Формирование компетенций в процессе организации внеаудиторных мероприятий

Разделы: Внеклассная работа


Проблема ценностей и цели воспитания.

Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется;
быть везде – значит не быть нигде.
М. Монтень

Цель – определяющая характеристика любой воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других. В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих воспитательных систем. Диапазон различий между целями широк – от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений его личности.

В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. Огромная масса учащейся молодежи влилась в новую систему общественных и межличностных отношений в условиях рынка. При этом система воспитания дала сбой. Произошла переориентация целей и ценностей, расслоение целей людей и общества. Растерянность педагогов, семьи, отсутствие общественных организаций, которые ранее решали задачи воспитания, усугубили проблему.

Поспешность в отторжении традиционных ценностей, по мнению академика Н.Д. Никандрова, не оправдана: «Они не создаются по заказу (хотя могут быть заказным путем оформлены в некоторый связный текст), они вызревают столетиями и тысячелетиями. Например, многое из того, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось, по крайней мере, со времен принятия  христианства на Руси, т.е.  с конца Х века». Большинству людей не безразлично, как меняются жизненные ценности, ибо они определяют нравственный облик и поведение человека. Это особенно важно теперь, когда идет процесс интеграции России в мировую систему. В этом процессе не должно быть бездумного принятия чужих ценностей, равно как и отчуждения тех, которые имеют общечеловеческое значение. В системе ценностей фиксируются общечеловеческие ценности, на основе которых развертываются социальная регуляция и целенаправленные действия людей. Субъективные оценки могут не совпадать с общественно значимыми характеристиками соответствующих ценностей, поэтому требуют изучения их проявления при решении целей и задач воспитания  подрастающих поколений.

В нашем современном обществе наблюдается «война» ценностей. Наряду с общечеловеческими, гуманистическими ценностями реально существуют и проявляются самые разные цели и идеалы воспитания, среди них:

  1. Авторитарные цели формирования безынициативного исполнителя;
  2. Личностно-эгоистические цели, утверждающие стремление к наживе, к меркантилизму и его господству над нравственностью;
  3. Националистические идеи, разжигающие шовинизм и сепаратизм, сеющие вражду между народами;
  4. Цели, утверждающие принципы аполитичного воспитания;
  5. Религиозные идеалы и цели, утверждающие абстрактно-гуманистические заповеди, опирающиеся на духовную культуру, представленную в религиозной форме;
  6. Анархически-разрушительные цели, подкрепляемые стихийными митинговыми страстями, террором и насилием; монархические идеалы и цели, увлекающие молодежь, потерявшую социальные ориентиры, дворянскими традициями;
  7. Преступно-романтические цели достижения свободной и легкой жизни, падения дисциплины в учебном заведении, расшатывания системы всеобщего среднего образования, усиление внимания преступного мира к молодежи как подрастающему резерву;
  8. Эгоистические цели культа сильной личности, отвергающей нраственность и совесть, готовой на жестокость ради утверждения власти сильных.

Это многообразие умонастроений и целей, охарактеризованное Б.Т. Лихачевым, присутствует в общественном сознании, оказывает мощное влияние на молодежь. Поэтому сегодня так важно разобраться и сориентироваться в вопросах о целях и задачах воспитания.
Известно, что с древнейших времен люди пытались обосновать и описать моральные нормы, облик идеального человека как средоточия определенных ценностей – добродетелей: «чти отца твоего и мать твою», «не кради», «не лжесвидетельствуй», не пожелай добра ближнего твоего» и т.д. Все они воспринимаются на житейском уровне положительными общечеловеческими норами поведения.

Во «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, утверждаются такие ценности для всех людей, как свобода, равенство, братство.
В «Прогностической концепции целей и содержания образования» дан несколько иной реестр ценностей:

  1. Стремление к истине;
  2. Социальное благополучие общества;
  3. Социальная справедливость;
  4. Нравственные гуманистические нормы;
  5. Приобретение знаний;
  6. Уважение к умельцам и талантам;
  7. Порядочность в крупном и в мелочах;
  8. Собственное достоинство;
  9. Ценность личности;
  10. Здоровье;
  11. Сохранность природы;
  12. Социальная активность, нравственное здоровье коллектива и общества;
  13. Доброжелательность в отношениях и взаимопомощь;
  14. Гуманистическая направленность научно-технического прогресса.

