Развитие творческих способностей учащихся в рамках урока Мировой художественной культуры

Разделы: МХК и ИЗО


Л.М.Предтеченская, стараниями которой был разработан учебный курс Мировая Художественная Культура, справедливо считала, что “не каждому ребенку суждено стать писателем, художником, музыкантом, режиссером, но каждый из них способен стать тонким и вдумчивым ценителем искусства”. Любой учитель МХК, работающий по одной из рекомендованных или допущенных многочисленных программ по данному предмету, безусловно добавит, что он не только воспитывает чувства школьников, но и формирует широкий кругозор учащихся, взращивая будущую интеллектуальную элиту. С каждым годом появляется все больше интересных и разнообразных методических пособий, разработок, учебников по предмету. Однако, в связи с перестройкой системы образования в целом и ориентаций на развивающее обучение, сегодня при изучении МХК по разнообразным альтернативным программам из поля зрения преподавателей и методистов выпадает один из базовых ориентиров Л.М.Предтеченской – развитие воображения, творческих способностей школьников.

Креативность. Творчество. Данные аспекты интересуют сегодня почему-то только отечественных психологов, ведущих споры о возможности и необходимости его развития. В школе о детском творчестве вспоминают, когда надо оформить выставку к какому-либо событию, организовать концерт, провести театральный фестиваль и т.п.

Но нельзя забывать, что детское творчество – это, прежде всего, результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира, и потому к нему надо относиться с полным уважением и вниманием. Научить творчеству нельзя, но можно и необходимо создать для него максимально благоприятные условия, не вмешиваясь в сам процесс созидания.

Работа эта долгая, кропотливая, но заниматься этим возможно и нужно не только в дополнительном образовании, но и во время учебной деятельности. Учителю по силам смоделировать на уроке ситуацию, проблему, активизирующую творческую активность детей. С некоторыми наработками в данной области автору статьи хотелось бы поделиться с коллегами.

В моей работе развитие творческой личности ребёнка – одна из основных педагогических задач. Творческая деятельность школьников на уроках может иметь разнообразные формы выражения: пение, слушание музыки, импровизация, инсценировка, создание киносценариев, декоративная работа, поисковая работа по подбору иллюстративного, музыкального, дополнительного материала к изучаемым темам, создание мультимедийных презентаций, мини-проектов и проч.

Самостоятельное детское творчество – это не только способ самовыражения, раскрепощения детей, оно помогает в ходе обучения создать на уроке доверительную, проникновенную, одухотворенную атмосферу. Это способ пережить, прочувствовать, “пропустить через себя” изучаемый материал, а значит и способ познать мир и себя в окружающем мире, и, конечно же, путь избавления от стереотипов и комплексов, которыми так страдают наши дети.

Для решения данных задач использую разнообразные типы и жанры уроков. Вводные уроки начинаю с “погружения” в историческую действительность, во внутренний мир человека, тем самым помогая детям не только узнавать, но и познавать искусство, “читать” язык архитектуры, “видеть” и чувствовать музыку. Так эпоху Возрождения, например, нельзя рассматривать только как время создания величайших памятников архитектуры, скульптуры и живописи. Это прежде время нового мышления, прогресса человеческой мысли, рождения необычайной веры в Человека, в его гениальность. Появление гуманистов способствовало развитию археологии, сбору и хранению коллекций древностей, библиотек древних рукописей. Гуманисты показали Человечеству пройденный им путь его многовекового развития. “Художники” эпохи были разносторонне развитыми людьми. Они изучали анатомию, астрономию, математику, литературу, философию и прочие науки, писали стихи, сочиняли музыку. Дали математическое обоснование нового закона изображения – перспективе.

Работая по принципу М.Алпатова: Восприятие – Осмысление – Творчество, после ознакомления с творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело ввожу на уроках теоретическое и практическое занятия по перспективе. Правила линейной и воздушной перспективы закрепляются в творческом задании – рисунке “Дорога, уходящая вдаль”. Ребятам очень интересно то, что они используют технику художников эпохи Возрождения. Совершенствуется техника рисунка в работах карандашом и акварелью.

Изучая особенности русских народных песен, многоголосного пения, прошу ребят попробовать самостоятельно разложить мелодию песни на несколько голосов, продумать вариативность исполнения.

Тему “Художественный образ” (5-й класс) начинаю с повторения учащимися известного им стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро” и создания по нему сценария учебного короткометражного фильма. Подобный коллективный творческий процесс позволяет глубоко осмыслить понятие “художественный образ”, который по программе Д.Б.Кабалевского изучался только в 7-м классе, вычленить его (образ) в произведениях К.Моне “Впечатление. Восход солнца”, И.И.Шишкина “Утро в сосновом бору”, М.П.Мусоргского “Рассвет на Москве-реке”, пережить, осмыслить.

В домашнем задании дети создают под впечатлением увиденного и прослушанного на уроке свои творческие образы: рисунки, музыкальные произведения, стихи, эссе и т.д. Ученикам 8-го класса под силу разработать сценарий музыкального клипа или даже снять на его видеокамеру по одному из концертов А.Вивальди, придумать рассказ по литературной программе композитора под воздействием музыки. Задания могут быть как индивидуальные, так и групповые: создание коллажа, групповой творческой работы, инсценировки.

