Взаимодействие школьных специалистов в коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема нарушения чтения и письма у младших школьников – одна из актуальных для школьного обучения, т.к. и письмо, и чтение из цели начального обучения в дальнейшем превращаются в средство получения знаний учащимися.

Письмо и чтение, являясь “базой” всего дальнейшего обучения, вызывают значительные затруднения у младших школьников, что, в свою очередь, оказывает отрицательное воздействие на усвоение ими школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом. Так же данные нарушения могут отрицательно повлиять на формирование личности ребёнка. Неудачи при овладении чтением и письмом могут вызвать и закрепить такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.

Изучая и анализируя труды многих учёных и специалистов по данной проблеме, становится ясным, что нарушение чтения и письма обусловлено несформированностью некоторых психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы либо запаздыванием созревания отдельных зон коры головного мозга. Чаще всего эти нарушения проявляются в структуре сложных нервно-психических и речевых расстройств.

Процесс развития той или иной психической функции при коррекции нарушений чтения и письма должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т. е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

Нарушения чтения и письма могут отрицательно влиять на психическое развитие школьника. Поэтому, планируя коррекционную работу с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма, необходимо, на наш взгляд, выполнение очень важного условия – это создание единой коррекционно-развивающей среды, которая обеспечивается тесным взаимодействием между логопедом, учителем и психологом.

Задачи этой совместной педагогической работы не ограничиваются только коррекцией речевого дефекта, они значительно глубже и сложнее, т.к. наряду с отклонениями в речевом развитии у детей-логопатов часто отмечаются соматическая ослабленность, двигательная расторможенность, недостаточное физическое и интеллектуальное развитие, повышенная возбудимость, тревожность, неуверенность в своих силах, что выражается в поведенческих реакциях и слабо сформированных навыках учебной деятельности. В задачи данного сотрудничества входит:

  • создание условий для формирования интереса к учебному процессу;
  • воспитание эмоций и преодоление трудностей в общении;
  • коррекция дружеских отношений в социуме;
  • профилактика и коррекция нервно-психических и речевых нарушений у детей-логопатов.

Организуя совместную коррекционную работу по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников, мы бы хотели остановиться на сотрудничестве учителя-логопеда и педагога-психолога.

Эта совместная деятельность начинается, в первую очередь, с изучения ребёнка, т.е. с проведения диагностики как со стороны логопеда, так и психолога. Дальше определяются недостатки его общего, речевого и психического развития. Затем организуется работа по их исправлению, выбираются формы и методы коррекционного воздействия.

Поскольку причинами многочисленных специфических ошибок при чтении и на письме являются не только речевые нарушения, но и трудность в организации внимания, неумение планировать и контролировать свои действия, импульсивность, рассеянность, очень важно выявить каждую из причин и постараться отыскать пути её устранения.

Совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога должна строится с учётом сензитивных периодов развития ребёнка, с постепенным расширением зоны ближайшего и переводом её в зону актуального развития.

Одно из важных условий в сотрудничестве учителя-логопеда и педагога-психолога, на наш взгляд – это создание у ребёнка установки на успех. Без выполнения этого условия вся коррекционная работа может не оказать положительного результата.

Из вышесказанного становится ясно, что нарушение чтения и письма – это не изолированный дефект, который существует сам по себе, а данное нарушение чаще всего проявляется на фоне определённых расстройств в развитии таких познавательных процессов, как память, внимание, мышление и коррекционная работа, направленная на преодоление данных нарушений – это единое целое в работе логопеда, психолога и учителя.

В этом учебном году на базе нашей школы мы начали пробовать проводить совместные коррекционные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога и пришли к выводу, что данная форма коррекционного воздействия достаточно эффективна. Дети на таких занятиях работают с большим интересом и с повышенной активностью. На них предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает младшего школьника.

Данное сотрудничество логопеда и психолога не ограничивается только проведением совместных коррекционно-развивающих занятий, оно осуществляется так же путём проведения ПМПК, участием в работе совместных методических объединений, совещаний.

Т. О. коррекционная работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников, на наш взгляд, должна осуществляться путём тесного сотрудничества всех участников коррекционно-развивающего процесса: учителя, логопеда и психолога. Организованная таким образом работа будет способствовать не только коррекции речевых нарушений, а так же будет формировать интерес к учебному процессу, будет положительно влиять на преодоление трудностей в общении, на усвоение детьми-логопатами школьной программы в целом.