Этот перечень, по мнению авторов, не исчерпан. Приведенный выше набор общечеловеческих, гражданских и христианских ценностей свидетельствует о том, что нет, и очевидно, не может быть единого основания и классификации ценностей. Более правильным можно считать ориентацию на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые и представляют собой обобщенные цели воспитания.
На основании перечисленных источников был составлен перечень общечеловеческих, гражданских и христианских ценностей, представленный в таблице.

Ценности Балл Ценности Балл
1. верность поставленной цели   17.великодушие  
2. способность к состраданию   18. готовность прийти на помощь  
3. участливость   19. святость  
4. чувство надежности, безопасности   20. честность  
5. убежденность   21. смирение  
6. стремление к сотрудничеству   22. инициативность и находчивость  
7. мужество   23. оптимизм  
8. упорство в достижении цели   24. доброта  
9. активное отношение к жизни   25. любовь  
10. справедливость   26. преданность в дружбе  
11. вера   27.послушание  
12. верность   28. терпение  
13. чувство товарищества   29.миролюбие  
14. способность прощать   30. настойчивость  
15. дружелюбие   31. радостное восприятие жизни  
16. вежливость   32. готовность уповать на Бога  

Результаты опроса  подтверждают предположение о частичном рассогласовании целей и ценностей респондентов. Предпочтение отдается свободе, любви и прагматическим ценностям: карьере, собственности, общительности, возможности развития и способности к самосовершенствованию, тогда как для педагогов карьера и собственность малозначимы. Данная «шкала ценностей» может быть предложена и студентам Вашей группы. Ее результаты помогут Вам сориентироваться в приоритетных направлениях работы с группой.
Желаем Вам успехов!

Слово о классном часе.

Человек не обладает истиной, но неутомимо ее ищет.
Лихачев
Увидевший прекрасное – соучастник его создания.
Боуви

 

В наш бешеный, порой жестокий век – век автоматизированных технологий – жизнь все более упрощается. Нам постоянно некогда, мы все делаем на бегу, торопимся, суетимся. В колледже суета такая же, что и вокруг: лекции, семинары, планы, отчеты, мероприятия – да разве все перечислишь? На общение со студентами что называется «по душам» времени остается немного, но у нас есть замечательный «клаССный час» - занятие, безусловно, особенное. Каким он должен быть?

Еще древние греки заметили, что красиво произнесенная речь красивого человека внушает больше доверия. Но что значит  «красивая речь»? Во-первых, это речь продуманная, подготовленная. Поэтому при организации классного часа у каждого педагога возникает необходимость четко определить тему разговора, его место в системе внеаудиторных мероприятий группы, сформулировать основную мысль, продумать аргументацию и подготовить иллюстративный материал – иначе разговора не получится, это будет разговор «обо всем и ни о чем».

Классный час можно определить как беседа о жизни, т.е. не назидание, не нравоучение, а диалог о том, что действительно важно для студентов, о том, что их действительно волнует – а значит, тематика классных часов неисчерпаема, ведь в нашей реальной жизни мелочей не бывает. Очень важно создание на классном часе атмосферы доверия, искренности суждений студентов, которые не только не боятся, но и хотят поделиться с однокурсниками своими взглядами на жизнь, спросить совета, поделиться, быть может, и не очень большим жизненным опытом. Другими словами,  проведение таких занятий должно быть личностно-ориентированным.

Трудно привести к добру нравоучениями,легко примером.
                                                           Сенека

Классный час – это все-таки урок. Это занятие, предусматривающее разнообразные методы, приемы и формы обучения в обычной академической или неформальной обстановке.  Педагог выступает в роли «великого провокатора», придавая спорный характер разговору, задавая вопросы, не предполагающие однозначного ответа, подводя студентов к самостоятельному решению поставленной на занятии проблемы. Цели классного часа, в первую очередь, воспитательные, а потому и решение поставленных задач должно быть деятельностным, здесь не обойтись авторитетным утверждением.