Создавая условия для творческой деятельности, мы способствуем индивидуальному развитию личности, возможно – формированию таланта. Как же выстроить учебный процесс так, чтобы исключить пассивность восприятия готовых знаний, максимально активизировать творческий потенциал ребенка? Активизировать деятельность учащихся помогает мозговой штурм в решении загадок, парадоксов, проблем. Примером могут служить загадки-парадоксы Гомера:

- Как выглядела Прекрасная Елена?
- Почему древние живописцы изображали её только в профиль?
- Как пели Сирены?

или

- Существует ли на самом деле остров Буян А.С.Пушкина и где его искать?
- Мог ли Садко описанным в былине путём попасть в Золотую Орду?
- Что означают слова Русь, спасибо, здравствуйте, ладно, буква и др.?.

Исследовательская работа:

“Былина – вымысел или реальность? (на основе литературного, живописного, музыкального материалов по былине “Садко”), “Загадки Леонардо да Винчи”, “Народный колорит полотен П.Брейгеля”, “Роль цвета и линии в творчестве В.Кандинского”, “Символы в творчестве А.Блока и Б.Кустодиева – 2 полюса одной эпохи”

Пример задания: Из ряда просмотренных картин позднего Итальянского Возрождения, выбрать одну, наиболее полно соответствующую закату эпохи Ренессанса, исходя из основных постулатов времени.

Проектная работа (в старших классах).

Диспуты, конференции, дебаты:

“Зачем современному человеку искусство?”
“Роль творчества А.С.Пушкина в развитии русского искусства”,
“Искусство и религия”,
“Образы защитников земли русской в искусстве”,
“Массовая культура – деградация или прогресс?” и т.п.

Уроки-викторины.

Уроки-концерты.

Ролевые игры ( например, тема “Праздники и обряды Древней Руси” закрепляются в игровой ситуации “Ярмарка” c инсценированным представлением, пантомимой, исполнением русских народных песен и др. заданиями).

Сложный теоретический материал закрепляется в творческих работах учащихся, в так называемых “ деловых играх”. Например, при ознакомлении учащихся 5-х классов с особенностями архитектуры, предлагаю ребятам выступить в роли архитекторов и спроектировать на выбор “Терем Василисы Прекрасной”, “Избушку на курьих ножках”, “Терем-теремок”. К этой, казалось бы, шуточной работе предъявляются жесткие правила архитектурных канонов: функциональность постройки, её органичное взаимодействие с окружающей средой, эстетичность внешнего вида. При защите проектов учащиеся выдвигают достаточно грамотные и интересные рецензии на работы своих товарищей.

При планировании творческих заданий необходимо учитывать и возрастные психологические особенности школьников. В 8-х классах они уже не могут быть обязательны и допускают вариативность исполнения: рисунок, аппликация – коллаж, эссе, отзыв или сочинение-размышление, стихотворение, музыкальный номер. Психологические особенности восьмиклассников подразумевают противоречия данного возраста: с одной стороны идет идентификация со сверстником : стремление “выглядеть как Он, быть как Он”, чувствовать свою принадлежность к группе ( отсюда и успехи групповых работ на уроках ), боязнь насмешек и стеснительность (отсюда и страх выполнить рисунок или исполнить песню хуже товарищей ), c другой стороны – желание выделиться любой ценой – дает возможность ребенку проявить себя наиболее выигрышно в том виде творчества, где он чувствует себя уверенно. В 9-х классах группы становятся более малочисленны. В 10-11-х учащиеся, как правило, предпочитают индивидуальную работу.

Обязательная творческая работа, может готовиться в течение четверти индивидуально каждым учеником, служит расширением и углублением в тему, позволяет повторить и закрепить материал, и одновременно является обобщением. Примером может быть зачет по теме “История Отечества в произведениях искусства”. Ребятам было предложено почувствовать себя в роли учителя, самостоятельно провести мини – урок: подготовить сообщение по теме, демонстративный и музыкальный материал, используемый ими в ходе урока. Конечно же, при подготовке этих работ учителем давались консультации, рекомендации по подбору темы, материалов, оказывалась техническая помощь при проведении урока. Оценивалась работа “ученическим жюри”, которое давало краткую объективную рецензию каждой работе, итоговую оценку выставлял учитель.

Коллективная творческая работа может быть интересна при проведении семинаров или заключительных уроков по каким-либо блокам тем. Естественно, что круг заданий оговаривается заранее, но подбор материала, выбор формы презентации своей темы, распределение ролей ребята делают самостоятельно.

Такого рода нетрадиционные формы работы на уроках, направленные на развитие творческих способностей учащихся, бывают продуктивными с точки зрения усвоения материала, оказываются чрезвычайно интересными и полезными для детей, позволяя им глубже познать себя, дают возможность ярко предъявить себя одноклассникам, преодолевая психологические барьеры и комплексы, направляют учащихся по пути самообразования и самосовершенствования.