Урок русского языка в 5-м классе "Путешествие по городу. Имя существительное (повторение изученного)"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. образовательная: повторение, обобщение и систематизация знаний по разделу «Имя существительное»;
  2. развивающая: развитие речи учащихся, памяти, сообразительности;
  3. воспитывающая: воспитание любви к природе, к прекрасному, интереса к русскому языку, коллективизма, умения работать в группе.

Форма урока: урок-путешествие.

Участники: учащиеся 5-б класса, организованные в команды. У каждой команды свое название. Помощница учителя - Имя существительное.

Оборудование: карта путешествия, карточки, мультфильм «Одуванчик толстые щёчки», ребусы – имена существительные, книга «Справочник туриста», маршрутный лист, магниты, компьютер, презентация «А вы знали об этом?».

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

– Сегодня мы совершим путешествие в замечательную страну Морфологию. Кто может пояснить, что это за страна? Что изучает этот раздел науки? Маршрут нашего путешествия указан в ваших маршрутных листах. (Приложение №1)

Пункт назначения – город Имя существительное. Цель нашего путешествия – повторить всё, что мы знаем об имени существительном, а может быть и узнать еще что-то новое про него.

Помощником в нашем путешествии будет карта города, которую мы будем постепенно расшифровывать (Рисунок №1). Совершать лингвистическое путешествие мы будем тремя командами. И какая команда у нас более дружная, внимательная, сообразительная мы узнаем в конце нашего путешествия.

– А теперь капитаны представьте свои команды.

Итак, правила путешествия нам известны: не шуметь, помогать, красиво и грамотно отвечать. А самое главное – все должны поучаствовать в выполнении заданий. Ведь наш девиз: «Один за всех и все за одного». И мы отправляемся в путешествие по городу Имя существительное.

Но прежде чем мы попадем в этот город, надо выполнить задание, которое у нас осталось с прошлого путешествия, его вам оставил Дед Всевед. Но сначала вспомним, а что изучает такая наука, как Морфемика?

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Делать слово из частей
Может каждый грамотей!

– Вот это-то и хотя проверить у вас напоследок жители этого государства. Каждой команде Дед Всевед передал по конверту, в нем первое задание – составьте слово, разберите его по составу.

В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте.
(Расписание)

Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.
(Рассказчик).

Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка.)

– Молодцы, вы все справились с заданием. Простимся с Морфемикой и поедем в другое государство – Морфологию.

По слогам твердим, едва осиля
Вяжущую губы немоту:
Мама, небо, хлеб, роса, Россия –
Камушком катается во рту…

Так поэт Александр Кафанов предлагает нам вспомнить первые слова нашей речи – имена существительные. И вот мы с вами на вокзале этого города (открывается картинка на карте). Ну что же, пойдёмте посмотрим, что это за город.

(Выходит Имя существительное)

– Стоп-стоп, не торопитесь. Погулять по нашему городу, познакомиться с ним смогут только люди, знающие всё об имени существительном. Поэтому сначала прочитайте «Справочник туриста», а потом я покажу вам наш город.

– Ребята, и что же нам теперь делать? Неужели мы так и не попадем сегодня в город? Уважаемое Имя существительное! Мы знаем очень многое о вас, проверьте наши знания.

– Ну что ж, вот я сейчас и проверю их. Центр города, его замок, символизирует основное значение существительного, его смысл. Вот он, но мы пока еще не дошли до него. Дайте же определение нашей части речи.

– Молодцы, вы правильно ответили на мой вопрос, и я даю по дополнительному баллу командам №…..

– Ну что же идем дальше. В этом путешествии я буду помогать Имени существительному, так как она еще молода, а все остальные жители в данное время заняты. Чтобы попасть в замок, нам надо пройти Падежный проспект, который пересекается с шестью улицами. Как вы думаете какими? Открываются улицы и проспект. А вот и второе задание. Найдите в тексте стихотворения существительные, определите их падеж и синтаксическую роль в предложении. (Работа с текстом. Задание №2).

