Как пришел хлеб

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Развитие познавательного интереса в процессе  опытническо-исследовательской деятельности.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Воспитание трудолюбия, бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к труду.
  2. Воспитывать безопасное поведение дома.

Образовательные:

  1. Упражнять в самостоятельном обследовании предмета: рассматривать, щупать, нюхать. Познакомить с новым способом: определение веса - лёгче–тяжелее.
  2. Активизировать употребление в речи названий частей предмета, свойств материалов.
  3. Расширять представление детей о последовательности процесса изготовления хлеба.

Развивающие:

  1. Развивать у детей процессы мышления: сравнение, анализ и умозаключения
  2. Развивать воображение, творчество.
  3. Развивать навыки самостоятельной деятельности.

Предварительная работа:

  1. Чтение украинской народной сказки “Колосок”.
  2. Дидактическая игра “Угадай на ощупь” (определить с закрытыми глазами соль, сахарный песок, горох, муку, гречку).
  3. Драматизация сказки “Колобок”.
  4. Рассматривание и сравнение травяных и хлебных колосьев.
  5. Лепка из глины “печенье” для Машеньки.
  6. Чтение пословиц и поговорок о хлебе.
  7. Экскурсия на кухню по ознакомлению с окружающим “Как пекут пирожки”.
  8. Сюжетно ролевая игра “Семья”+ “Магазин”: готовим День рождения Машеньки.
  9. Организация предметно-развивающей среды:
    1. Подбор литературы в книжном уголке;
    2. Подбор иллюстраций;
    3. Создание игровой ситуации;
    4. Выставка работ детей: аппликация “Колосок”.

Индивидуальная работа:

С Никитой продолжать совершенствовать отчётливое произношение слов и звуков “ш-с”

С Костей и Андреем закрепить приём лепки – отщипывание от целого куска, сплющивание.

У Леры, Антона закрепить представление “величина”: геометрические фигуры могут быть разных размеров.

Методы, приёмы и здоровьесберегающие технологии:

  1. Наглядность.
  2. Игровые приёмы.
  3. Приёмы обследования с помощью анализаторов, сравнения.
  4. Художественное слово - пословицы, поговорки.
  5. Музыкальное сопровождение.
  6. Элементы психогимнастики.
  7. Элементы ортобиоза.
  8. Пальчиковая гимнастика.
  9. Элементы ТРИЗа (создание проблемной ситуации).

Оборудование:

  • Кукла Петушок;
  • Колосья пшеницы по числу детей;
  • Мука, соль, вода;
  • Клеёнка большая;
  • Фартуки по числу детей;
  • Подносики по количеству детей;
  • Миска, ложка деревянная, ступка;
  • Хлебо-булочные изделия (буханка, батон, круглый хлеб, печенья, баранки, сушки разной формы);
  • Одноразовые стаканы с угощением в корзине;
  • Влажные салфетки.

Словарная работа:

Обогащение: Мукомол, молоть, растолочь, мелит, эластичное, выпечка.

Активизация: Отшелушить, зёрна, зёрнышко, тесто, месить, мягкое, твёрдое, колос, колосок, колосья.

Ход занятия

(Перед занятием дети моют руки)

В группу приходит петушок с колосками.

Петушок: ку-ка-ре-ку! (пауза). Это значит “Здравствуйте!”. Я так рад видеть вас (поглаживает, похлопывает детей, называя ласковыми именами). Вы все такие разные, а посмотрите на меня.

Дети рассматривают петушка, описывают его внешний вид (гребешок, бородушка, крылья, клюв…).

Педагог обобщает, проговаривая потешку “Петушок, петушок…”.

Петушок: “Я пришёл к вам из сказки”

Воспитатель: “Петушок, ребята наверняка узнали из какой сказки ты пришёл. (Ответы детей).

Петушок: А почему вы решили, что я из сказки “Колосок”? (Ответы детей).

Да, вы правильно ответили, вот у меня ….. (Показывает колоски).

(Ответы детей).

Помогите разделить пшеничные колоски от злаковых растений. (Рассматривание и сравнение злаковых и пшеничных колосков)

Воспитатель: “Вырос в поле дом, полон дом зерном”.

Воспитатель: Осенью люди убирают колосья пшеницы.

Петушок: А как вырос колосок, знаете? Люди посадили в землю вот такие маленькие зёрнышки. А чтобы они проросли, что ещё нужно? (Солнышко даёт тепло, дождик напоит их водой). Люди просили об этом: “Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко!” “Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!”