  Великое искусство быть приятным в разговоре –
вести его так, чтобы другие были довольны собой.
(неизвестный автор)

 Классный час -  это всего час времени, а потому он должен  быть емким, насыщенным, эмоциональным, одним словом, воздействующим и эмоционально, и интеллектуально. Здесь не должно  быть ничего случайного, каждый фрагмент урока преследует определенные цели, решает конкретные задачи. Хочется верить, что учить человека восприятию прекрасного не надо: уж так устроена человеческая душа – она открыта для добра и красоты даже тогда, когда это кажется невозможным. Это малая вселенная с тайными душевными порывами, страстями и желаниями, и, как и все живое, стремится к гармонии, а значит, к красоте.

 Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность,
то и все остальное будет ясно.
Конфуций

Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что ни одна педагогическая технология, ни одна методическая идея «не приживется» на занятии, если не будет освещена творчеством педагога, его вдохновением и энтузиазмом. Именно поэтому в данном сборнике собраны только материалы, а мастерство педагога преобразует их в «свой» для каждого классный час.

Методика подготовки классного часа.

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой обучающиеся под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы взглядов и отношений к окружающему миру (Н. Е. Щуркова).

Классные часы очень разнообразны по содержанию, формам и методам их подготовки и проведения. Эффективность классных часов зависит от тщательной подготовки к нему педагогов и студентов. Подготовка к классному часу предполагает следующие действия:

  • определение темы классного часа, формулировка его цели;
  • отбор материала, исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);
  • составление плана подготовки и проведения классного часа (следует предусмотреть привлечение студентов к активному участию в подготовке классного часа, использовать разнообразные формы и методы, повышающие интерес к данной теме);
  •  подбор наглядных пособий, музыкальное и другое оформление, создание благоприятной обстановки;
  • определение участия в классном часе других действующих лиц: родителей, студентов других групп, педагогов, специалистов по обсуждаемой теме и других;
  • определение роли и позиции классного руководителя в процессе подготовки и проведения классного часа;
  • выявление возможностей по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности подростков.

Особое внимание при подготовке к классному часу следует уделить психологическому настрою студентов. Настрой начинается с момента оповещения о классном часе. Лучшим способом подготовки является коллективная творческая деятельность, когда все студенты,разбившись на группы, готовят фрагменты, разделы классного часа, оформляют помещение и т. д.

Структура плана классного часа состоит из 3-х частей: вступительной, основной, заключительной.

Вступительная часть предусматривает постановку вопроса. Ее задача – мобилизовать внимание студентов, обеспечить серьезное отношение к теме, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.

Основная часть определяется воспитательными задачами классного часа и предусматривает решение поставленной проблемы. Здесь рассматриваются основное содержание классного часа.

В заключительной части подводятся итоги, определяется значимость решения.

 

Советы по организации классного часа:

  1. Содержание классного часа следует строить так, чтобы постепенно переходить от “предметной” информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.
  2. Быть внимательным к выступлениям студентов, корректировать, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с ними, помочь найти правильные решения проблемы.
  3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия учащихся.
  4. Тон учителя должен быть доброжелательным, располагающим к открытому доверительному общению.
  5. Постепенно накапливать свои традиции проведения классного часа.

В течение всего учебного года куратор проводит различные формы воспитательной работы (тематические классные часы, праздники, соревнования, КВН, развивающие и познавательные игры, дискуссии и т.д.) Одно воспитательное мероприятие он представляет как зачетное. Любая форма воспитательной работы должна преследовать двуединую цель: воспитательную, образовательную. Эффективность воспитательного мероприятия зависит от того, насколько полно реализуются эти цели. Куратор должен стремиться к тому, чтобы любое проводимое им дело было творческим и коллективным.

Выбор форм и методов внеклассного воспитательного мероприятия зависит от цели, задач, содержания деятельности. Формой проведения может быть игра, праздник, КВН, экскурсия и другие. Здесь же указываются способы организации деятельности студентов, например, распределение на команды, размещение и др. Тема должна быть лаконичной, привлекательной по форме и точно отражать содержание. Цель формулируется как общее направление работы, а задачи должны быть направлены на развитие личностных качеств студентов, взаимоотношений вгруппе. К оборудованию относятся все средства, которые используются при проведении воспитательного дела. Ход воспитательного дела включает в себя подробное описание содержания, методов воспитания.

