Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроке русского языка в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


В Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области сказано, что образование должно быть нацелено на формирование ключевых компетентностей.

Многие современные технологии можно использовать для формирования ключевых компетентностей, но мне, учителю начальных классов, наиболее близка технология РКМЧП.

“Развитие критического мышления через чтение и письмо” является одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании.

Актуальность процессов чтения и письма для образовательной деятельности не вызывает сомнений. Более того, это те процессы, которые необходимы человеку в повседневной жизни. Каждый из нас живёт в информационно насыщенное время и должен уметь с этой информацией работать. Однако практика показывает, что зачастую наиболее важные для работы с информацией процессы – чтение и письмо, с которыми, кстати, учителю приходится работать на каждом уроке, – малоэффективны и не дают ожидаемого результата. Это позволяет предположить, что для повышения информативной грамотности в учебной деятельности необходимо менять сам подход к основным инструментам обучения – чтению и письму, и развивать эти навыки целенаправленно и последовательно. Навыки такой работы ребёнку необходимо приобрести ещё на первой ступени, чтобы впоследствии применять их при обучении на других ступенях образования. Именно в этом мне помогла технология РКМЧП. Понятия “вдумчивое чтение” и “рефлексивное письмо” являются для неё базовыми, основными направлениями.

Основными целями технологии РКМЧП являются:

  • формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
  • развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности;
  • формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

“Развитие критического мышления через чтение и письмо” является системой стратегий методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Технология позволяет добиться таких результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно и уверенно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Всем известно, что чтение и письмо – те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаём информацию. Следовательно, нам необходимо научить учащихся начальных классов хорошо читать и писать, и в процессе этих действий научить их размышлять. Но как это сделать наиболее эффективно? Лучше всего этого я добиваюсь на уроках в игровой форме, уроках-путешествиях, уроках-викторинах, широко используя при этом такие формы работы по технологии РКМЧП, как зигзаг: члены рабочей группы становятся экспертами по определённым вопросам изучаемой темы, чтение с остановками, где дети делают предположения о содержании, обучение в сотрудничестве, активное слушание, заполнение бортового журнала и т.п., что я делаю в своём классе, начиная с первого. Скажу, что в процессе письма человек размышляет о тех сведениях, которые получил при чтении, сомневается, колеблется, анализирует свои мысли и переживания. Поэтому эффективность чтения и письма взаимозависимы.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить.

  1. Стадия вызова настраивает на получение новой информации: ученики активизируются; чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
  2. Стадия осмысления – содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ и ранжирование информации.
  3. Стадия рефлексии превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информацию, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы.

Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Так, например, на уроке русского языка проводилась работа в группах, использовались такие формы как:

  • “работа в сотрудничестве”
  • “активное слушание”
  • “приём продвинутой лекции”
  • заполнение таблицы (бортовой журнал).

На данном уроке использовалась технология В.А.Илюхиной “Письмо с секретом”, которая направлена на формирование графических навыков, снятие психологической перегрузки учащихся; Дети постоянно направлены на наиболее полное осознание ими деталей графики письма, на формирование у них способности выражать в слове, речи характеристику написания букв, их элементов, их соединений.

На этом уроке учащиеся аргументировали свою точку зрения и заполняли “бортовой журнал: знали – узнали”

Я, как педагог начальных классов, использующая технологию РКМЧП, отмечаю стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе, дети стали больше внимания уделять подготовке к уроку, появилась уверенность в своих творческих возможностях, не боясь брать ответственность на себя, способны делать

аргументированные выводы. Возрос уровень сформированности ключевых компетентностеи. Среди учащихся выявлены лучшие показатели среди параллели.

Прослеживается динамика в лучшую сторону, процент качества успеваемости составляет 69%.

Кроме того, учащиеся умеют работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся потоком информации; готовы к взаимодействию и умению сотрудничать и работать в группе, о чём свидетельствуют почётные грамоты детей.