(Физминутка)

“Золотое солнышко,
Ты согрей нам зёрнышко!”

Руки поднять вверх – потянуться
Присесть, коснуться руками пола

“Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба урожай!”

Вытянуть руки вперёд – сжимать и разжимать пальцы “Стряхивать капли дождя”
Руки в стороны – потянуть (вдох)
Опустить вниз (выдох)

Воспитатель: Посмотрите, в каждом колоске есть… зёрнышки. Давайте отшелушим колоски и достанем зёрна. С Никитой продолжать совершенствовать отчётливое произношение слов и звуков “ш-с”

(Исследование колосков, отшелушивание зёрен в миски – самостоятельная работа детей).

Воспитатель: Это хлебное зерно. Какое оно?

(Подбор детьми слов – определений: маленькое, твёрдое, золотистое, круглое…).

Воспитатель: Никита, сколько у тебя было колосков? (один) А у Иры?... У вас было по одному колоску. А сколько зёрен в каждом колоске? (Ответы детей). Нужен нам хлеб? (Ответы детей). Да, ведь хлеб – всему голова. Хлебушко – всему свету дедушка!

Петушок: (ставит цель) Помогите мне, детишки. Я хочу испечь разный хлеб для магазина, чтобы играть с вами и моими друзьями. Ведь мышата Круть и Верть…

Педагог подхватывает: “Знаем, знаем что они делали, правда, ребята?” (Рассказы детей).

Воспитатель: Ну, петушок, из этих зёрен можно сейчас сделать булочку или пирожок?

Петушок: А вы как думаете, ребята?

(Ответы детей).

Петушок: Конечно, надо сначала смолоть зёрна в муку. Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пришёл.

Воспитатель: Мы будем делать муку из зёрен, молоть, сами. У меня есть ступка и пестик (действия педагог сопровождает рассказом). Очень трудная работа растирать вручную зёрна в муку (даёт попробовать детям).

Эту работу делают на заводе специальные машины – МУКОМОЛЫ – они мелют зёрна в муку.

Петушок: Я приготовил муку, соль и воду

(Петушок приглашает детей к столу с приготовленными продуктами. Дети надевают фартуки).

Рассматривание и исследование муки и соли, используя все анализаторы.

Воспитатель: Чем они похожи и чем отличаются?

Затем все ингредиенты ссыпают в миску воспитателю. Воспитатель месит тесто, а дети имитируют замес теста.

Психогимнастика (под ритмичную народную музыку выполняют движения с воображаемым тестом).

Воспитатель: Готовое тесто должно набраться сил, подойти. Мы его положим в кастрюлю и накроем.

Петушок: У меня для вас есть ещё один сюрприз (выносит поднос с хлебо – булочными изделиями разной формы).

Дети рассматривают выпечку, называют форму, величину (на что похож буханка - кирпичик, батон – овал, печенье- квадрат, треугольник, круг; обобщают вместе с воспитателем – всё это можно назвать одним словом “выпечка”.

У Леры, Антона закрепить представление “величина”: геометрические фигуры могут быть разных размеров.

Петушок: Выбирайте, что вы будете лепить?

Воспитатель: Вот и тесто наше подошло. Пора его разделывать.

Дети отрывают себе кусочки теста, обследуют его – мнут, пробуют на вкус, нюхают, рассказывают о своих ощущениях (тесто мягкое, эластичное...)

С Костей и Андреем закрепить приём лепки – отщипывание от целого куска, сплющивание.

(Дети лепят, звучит фоновая музыка).

Петушок подбадривает детей, педагог помогает.

Готовые изделия складывают на общий поднос. Рассматривают, любуются. (Снимаем фартуки, вытираем руки салфеткой).

Воспитатель: Какой аппетитный получился хлеб. Сейчас его можно есть? (Ответы детей).

Эти поделки для чего мы делали? (вспомнить поставленную цель – для игры в “Магазин”). Обобщение педагога: Вы правы, хлеб надо испечь. А детям можно одним включать плиту? Почему нельзя? Да, это опасно, можно обжечься. Что же нам делать? (Ответы детей).

Воспитатель: Петушок, как много мы сегодня узнали и успели сделать! Дети вспоминают, что они узнали, что делали (на основе предметного плана: колос, зерно, мука, тесто, хлеб).

Ну а, сделал дело… гуляй смело!”

П: Спасибо, ребята вам за помощь, за ваш труд. Я принёс вам угощенье, испечённые зёрна пшеницы. Они очень вкусные и полезные.

Вносит корзину с угощеньем и раздаёт детям и гостям.