Алгоритм решения педагогической задачи
Выдвижение гипотезы:

  1. Выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания
  2. Прогнозирование их результативности
  3. Рассмотрение различных вариантов действий педагога.
  4. Выбор организационных форм:
  5. Выбор методов педагогического воздействия
  6. Определение соответствующих методов методических приемов
  7. Подбор методов и форм работы, способствующих решению задачи
  8. Структура действий педагога

 

Планирование деятельности в группе.

В плане должны быть следующие основные пункты:

I. Цель и задача воспитательной работы с группой
II. Организационная работа(содержание “пятнадцатиминуток” классного руководителя в начале недели);
III. Содержание воспитания:
  1. Познавательная деятельность.
  2. Ценностно-ориентировочная деятельность.
  3. Трудовая деятельность
  4. Общественно-полезная деятельность.
  5. Художественная деятельность.
  6. Физкультурно-спортивная деятельность.
  7. Деятельность по профессиональной ориентации студентов.
IV. Методическая работа:
  1. Изучение поведенческих и психологических особенностей студентов, коллектива студенческой группы, хода учебно-воспитательного процесса.
  2. Дифференцированный и индивидуальный подходы к студентам.
  3. Взаимодействие с малым педагогическим коллективом.
  4. Работа с родителями студентов.

 

Самоанализ проведенного мероприятия,

Дата проведения:
Тема:
Форма проведения:
Цели и задачи:
Оборудование и оформление аудитории:
Используемая литература:
Предварительная подготовка:
Самоанализ воспитательного мероприятия.
На этапе подготовки было трудно:
При проведении:
А) было интересно (благодаря чему?):
Б) менее удачно прошло (почему?):
В) было сложно (что? Как преодолели?):
Такие внеклассные мероприятия нужны для того, чтобы:

Анализ учебного занятия, посещенного методистом.

Дата _____________                  Тема: __________________________
Основные параметры, по которым можно судить о студенческой учебной группе, следующие:
Наличие коллектива _____________________________________
Уровень дисциплины и работоспособности _________________
Заинтересованность в учебе (заинтересованные в учебе, не заинтересованные, активные, неактивные) _____________
Наиболее дисциплинированные и недисциплинированные ученики _______________________________________________
Наиболее эрудированные ________________________________
Самые ответственные ___________________________________
Лидеры класса _________________________________________
Характер взаимоотношений в классном коллективе ________________________________________________________
Психологическая атмосфера в коллективе ________________________________________________________
Сфера интересов ________________________________________
Трудности и проблемы в работе __________________________
При посещении учебных занятий необходимо проследить реализацию педагогом воспитательных задач:
- использует ли педагог воспитательный потенциал занятия?
- какова степень вовлечения студентов в активную познавательную деятельность?
- является ли оценка знаний студентов воспитывающим фактором?
- как формирует педагог личностное отношение к знаниям?
- насколько способствует оснащение воспитанию эстетической культуры?
- доминирует ли положительное эмоциональное состояние на занятии?
Дополнительные замечания.

Тематика проведения классных часов
на 2008 – 2009 учебный год
.

Время проведения Тематика классных часов  
сентябрь - Урок гражданственности
- Свобода «от» и «для» (общая инф. часть)
- «Я и мой колледж»
- выездной классный час по Программе доп.образования
Все курсы
1-2 курс
3-4 курс
2-4 курс
октябрь - «Слово о науке»
- Библиотечный урок
- выездной классный час по Программе доп.образования
Все курсы
1-3 курс
ноябрь Психология – наука для каждого:
- Профориентация
- Микроклимат в группе
- Я и мое будущее (по предварительной заявке)
- аудиторный классный час
1 курс
2 курс
3-4 курс
декабрь «От сессии до сессии…»
- «Что такое сессия»
- Психология в режиме «цейтнот»
- выездной классный час по Программе доп.образования
1 курс
2-3 курс
январь - Сессия: успехи и неудачи
- Рождественские традиции
- выездной классный час по Программе доп.образования
Все курсы
февраль - Служба в вооруженных силах России
- выездной классный час в музеи военно- исторической тематике
- аудиторный тематический классный час
По заявке
Все курсы
март - Праздничный огонек в группах
- Масленичная неделя (по предварительной заявке)
 
апрель - «Лекция с юмором» - аудиторный классный час
- выездные классные часы по Программе доп.образования
2-3 курс
май заседание круглого стола в группах:
-«Я и моя группа» или «Желаем знать, что будет»
- выездные классные часы по Программе доп.образования
Все курсы
1-3 курс

 

Примечание: предложенная тематика  классных часов не исключает, а дополняет проведение классных часов по усмотрению куратора.

