соперничество в борьбе за высокие успехи.
  • Воспитывать организованность, сплочённость, коммуникативность.

Оборудование: план урока, карточки для самооценивания, сопроводительная записка, презентация урока следует в приложении 1, приложение 2.

План урока.
               

Этапы урока

Формы работы

Методы и приёмы

Содержание

Время (мин.)

Мобилизующее начало урока

Общеклассная фронтальная

Репродуктивный метод.

Вопрос на размышление.

Показ 1-го слайда


(1 слайд)

2

Вхождение в тему урока.

Общеклассная фронтальная

Объяснительно-иллюстративный метод.

Экспресс-опрос.

Проблемный метод.

Показ слайдов 2-5


(2, 3 слайд)

(4, 5 слайд)

3

Законы урока

Общеклассная
фронтальная

Собеседование, согласование общих правил.

Показ 6-го слайда  


(6 слайд)

2

Наше творчество.

Представление жюри

Инсценирование эпизодов
пьесы.

Использование общественных ресурсов

Конкурсы: на лучшего актёра, лучшую актрису,  лучшую инсценировку.

Взаимодействие, сотрудничество.

Мотивация для учащихся конкурс.

Показ слайдов 7–17 

Учащиеся распределены на 5 групп, каждая группа показывает свою картину


(7 слайд)

(8, 9 слайд)

(10, 11 слайд)

(12, 13 слайд)

(14, 15 слайд)

(16, 17 слайд)

20

Рефлексия.

Обсуждение идеи пьесы.

Работа в группах

Метод мозгового штурма.

Вопросы на понимание, на углублённый анализ пьесы.

Показ 18-го слайда.
Поиск консенсуса (общее согласие, заключение)

Вопросы друг другу, обсуждение, ответ…

- Почему дети не нашли Птицу  Счастья в Стране Воспоминаний?  (1 группа  задаёт вопрос классу)

-Почему дети не поймали Синюю  Птицу во дворце Ночи?  (2 группа задаёт вопрос классу)

- Могут ли герои найти Птицу  Счастья в Будущем и принести её в Настоящее?
(3 группа задаёт вопрос классу)

В итоге путешествия: дети на пороге родного дома, в результате всех скитаний
они не нашли Синюю Птицу. Почему?
(4 группа задаёт вопрос классу)

- Что такое истинное зрение? (5 группа задает вопрос классу)


(18 слайд)

5

Жюри подводит итоги.

Зачитывание лучших сочинений.

Рассматривание лучших рисунков и плакатов.

Награждение

Поощрение памятными открытками лучших писателей и художников.

Показ слайдов 19–20

Показ лучших работ учащихся:  выставка сочинений, рисунков и плакатов…


(19 слайд)

(20 слайд)

3

Итоги конкурса

Награждение

Поощрение памятными открытками лучших актёров, лучшей группы…

Слово предоставляется жюри (общественные ресурсы).

2

Оценивание

Работа в группах

Самооценка и взаимооценка учащихся

Учащиеся оценивают свои достижения по карточкам, где обозначены критерии самооценивания:

  • Я сотрудничал?
  • Усердно работал?
  • Высказывал идеи?
  • Вносил предложения?
  • Подбадривал остальных?
  • Участвовал в инсценировке творчески?
  • Рисовал рисунок? Плакат?
  • Писал сочинение?

3

Результаты работы жюри

Номинация «Лучшая театральная группа»:  «Знайки».

Номинация «Лучший актёр»:          

  1. Чубаров  Илья
  2. Фиалковский  Константин
  3. Анохин  Юлиан

«Лучшая актриса»:         

  1. Жикворенцева  Анастасия
  2. Романова  Екатерина
  3. Журавлёва  Анастасия

Номинация «Лучший писатель»:    

  1. Зайковский  Артём
  2. Захаренко  Алексей

«Лучшая писательница»:    

  1. Михалочкина  Екатерина
  2. Ермолаева  Юлия

Номинация «Лучший художник»:  

  1. Захаренко  Алексей

«Лучшая художница»:   

  1. Сазанович  Дарья
  2. Панасенко  Алёна
  3. Пермякова  Маргарита

«ИКТ в образовательном процессе»

Что даёт такой урок учителю?

Что даёт такой урок учащимся?

Позволяет:

  • создать атмосферу творческой деятельности;
  • получить опыт позитивного решения проблем;
  • глубже вжиться в проблему, понять её изнутри;
  • использовать обучение во взаимодействии с распределением ролей, правилами работы;
  • развивать мышление через творческие задания;
  • совершенствовать индивидуальные способности детей;
  • воспитывать организованность, коммуникативность;
  • предоставлять учащимся ведущую роль, а учителю лишь направлять работу учащихся;
  • использовать общественные ресурсы;
  • изменить традиционные формы организации деятельности;
  • обеспечивается включённость и успешность учащихся

Положительные стороны:

  • учит работать с информацией;
  • возникает ситуация поиска новой информации;
  • каждый учит каждого;
  • ученик в роли учителя;
  • обучение других – ключ к саморазвитию;
  • применение ИКТ– высокая мотивация для учащихся;
  • рост индивидуальных способностей учащихся;
  • освоение нового опыта – заинтересовывает учащихся;
  • повышает эмоциональность, развивает инициативу;
  • за счёт активной деятельности учащиеся имеют стабильную учебную позицию;
  • продуктивно работают и демонстрируют реальные учебные достижения;
  • учащиеся лучше усваивают учебный  материал;
  • прогнозируют результат дальнейшей деятельности

Вывод: урок с применением ИКТ в образовательном процессе в совокупности с интерактивными методами обучения является гарантом повышения качества знаний учащихся на любых уроках, в любых формах.

Список использованной литературы:

  1. Елизаров А.А. Интерактивные методы обучения. Красноярск: Красноярский ИПКРО. Информационно-библиотечный центр, 2005.
  2. М.Метерлинк «Синяя птица», М. Детская литература, 1980.