Рекомендуемые упражнения для применения на логопедических занятиях

Упражнение “Путешествие в сказку” /развитие зрительного, слухового восприятия, воображения/

Сядьте поудобней, сделайте глубокий вдох…, выдох…, закройте пожалуйста глаза. Я рада приветствовать вас на нашем пароходе. Вы сидите на палубе, солнечный зайчик ласково касается ваших ног…, поднимается выше к животу…, к плечам…, тепло растекается по рукам… и поднимается к голове… Солнечный зайчик на вашей макушке…, ласково гладит вас по волосам… А сейчас потихоньку начинайте открывать глаза. Итак, мы с вами побывали в сказке! Расскажите мне, какие чувства охватывали вас, когда вы находились в сказке? (Дети высказывают свои впечатления).

Упражнение “Загадка” /развитие зрительного восприятия, логического мышления, зрительной памяти/. Необходимо прочитать загадку по мере возрастания цифр, а затем её отгадать.

7

красавец

4

ходит

10

И

11

легко

9

смело

2

копытами

 

13

раскинув

3

касаясь

8

ходит

14

широко

1

трав

5

По

6

лесу

12

рога

Упражнения на снятие психического и эмоционального напряжения

  • Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга (10 сек).
  • Разогретыми руками потрите щёчки…, мочки ушей (10 сек).
  • Кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке (10 сек).
  • Ладошкой правой руки поглаживаем внешнюю сторону левой руки, а теперь ладошкой левой руки поглаживаем внешнюю сторону правой руки (10 сек).

Упражнение “Корректурная проба” (используется для определения и развития объёма внимания – по количеству просмотренных букв и его концентрации – по количеству сделанных ошибок). Норма объёма внимания для младших школьников – 600 знаков, концентрации – 5 ошибок и менее. Время работы 5 минут. Инструкция: “Просмотрите ряды букв слева направо и вычеркните в каждом ряду буквы, такие же как и первые”.

Материал для работы:

Л О Ш П Е У С О П Р Д Л Б Ж Ь О П А С Ц Л Р Г Й Л М Ч Ы Х Ж Л Д Р Ф Ю Ж О Р А В М О Г Ц У К Н О П В Ф Ж Щ Б Ю М Я С Х Ъ Г Е П И Р В Р Г Ш Л Д Л Р Ы У Й Ё Г Н У Х З Д О Ш Н Е И М Ч Д Э Д Ж Ъ Щ Г И М С В Ы Ц У К Н Е Щ Ш О П Ц Й Ы И Н Т Б Ю Ж З Щ Ш Г Н Е К У Ц П Е А В У ЦЫ Р Ж Ь Н ОД Ж Щ Ш Е К У О И М С Ч Я Ю Б О Г Е У Й Х Ъ Э Л О П А В У М И Т О Д Щ Ш Ю Ж Э Ь Т И М Ш Щ Х Н К Е У Ц Й Ы В А П РО Л Э Х З Щ Л О П А Ы У КБ Л О Р П А У В Ц И Г Ш Щ ЩЗ З Х Д Ж Ш Г Н УЙФЮЖ Э Ъ Х З Н Т Р П Т Н А Е К М В ПЭ Р О Л Д Ж Ы Ц Й Ф А М Л Б Я Р П Л ВЭТЗВЕБЫЭШ

Для этой работы можно использовать газетные, журнальные, книжные вырезки с крупным шрифтом. Можно задания изменять. Например: букву Е зачеркни, а букву О подчеркни и т.п.

Упражнение “Найди спрятанное слово (направлено на тренировку распределения и избирательности внимания). Необходимо среди буквенного текста найти и подчеркнуть слова:

тдксолнцеьблджщцкуыветерфкхъпсдцйщэдождьюъзгнхцйёрнвьюгажэхъкшгнпоблакобюдщрштормлгржээгдградьюукмслдшвгрязьхщклдшнзогжараьлгнеап

Упражнение “Раздели на группы” (направлено на развитие словесно-логического мышления)

Предъявляются слова:

Саша, Коля, Лена, Игорь, Наташа, Света

На какие группы можно разделить данные слова?

Какие группы можно составить из этих слов:

Голубь, воробей, щука, снегирь, судак, карась

Упражнение “Подбери по смыслу” (направлено на развитие словесно-логического мышления) Соединить стрелочками подходящие по смыслу слова

Роза Мебель
Тополь Цветок
Шкаф Насекомое
Муравей Дерево
Пальто Одежда

Упражнение “Светофор” (направлено на развитие наглядно-образного мышления)

Надо нарисовать в клеточках красные, жёлтые и зелёные кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.

         
           
           

Упражнение “Выделение существенных признаков” (направлено на развитие абстрактно-логического мышления)

Предъявляется ряд слов, из которых дети должны выбрать только два, обозначающих главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношения к основному слову, но они не главные.

Примерные задания:

  • Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище);
  • Река (берег, рыба, вода, рыболов, тина);
  • Город (автомобиль, здания, улицы, толпа, велосипед);
  • Сарай (крыша, сеновал, лошади, коровы, стены).

Каждое из предложенных слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.