Критерии оценки деятельности муниципального учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — детский дом

Разделы: Администрирование школы


По мнению ученых, оценить всегда означало: найти определение качества, а не только эффективности в узком смысле этого слова, независимо от того, что имеется в виду – учреждение или педагог.

В перечень признаков хорошего образовательного учреждения, по мнению Ушакова М.А., могут быть включены: организация образовательного и воспитательного процесса, административные меры, процесс разработки образовательной политики, повышение квалификации педагогов, связи с местными руководителями образования, культурой, школой.

Таким образом, в оценке деятельности учреждения участвуют три фактора, рассматриваемые во взаимосвязи: педагог, образовательное учреждение, внешкольное учреждение.

Исходя из анализа изученной литературы по критериям оценки деятельности образовательных учреждений и анализа работы образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - детский дом г. Мыски за последние три года становится все более очевидным, что оценка деятельности учреждения стала проблемой, требующей адекватного решения.

С учетом того факта, что научных работ по рассматриваемому вопросу относительно детских домов недостаточно, основываясь на ученые труды Зимней И.А. и с учетом накопленного опыта в работе с детьми - сиротами педагогическим коллективом детского дома были разработаны критерии оценки компонентов деятельности учреждения.

При этом полагалось, что каждый критерий выявит ту или иную меру обеспеченности деятельности, выступая в качестве определенного фактора, совокупность действия которых может обеспечить основу эффективного результата.

Работая над этой проблемой, были выделены пять компонентов для разработки критериев оценки деятельности, которую осуществляет образовательное учреждение:

Разработанные критерии оценки деятельности учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - детский дом ни в коем случае не претендует на исчерпывающее решение заявленной проблемы, поскольку деятельность детского дома связана с выявлением большего количества компонентов для оценки деятельности, недостаточно исследованных современной наукой. В то же время очевидно, что недостаток научных исследований по вопросу, отсутствие стандартов не может являться причиной для отказа от поиска оптимальных путей нахождения критериев эффективного оценивания деятельности детского дома для повышения качества его работы.

Иными словами, рассматривая результаты деятельности образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Мыски с помощью приведенных выше критериев, необходимо дать им оценку с точки зрения достижения поставленных целей и выяснить причины, повлекшие за собой те или иные отклонения результатов от поставленных целей.

Оценивая работу своего учреждения по разработанным критерия по компоненту “Субъекты взаимодействия воспитательно – образовательной деятельности ОУ” за 3 года (Приложения 1, 2, 3), можно проследить положительную динамику деятельности учреждения. Целенаправленно применяя разработанные критерии по оценке деятельности учреждения, детский дом сможет модернизировать воспитательно – образовательный процесс и выпустить в жизнь выпускника, способного к следующему:

адаптации и самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;

сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в неблагоприятных условий жизни и труда;

осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей региона, а также своими интересами и способностями;

В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. Не смотря на политику государства Российской Федерации и Губернатора области по этому вопросу, растет количество детских домов и находящихся в них воспитанников, уже сейчас превышая послевоенный уровень.

У воспитанников детских домов – масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников..

На наш взгляд, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников детских домов является недостаточным, о чем свидетельствуют цифры статистики (лишь 37% воспитанников детских домов успешно социализируются в обществе). Недостаточная адаптированность воспитанников – следствие целого комплекса причин. Одна из основных – отсутствие государственной программы для детских домов. К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям, а для детских домов таковых нет.

Таким образом, возникает противоречие между требованием подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в обществе и отсутствием государственных документов (стандартов), определяющих минимальный объем знаний и умений, необходимых воспитанникам детских домов для успешной социальной адаптации.

Можно сказать, что деятельность детских домов сегодня осуществляется практически в информационном вакууме. Их деятельность осложняется также тем, что педагогический коллектив имеет дело с детьми не из обычных семей, а из семей социального риска, семей, имеющих трудноразрешимые проблемы, ограничивающие их возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов.

Следовательно, в условиях отсутствия государственных документов (стандартов), определяющих минимальный объем знаний и умений, необходимых воспитанникам детских домов для успешной социальной адаптации, важной проблемой, с точки зрения теории и практики управления качеством образовании.

При этом детский дом призван выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой личности, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществлять осознанный выбор и в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы.

В этих условиях внешней неопределенности решающим фактором, обеспечивающим устойчивое развитие образовательного пространства детского дома, становится целенаправленное формирование субъектной позиции образовательного учреждения.