Пояснительная записка.
Классный час.

Тематический классный час проводится в обязательном порядке 2 раза в месяц, тематика и сроки проведения планируются методической службой колледжа. Дата проведения тематического классного часа должна быть отражена в основном расписании (1 раз в месяц обязательный классный час в аудитории колледжа). Дата проведения выездных и текущих классных часов определяется в индивидуальном порядке с диспетчером по расписанию по предварительной заявке (за 3 дня). Для организации и проведения классного часа могут быть привлечены методическая служба колледжа, педагог-организатор, сотрудники библиотеки по предварительной договоренности (не менее чем за 1 неделю до даты проведения мероприятия).

Классный час.

Тематический

Организуется совместно с методической службой колледжа
Состоит из 2-х частей:
- информационный блок готовится и проводится метод.службой
- вариативная часть по замыслу куратора.
Дата проведения фиксируется в отчете куратора.

Выездной

Проводится за пределами колледжа в других культурных и образовательных учреждениях города и области.
Организуется по предварительной заявке установленного образца, заверенной зам.директора по ВР.

Текущий

Посвящен организационным вопросам группы.
Обсуждаются текущие проблемы или ситуация в группе (успешная или конфликтная)
Дата проведения фиксируется в отчете куратора.

Уважаемые кураторы и классные руководители.
Методическая служба и сотрудники библиотеки готовы к сотрудничеству с Вами.
Желаем Вам успешной реализации всех Ваших планов!

Образовательные цели.

  • познакомить студентов с историей колледжа в контексте истории страны;
  • познакомить студентов с Уставом колледжа и правилами поведения студентов, информировать о правах и обязанностях студентов и педагогов колледжа, раскрыть сущность понятия свободы;
  • дать основные понятия о символах и эмблемах государства, показать, что государственная символика – это общечеловеческая, государственная и личностная ценность, познакомить студентов с их назначением и ролью в жизни страны;
  • познакомить студентов с историей родного города в контексте истории страны;
  • познакомить студентов с героическими фактами военной истории страны, раскрыть сущность понятий Родина, героизм, патриотизм, долг;
  • создать организационную структуру группы;
  • развивать организаторские навыки, умение обсуждать проблемы
  • сообща, принимать коллективные решения;
  • создать атмосферу коллективного творчества;
  • познакомить студентов с культурой мира, совершенствовать культуру речи студентов, способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей студентов;
  • познакомить студентов с историей праздника и традициями его проведения, познакомить с этикетными правилами устного и письменного поздравления;
  • развивать умения коллективного творчества, формирование умений работы в коллективе;
  • подготовить к адекватному и заинтересованному восприятию произведений искусства; развивать умения наблюдать, анализировать и правильно оценивать ситуации и поступки других людей;
  • обучение коллективному взаимодействию, развитие сотрудничества и взаимопонимания;
  • развивать умения наблюдать, анализировать и правильно оценивать ситуации и поступки других людей;
  • познакомить студентов с традициями и этикетом чаепития, приемами ведения светской беседы, законом места и времени для личной беседы, развитие навыков позитивного слушания; учиться взаимопониманию, сотрудничеству, взаимодействию в коллективе;
  • познакомить студентов с особенностями мира человеческих увлечений, сущностью понятия «хобби», психологическими особенностями увлеченных людей;
  • познакомить студентов со статистической  информацией о наркотической зависимости и последствиях вредных привычек
  • раскрыть сущность понятийных представлений личность, духовность, деградация, развитие, тенденция, познакомить с различными философскими учениями о человеке;
  • повышение интереса к будущей профессии, усиление значимости изучаемых предметов;
  • выявить основные проблемы между подростком и обществом, основные психологические условия возникновения конфликтов.

Воспитательные цели.