Хотелось бы отметить, что чтение и письмо – неотъемлемая часть нашей жизни, и от того, как человек владеет этими процессами, зачастую зависит его профессиональная успешность.

Поэтому так необходимы ещё в школе сформировать навык эффективного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма и использовать для этого все возможные средства. Своим педагогическим опытом я поделилась в публикации газеты “Авангард” и на окружном конкурсе “Учитель года – 2008”.

Я планирую и дальше, более углубленно, применяя другие приёмы технологии РКМЧП, заниматься в своём классе и поделиться опытом работы на семинарах, методических объединениях, консультациях учителей, выставках педагогического мастерства.

Цели урока:

  1. Формировать представление о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль.
  2. Закреплять представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль.
  3. Развивать каллиграфические навыки.
  4. Формировать умение выделять предложение в тексте без знаков препинания.
  5. Развивать умения выделять в предложении главные члены как его смысловую и грамматическую основу.
  6. Обогащать и пополнять словарный запас детей.
  7. Развивать внимание и наблюдательность.
  8. Развивать орфографическую зоркость.
  9. Закреплять умения распознавать слова, обозначающие предметы, действия и признак.
  10. Закреплять умения составлять из слогов слова, из слов предложения, из предложений текст.
  11. Закреплять умения находить границы предложения.
  12. Развитие познавательной сферы деятельности.

Оборудование:

Пособия-картинки:

Заветная дверца, золотой ключик, воробей, корова, Пьеро, Мальвина, Буратино, сорока, ворона, дорога, рассыпанные слоги, слова, Артемон, соловей, молоток, письмо с предложением, текст без точек, Карабас Барабас, Лиса Алиса, Кот Базилио, индивидуальные карточки, костюм Буратино, компьютер, мультимедиа проектор, экран. 

Ход урока

I. Организационный момент.

Первая стадия – “вызова”.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок! (СЛАЙД 1),

  

Ребята! У нас сегодня необычный урок, перед вами заветная дверца, которая ведёт нас в страну ЗНАНИЙ! Это волшебная страна! Там живут буквы, которые складываются в слоги, слоги соединяются и образуют лова, а слова составляют волшебные предложения, все предложения собираются вместе.

Мы сегодня с вами поделились на группы и будем работать весь урок в сотрудничестве друг с другом. В каждой группе есть старший.

II.Основная часть.

А вот и заветная дверца (СЛАЙД 2),

  

которая ведёт в страну ЗНАНИЙ. Но что же мне делать, чем открыть эту волшебную дверь? (надо найти золотой ключик)

Ребята, а он появится, если вы красиво выполните в тетради чистописание, у каждой группы своё.

ОРО ОРО

ОЛО ОЛО

Какие виды соединений присутствуют в данном сочетании букв (верхнее и нижнее, нижнее и нижнее)

Пропишите это сочетание целую строчку.

В каких словах оно встречается?

Корова, ворона, воробей, сорока, мороз, хорошо и т.д. Молоко, болото, соловей, золото, голова, волосы и т.д.

Что мы можем сказать об этих словах?

Они словарные Написание данных слов нужно запомнить

Молодцы! Вот, ребята, золотой ключик; открыв заветную дверцу, мы вместе со сказочными героями отправимся в страну ЗНАНИЙ! В этой стране добро всегда побеждает зло.

Ребята! У Карабаса Барабаса, Лисы Алисы и Кота Базилио (СЛАЙД 3)

  

в плену сказочные герои. Чтобы их спасти, мы должны выполнить их задания:

Стадия осмысления.

  1. Составьте предложение с тем словом, которое вы сейчас соберёте из рассыпанных слогов (СЛАЙД 4)
  2. (Собрав слово, дети составляют предложение.) А сейчас каждая группа будет работать над своим предложением (СЛАЙД 5)

  3. Работа над предложением:
  4. Всюду слышится чириканье задорных воробьёв.

