Дорогою добра. Работа с дошкольниками по социально-педагогическому направлению

Разделы: Работа с дошкольниками


Придя первый раз в детский сад, ребенок попадает в новый коллектив, новое окружение, все здесь новое для него. Первостепенная задача воспитателя – обеспечить эмоциональный комфорт и научить общаться.  Нужно помнить, что не возможно развить в детях уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям, нельзя забывать при  этом, что каждый ребенок имеет право на свое мнение, желание. Учитывая это мы сможем воспитать детей доброжелательными, и терпимыми к окружающим.
Работая по программе социально-эмоционального развития дошкольников «Я, ты, мы» Р. Б. Стеркиной, О. М. Князевой, которая успешно внедрена в работу нашего детского сада, я  сделала вывод: успех работы  зависит не только от методов и приемов, используемых на занятиях, но и от повседневного настроя педагога, умения устанавливать контакт с детьми, понимать их настроение.

Я использую разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей в игре и на прогулке. Детям предлагаю подумать, как поступить правильно в данной ситуации. Всегда стремлюсь поддерживать в детях чувство общности, желание сотрудничать. Учу понимать, из-за чего возникают конфликты и вскрывать их причины, тем самым развиваю у детей социальную восприимчивость. 
В своей работе я стараюсь объединять содержание занятий с повседневным опытом детей, искать новые формы для закрепления материала придумывать сюрпризы, викторины.

Одной из таких форм является кружковая деятельность «Азбука общения».

Перспективный план работы кружка «Азбука общения»
для старшего дошкольного возраста.

Дата проведения Задачи

Сентябрь

  1. Культурный человек.
  2. Каким я хочу быть…
  3. Мои достоинства и недостатки.
  4. Не хочу быть неряхой.

Октябрь.

  1. Маленький, да удаленький.
  2. Правила этики.
  3. Рыцарский этикет.
  4. Какая бывает красота.

Ноябрь.

  1. Наша дружная семья.
  2. Дом, в котором ты живешь.
  3. Что такое культура.
  4. В мире вежливых слов.

Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.

Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.

Способствовать избавлению от дурных привычек и формированию полезных.

Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям. Знакомить с правилами этикета.

Декабрь.

  1. Я тебя прощаю.
  2. Почему ты обиделся?
  3. Зачем нужен друг.
  4. Легко ли быть справедливым.

Январь.

  1. Умеешь ли ты дружить.
  2. Учусь себя оценивать.

Февраль.

  1. Я без взрослых.
  2. Учусь мечтать.
  3. Гостям всегда рады (мы выбираем подарок).
  4. Мы идем в гости.

Развивать умение анализировать поступки, сравнивать их с общепринятыми.

Развивать ответственность, самоконтроль, умение «читать» эмоциональное состояние по мимике, жестам.

Воспитывать и развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятие о дружбе, друзьях.

Учить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать.

Март.

  1. Мы принимаем гостей.
  2. У мамы с папой гости.
  3. Подарок любимому человеку.
  4. Долг платежом красен.

Апрель.

  1. Я пешеход.
  2. Я пассажир.
  3. Учусь сочувствовать.
  4. О фантазерах и лгунишках.

Закрепить правила поведения в общественных местах.

Воспитывать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам.

Воспитывать умение правильно вести себя в присутствии взрослых.

Май.

  1. Новенький.
  2. Достаточно ли мы воспитаны.
  3. Культура и мы.
  4. Детский бал «Мы принимаем"

Подготовить детей к переходу в новый коллектив.

Упражнять в различных формах знакомств.

Вызвать желание радоваться успехам сверстников.

Развивать эстетический вкус детей, закреплять общепринятые нормы поведения.

 

Я считаю, что учить общаться и развивать социальные навыки можно и нужно на всех занятиях. Предлагаю занятие по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.

Программное содержание:

Совершенствовать навыки количественного счета, закреплять понимание отношений между числами  натурального ряда; закрепить знания цифр в пределах 10, продолжать учить правильно пользоваться математическими знаками (больше, меньше, равно); упражнять в решении логических задач, ориентировании на листе бумаги; развивать представление о том, что результат измерений зависит от величины условной мерки.
Закрепить знания номеров телефонов служб экстренной помощи.
Развивать смекалку, сообразительность, мыслительную активность.
Воспитывать стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Материал:

Раздаточный - набор цифр от 1 до 10 со знаками, «игрофоны», пеналы с геометрическими фигурами, перфокарты с числовыми осями, фломастеры, мокрые тряпочки листы с заданиями, простой карандаш;
Демонстрационный -  две мерки, два графина, два плаката с графическими изображениями: эмоций, возраста и пола людей.

Предварительная работа:
Дидактические игры: «Веселая математика», «Геометрическое домино», «Занимательные лабиринты»; дидактическое упражнение: «Кто знает, пусть дальше считает»; решение задач на сообразительность.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Д/и «Назови скорее»:
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели будет после воскресенья?
- Солнышко светит днем, а луна…
- Какое время года будет после зимы?
- Утром мы пришли в детский сад, а домой вернемся …
- Назовите зимние месяцы.
- Какое самое жаркое время года?

