Мягкий знак в конце глаголов

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Закрепить и систематизировать знания об условиях употребления мягкого знака на конце глаголов в повелительном наклонении;
  2. Продолжить закрепление знаний о побудительных предложениях.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – приглашает на урок.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок.

2. Мотивация познавательной деятельности.

Показ слайда №1

- Ребята, скажите, пожалуйста, о какой теме мы будем говорить?

3. Сообщение темы урока.

Показ слайда №2

- Открываем тетради и записываем тему.

4. Целеполагание.

Показ слайда №3

- На уроке вы должны быть внимательны, любознательны и усидчивы, тогда все у нас получится.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации.

Показ слайда №4

- Давайте внимательно рассмотрим таблицу и ответим на вопросы.

  • На какие две группы согласных оканчиваются основы этих глаголов?
    (на шипящие и не шипящие)
  • Зависит ли от мягкости или твердости согласных употребление после них мягкого знака?
    (нет, не зависит. Какой бы ни был шипящий, после него пишется M)
  • А после не шипящих? (после мягких согласных пишется мягкий знак, а после твердых нет)

Показ слайда №5>

- Но следует запомнить, что после «й» мягкий знак никогда не пишется.

Показ слайда №6

- При прибавлении суффикса -ся и окончания -ть мягкий знак сохраняется.

- А теперь попробуем закрепить полученную информацию. Я диктую вам словосочетание, вы находите глаголы в повелительном наклонении и обозначаете орфограмму «Ь в глаголах повелительного наклонения». Начинаем объяснения по цепочке.

Орфографическая диктовка:

- Останьтесь дома, приготовьте обед, познакомьтесь с другом, нарежьте хлеб, избавьте от холода, лягте ровно, увеличьте расстояние представьте другу.

- Откройте свои словари и запишите слова.

Показ слайда №7

6. Физкультминутка.

- Вы работали старательно, слушали внимательно. Ваши глаза устали. Проведем гимнастику для глаз. Сначала по часовой стрелке глазами «обведем» круг, квадрат, треугольник. Затем наоборот, начиная с конца, против часовой стрелки «обведем» каждую геометрическую фигуру.

Показ слайда №8

7. Творческая разминка.

Показ слайда №9

- А сейчас мы вспомним орфограмму «Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи». Я диктую слова. Ваша задача – правильно записать их в нужный столбик.

- Финиш, дрожь, распишешь, мелочь, пахуч, режьте, мало удач, вояж, линюч, спрячьте, увлечь.

- А теперь взаимопроверка. Обменяемся тетрадями друг с другом (идет проверка),а теперь проверим ответы по слайду.

Показ слайда №10

- Итак, поднимите руки, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы!

8. Работаем с учебником

Показ слайда №11

- Проверка работ.

9. Повторение побудительных предложений.

Показ слайда №12

- Прочитайте стихотворение А.В.Кольцова «Косарь».
- Найдите глаголы, обозначающие действие, к которым побуждает автор.
- В каких предложениях по цели высказывания они употребляются?
- Есть ли в этих предложениях подлежащее? (Нет, отсутствует, но названо лицо, к которому обращаются с просьбой, есть обращение)
- Произведите синтаксический разбор первого предложения

10. Подведение итогов.

- Пришло время оценить свои знания и умения.

Показ слайда №13

- Самооценка.

11. Домашнее задание.

Показ слайда№14

- Открываем дневники, записываем домашнее задание.
- Ребята, вы сегодня работали очень активно, молодцы!