  • духовно-нравственное воспитание подростков на основе изучения истории колледжа, его традиций и современного состояния, формирование потребности в достижении успехов в учебной и общественной жизни колледжа, мотивация на обучение
  • способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности, формированию и развитию чувства национальной гордости
  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание подростков на основе изучения истории города, его традиций и современной жизни, формирование интереса к истории родного города, чувства гордости и сопричастности к его миру
  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание подростков на основе изучения истории страны, воспитание чувства сопричастности ко всему, что происходит с ТВОЕЙ страной
  • создать атмосферу заинтересованности друг в друге;  оценка взаимоотношений в коллективе и поиск путей оптимизации отношений; воспитание чувства локтя и взаимоподдержки
  • продолжить работу по патриотическому воспитанию студентов, через бережное отношение к родной культуре создать условия для формирования уважения к своему народу, его истории и настоящему
  • формирование положительной «Я-концепции»
  • пропаганда здорового образа жизни, формирование положительной «Я-концепции», создание условий для самовоспитания и саморазвиия
  • духовно-нравственное воспитание подростков на основе личностного понимания нравственных категорий чести и свободы выбора, развитие навыков самооценки, формирование положительной «Я-концепции»
  • создание условий для развития творческих способностей студентов, их социально-психологической адаптации в коллективе, для воспитания отзывчивости и коммуникабельности
  • создание условий для развития личности, умеющей быть благодарной, умеющей делать добро, доставлять людям радость и получать положительные эмоции от собственных добрых чувств и поступков, развитие творческих способностей студентов
  • воспитание толерантности, чувства такта, умения принимать позицию другого человека, развитие умения создавать благоприятную атмосферу для разговора
  • воспитание толерантности и уважения к жизненной позиции другого человека, активизация творческих способностей студентов
  • пропаганда здорового образа жизни, воспитания чувства нетерпимости к насаждению и косвенной рекламе разрушающего человека образа жизни
  • духовно-нравственное воспитание подростков на основе личностно-ориентированного изучения философских и психологических понятий, создание условий для формирования у молодежи активной жизненной позиции и стремления к самосовершенствованию, формирование позитивной «Я-концепции»
  • оптимизация образовательного процесса, улучшение морально-психологического климата в группе, мотивация на обучение
  • оптимизация личностных взаимоотношений, улучшение морально-психологического климата в группе, мотивация на обучение
  • духовно-нравственное воспитание подростков на основе личностно-ориентированного изучения этических и психологических понятий, создание условий для формирования у молодежи активной жизненной позиции и стремления к самосовершенствованию, формирование позитивной «Я-концепции».

 

Форма проведения.

1. Форма: Беседа с элементами презентации.
Оснащение: информационный материал к юбилею колледжа,
Медиасопровожденине.

2. Форма: рассказ с элементами беседы или игровыми моментами (составление кроссвордов, викторин и т.п.).
Оснащение: наглядные пособия, аудио и видео материалы, творческая лаборатория.

3. Форма: дискуссия, игровой практикум, анкетирование с последующей    рефлексией, час задушевной беседы.
Оснащение: наглядные пособия, аудио и видео материалы, анкеты, психологические тренинги, творческие конкурсы.

4. Форма: дискуссия, игровой практикум, эвристическая беседа, литературно-музыкальная композиция, творческая лаборатория.
Оснащение: наглядные пособия, аудио и видео материалы, презентации, заочное путешествие.

5. Форма: час откровенного разговора, заочное путешествие, творческая лаборатория, дискуссия, полилог.
Оснащение: наглядные пособия, аудио и видео материалы, анкеты, конкурс-викторина.

6. Форма: спортивные мини-праздники, творческая лаборатория, дискуссия, полилог.
Оснащение: наглядные пособия, аудио и видео материалы, оснащение  спортивного зала, экскурсии, игры.

7. Форма: творческая лаборатория.

8. Форма: Беседа с элементами презентации.
Оснащение: информационный материал, медиасопровожденине.

9. Форма: Беседа с элементами презентации, заочная экскурсия или путешествие, творческая лаборатория.
Оснащение: информационный, рекламный материал, наглядные пособия   медиасопровождение, стенгазеты.

10. Форма: эвристическая беседа, заочная экскурсия, литературно-музыкальная композиция.
Оснащение: информационный материал, медиасопровождение,  документальный материал, наглядные пособия, фрагменты из художественных фильмов.

11. Форма: Беседа, дискуссия, заседание круглого стола, судебное заседание.

Анализ воспитательного мероприятия 1
Анализ воспитательного мероприятия 2
Анализ воспитательного мероприятия 3