2. - В детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим от кого? (от Дяди Степы). Что он нам пишет. (Воспитатель читает письмо)
Уважаемые дети! Я набираю команду помощников: самых внимательных, ловких, смекалистых, умных ребят. Если вы хотите ими стать, то вам нужно выполнить все мои задания верно. Только после этого я смогу зачислить вас в команду помощников.
- Ребята, вы хотите стать помощниками Дяди Степы? Тогда надо постараться и справиться со всеми заданиями.

3.  Разминка «Математический диктант».
-  Прежде чем приступить к выполнению заданий Дяди Степы, сделаем математическую разминку:
- покажите цифру 4, 7.
- покажите цифру на 1 больше, чем 7.
- покажите цифру на 1 меньше, чем 5.
- покажите цифру, которая стоит между 8 и 10.
- положите перед собой цифры 5 и 6, поставьте нужный знак,    
   прочитайте запись.
- выдвиньте любые две цифры и поставьте знак между ними, прочитайте
  запись.

II. - Начинаем выполнять задания Дяди Степы.

1 задание.  Дядя Степа хочет узнать: умеете ли вы пользоваться телефоном в экстренных случаях. Для этого он прислал нам игрофоны, чтобы мы потренировались. Раскрасьте кнопки, на которые нужно нажать, чтобы: сообщить о пожаре, вызвать скорую помощь, обратиться в милицию. Какое условное обозначение будет на вашей карточке, тот номер вы должны закрасить на игрофоне (Рисунок 1).
Проверьте задание друг у друга.

2 задание.  – В следующем задании Дядя Степа предлагает найти дом по адресу.  Наверное, милиционер Дядя Степа хочет проверить ваше внимание и умение находить точно по адресу нужный дом. Перед вами карта, где много домов, но нужно отметить (зачеркнуть) только те дома, которые расположены по адресам указанным ниже.  (Ответы детей: по адресу А 3 находится синий дом) (Рисунок 2).

Задание 3. – Сегодня утром я купила сок. Хватит ли его на всех детей поровну. Как узнать?
- Ребята у меня есть две мерки. Чем они отличаются друг от друга?  (разной величины).
-  Сначала измерим большим стаканом. Я буду измерять, а вы на числовой оси отмечайте количество мерок. Давайте условимся, что большой стакан – это большой квадрат.
- Хватит ли всем по большому стакану? Как узнать?  (сосчитать детей).
- На верхней оси отметим количество детей – поставим круг. Сколько стаканов всего? (7). Для скольких детей хватит стаканов?  (для 7). Сколько детей у нас? (8). Давайте запишем, что у нас получилось: 7 меньше 8, прочитайте.
- Хватит ли на каждого ребенка по стакану сока? Докажите.
- На сколько детей больше стаканов.
- Как нам быть?  (измерить маленьким стаканом).
- Отметим на числовой оси количество маленьких стаканов.
- Хватит ли по маленькому стакану на всех? Давайте запишем: 8 = 8.
- Хватит сока на всех поровну (да).
- Каким стаканом нужно разливать? (маленьким).

Рисунок 3.

 

Физминутка.

Ребята!
Вы много думали, решали
И немножечко устали.
Дядя Степа шлет привет
И дает вам всем совет:
«Быстро встаньте, улыбнитесь.
И плясать теперь примитесь!»
(Звучит песня «Если б не было зимы» из мультфильма «Каникулы в  Простоквашино»)
«Заниматься нам пора.
Что ж, продолжим, детвора!»

4 задание.
- Дядя Степа хочет проверить, на сколько вы внимательны. Рассмотрите картинку и придумайте как можно больше вопросов со словом «сколько» и запишите ответ внизу в квадрате рядом с предметом, о котором задавали вопрос.

5 задание.
- Используя геометрические фигуры, давайте построим цепочку из двух звеньев. Начинать строить будем с … фигуры.

 

6 задание «Веселые вопросы».

  1. Петух снес яйцо. Кому оно достанется?
  2. Из-под забора видны 8 кошачьих лап. Сколько людей стоит за забором?
  3. Можно ли бросить мяч, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении. (Вверх).
  4. В январе на опушке леса распустилось сначала 4 одуванчика, а потом еще один. Сколько одуванчиков распустилось на опушке?
  5. В шкафу – 3 машинки, 1 пирамидка, 2 мозаики, 3 волчка. Сколько всего машинок в шкафу?

7 задание.
- Поступая на службу в милицию каждый должен заполнить анкету. Ребята, Дядя Степа передал вот эти картины, чтобы лучше вас узнать. На них условными обозначениями изображены люди. В середине картины изображена буква Я – это каждый из вас. Надо подойти к картине с фломастером в руках и соединить букву Я линиями с условными обозначениями, которые вам подходят.

Рисунок 4.

III. Итог занятия.

Звучит маршевая музыка. Раздается стук в дверь. Входит Дядя Степа, приветствует всех.
(Обращаясь к воспитателю) Доложите о выполнении заданий.
- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, я зачисляю вас в команду моих помощников и вручаю значки «Юный помощник Дяди Степы».
- Поздравляю вас! До встречи! 

Литература:

  1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста» - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2000.
  2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ» - М.: Айрис-пресс, 2004.
  3. Хромова С. А. «Игровые уроки общения для детей». – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ XXI век», 2007.