После угомонившейся вьюги
Наступает в округе покой.
Я прислушиваюсь на досуге
К голосам детворы за рекой.
(Б.Л. Пастернак.)

– Наши падежные улицы своими разными концами упираются в два парка Множественного и Единственного числа. Но среди них есть особенные существительные, что же это за существительные? А вот вам и третье задание – в нем нужно распределить имена существительные по числам.

(Выполнение задания № 3)

Распределите существительные в три колонки: только множественное число, только единственное число, две формы.

Сахар, сани, мышцы, ножницы, молодёжь, чернила, молоко, шорох, растение, дрожжи, хворост, темнота, праздники, погода, прятки, грабли, бензин, цифры.

– Ну вот, добрались мы и до замка. От него уходят группы улиц. Первая группа улиц соединена переулком, это Собственная и Нарицательная улицы. Что вы можете рассказать о жителях этих улиц?

(Выходит Имя существительное)

– А кто-нибудь знает или может быть догадается, почему эти две улицы (слова) соединены между собой? Я приглашаю вас в замок, где у нас необычный музей. И послушаем мой рассказ, который называется «А вы об этом знали?»

Презентация. (Приложение №2)

– Спасибо вам, Имя существительное, за такой интересный рассказ. Но не будем отвлекаться, даю вам другое задание. Сейчас мы посмотрим фрагмент из мультфильма «Одуванчик толстые щечки», смотрим очень внимательно, а потом отвечаем на мои вопросы.

(Просмотр фрагмента мультфильма).

– Объясните, чего не может быть в жизни?

– Зачем автор наделяет Одуванчик такими способностями?

– А что мы поняли из этого фрагмента?

– А как называется этот художественный прием, когда неодушевленные предметы наделяют действиями живых?

– Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы, и я даю по дополнительному баллу командам №……

– А вот и следующее задание (задание № 4): распределите существительные на группы: одушевленные и неодушевленные.

Жареный цыпленок, лешие, одуванчики, куклы, молодежь, травы, братья, толпы, стаи, птенцы.

– А как вы распределяли существительные на группы? (За правильное объяснение можно дать дополнительный балл команде).

– Вот и подходит к концу наше путешествие. И вот моё последнее задание (Задание № 5). Каждый член команды работает с текстом, от того насколько успешно каждый справится с заданием и зависит успех команды. А капитанам задание посложнее – выполнить грамматические разборы. Внимательно читайте задание.

(Работа с текстом)

Конец февраля. В сухом м..розном воздух.. св..ркают на со..нце бе..численные блёс..ки ин..я. Они убирают в алмазный наря(д,т) ветки д..ревьев. (Не)(с,з)бросили ещё снежные шапки д..ревья но в воздух.. уже чу..ству(е,и)т..ся прибл..жение весны.
В лесу ле(г,х)ко замечаешь.. след Са(н,нн)ой дороги. Искрит..ся белая п..роша. Вся снежная равнина и л..сные п..ляны светят..ся.
Февраль самая метельная пора зимы.

– Но так не хочется с вами расставаться. Давайте немного поиграем. (Пока ученики играют, учитель проверяет листочки и подсчитывает баллы.)

Загадки-шутки. Для ответов подбирать только существительные
  1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
  2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой? (тень)
  3. Чем больше из неё берешь, тем больше она становится? (яма)
  4. Какой весенний месяц короче всех? (март)
  5. Сидит кошка на окошке, голова и хвост, как у кошки, но всё же не кошка. Что это за зверь? (Кот)
  6. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (февраль)
  7. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)
  8. Может быть в слове сто одинаковых букв? (сто-г, сто-к, сто-п, сто-л)

Игра «Кто длиннее составит слово?»

Составьте 1 большое слово из слова «капустница» за 1 минуту. При составлении слова можно использовать только те буквы, которые есть в исходном слове, других не добавлять. Это обязательно должно быть существительное нарицательное, в единственном числе и именительном падеже.

Подведение итогов, выставление оценок.

Дидактические материалы к уроку: маршрутный лист с заданиями - Приложение 1, презентация - Приложение 2, карта города - Рисунок 1.