    У Пети в клетке дома жил голосистый соловей.

    (Перед написанием предложения ученики вслух объясняют все орфограммы)

    Ребята! А почему эта группа слов называется предложением? (каждая группа по очереди называет свои тезис.

    Молодцы! Мальвина спасена (Слайд).

  5. Ребята Карабас просит нас найти в этом предложении слова, которые обозначают:
  6. Предметы

    Чириканье, воробьёв.

    Петя, дома, клетке, соловей.

    действия

    слышится

    жил

    признаки

    задорных

    голосистый

  7. Ребята! Найдите в своём предложении грамматическую основу (главные члены предложения).
  8. Что? чириканье

    Что делает? слышится

    Кто? соловей

    Что делал? жил

    Вот и Буратино на свободе! (Слайд)

  9. Ребята! Сколько слов вашем предложении? Измените предложение так, чтобы оно не теряло смысл, но количество слов с каждым разом уменьшалось. Что теперь мы можем сказать об этих предложениях? (Слайд) (Это и есть грамматическая основа, нераспространённое предложение, а предложение, которое содержит кроме главных членов ещё и второстепенные, называется распространённым.)
  10. всюду слышится чириканье воробьёв

    – слышится чириканье воробьёв

    слышится чириканье

    – у Пети в клетке жил голосистый соловей

    – у Пети в клетке дома жил голосистый соловей

    – жил голосистый соловей

    -жил соловей.

    Молодцы!

    III. Физминутка “Буратино”

  11. У каждой группы на столе лежит задание: – отгадайте загадку:
  12. Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. (СЛАЙД 6)

    (корова)

    Лоб – пудовый, костыль – дубовый.

    (СЛАЙД 6)

    (молоток)

  13. Ребята! Перед вами слова. Составьте из слов предложение и запишите.
  14. гуляла на корова лугу забивает папа молотком гвоздь

    (карточки на столе)

    Молодцы! Пьеро спасён! (СЛАЙД 7)

  15. Ребята! Давайте вспомним, из чего состоит предложение?

(из слов)

Как пишутся слова в предложении? (слова в предложении пишутся отдельно)

У Артемона 2 письма, а в них задания для каждой из групп.

(СЛАЙД 8)

сорокавьётнадеревегнездо ктопролилмолокоизкружки

Можно ли это назвать предложением? (нет, слова в предложении пишутся отдельно)

(Дети составляют верное предложение, находя при этом слово, с орфограммой, данной в чистописании (сорока, молоко))

Ребята! Какие знаки препинания вы поставили в конце предложений, почему? Давайте вспомним, какие предложения бывают по цели высказывания.

  • Предложения, которые содержат сообщение о ком-нибудь или о чём-нибудь, называются повествовательными предложениями.
  • Предложения, в которых о ком-нибудь или о чём-нибудь спрашивается, называются вопросительными.
  • Предложения, которые содержат побуждение к действию (приказ, призыв, просьбу) или приветствие, называются побудительными.

10. Ребята! Как одно предложение нужно отделить от другого на письме? (,!?) Как называют группу предложений, которые объединены одной темой? (текст)

Ребята! Карабас похитил все точки и текст на ваших карточках рассыпался. Разделите текст на предложения.

Ребята, на экране дан правильный текст. Проверьте и поднимите руку, у кого так.

(Раздаются 5)

(СЛАЙД 9)

 Ребята! Найдите нераспространённое предложение и запишите. А теперь найдите распространённое предложение, где есть слово с орфограммой, данной в чистописании.

IV. Итог (стадия рефлексии)

– какие словарные слова нам сегодня встретились?

Ребята! Давайте вспомним, что мы знали о предложении и что узнали? (СЛАЙД 10)

  

– что вы запомнили о тексте?

Ребята! Давайте прочитаем последнее послание Барабаса. (СЛАЙД 11)

 

 Урок окончен.