Во всех образовательных системах, по мнению Прикоты О.Г. и Виноградова В.Н., оценке и ее процедуре придается все возрастающее значение. Это неудивительно, поскольку оценка, как предполагается, позволяет учреждениям, руководству системы образования, политическим властям и всему обществу оценить по определенным критериям результаты образования. И если необходимость оценки признана, то ее реализация остается сложной; чисто “количественный” подход очень часто оказывается слишком общим, в то время как чисто “качественный” подход трудно подтвердить, в силу отсутствия объективных критериев. Таким образом, представляется, что только разнообразя и комбинируя различные процедуры, можно надеяться на достижение удовлетворительного результата и объективно оценить деятельность образовательного учреждения.

Критерии оценки деятельности учреждения:

- нормативно – правовая база ОУ;

- субъекты взаимодействия образовательно – воспитательной деятельности;

- внесубъектные условия деятельности ОУ;

- процесс деятельности ОУ;

- результат деятельности ОУ.

Критерии оценочной деятельности по критериям отражены в таблице

Оцениваемые компоненты деятельности ОУ Оцениваемые составляющие компонентов деятельности ОУ Критерии оценивания деятельности ОУ
1.Нормативно – правовая основа деятельности ОУ 1.1. Цель деятельности ОУ 1.1.1. Устав

1.1.2. Программа развития ОУ

1.1.3. Программа воспитания ОУ

1.1.4. Модель педагогической поддержки профсамоопределения воспитанников

1.1.5. Годовой план – график работы ОУ

      1. Анализ работы за год
2.Субъекты взаимодействия образовательно – воспитательной деятельности ОУ 2.1.Педагогические кадры 2.1.1.Обеспеченность ОУ педкадрами -необходимое кол-во педработников;
-имеется фактически(%);;
-% обеспеченности;
2.1.2. Образовательнй уровень педкадров -кол-во педработников;
-высшее образ-е (%);
-средне – спец.(%).
2.1.3. Уровень квалификации
(аттестации) педкадров.
-кол-во педагогов;
-имеют:
высшую категорию (%),
имеют первую категорию (%),
имеют вторую категорию (%),
- кол-во педагогов;
- повысили квалиф. (1 раз в 5 лет);
- % педогогов, повысивших квалификацию
2.1.4. Повышение квалификации - кол-во конкурсов, в которых приняли участие (%);
- результативность (%)
2.1.5. Участие в конкурсах различного уровня  
  2.2.Воспитанники

Воспитательная работа

2.2.1. Качество воспитательного процесса -кол-во воспи-ов по проекту;

- кол-во вос-ов, оставленных на повторное обучение в школах города;

- кол-во вос-ов-выпускников, продолживших обучение;

-кол-во вос-ов совершивших с/у(%);

-кол-во вос-ов,совершившихпреступления, в отношении которых вынесено решение суда (%);

-кол-во вос-ов, совершивших правонарушения (%);

-кол-во вос-ов, состоящих на учете в ПДН (%);

-кол-во воспитанников, не употребляющих табачных иэделий (%);

-кол-во вос-ов, не состоящих на учете у нарколога (%)

 

Дополнительное образование

2.2.2.Занятость воспитанников в кружках, т/о, секциях - кол-во вос-ов по проекту;
- кол-во вос-ов, охваченных доп.образованием(%);
2.2.3. Участие вос-ов вмероприятиях разного уровня - кол-во всероссийских мероприятий в которых приняли участие(%);
- кол-во областных мероприятий, в которых приняли участие (%);
- кол-во муниципальных мероприятий, в которых приняли участие(%);
2.2.4. Результативность - федерация (%);
- регион (%);
- муниципалитет (%);
- ОУ
 

Передача воспитанников в семьи (формы устройства)

2.2.5. Устройство вос-ов в опекунские семьи - кол-во вос-ов по проекту;
- определено в семьи(%);
- кол-во вос-ов, возвращенных (поу/п и неу/п)
2.2.6. Определение вос-ов в биологическую семью - кол-во вос-ов по проекту;
- определено в семьи(%);
2.7. Воскресные семьи (по договору) - кол-во вос-ов по проекту;
- определено в семь- кол-во вос-ов (%), возвращенных (поу/п и неу/п)
  2.2.8. Определение в приемную семью - кол-во вос-ов по проекту;
- определено в семьи(%);
- кол-во вос-ов, возвращенных (поу/п и неу/п)
 

Физическое воспитание

2.2.9. Физическая подготовленность Средний уровень физподготовки вос-ов по итогам весеннего тестирования по оздоровительной программе “Президентские состязания”:
-кол-во вос-ов, принявших участие в тестировании (-%)
2.2.10. Участие в соревнованиях различного уровня областной (%);
- муниципальный (%);
- локальный (%)%);
2.2.11. Результативность - областной (%);
- муниципальный (%);
- локальный (%)
2.2.12. Лечебно – физкультурные занятия - ЛФК (%);
- корригирующая гимнастика (%)
   

Эмоциональное благополучие, социально – психологическая защищенность воспитанников

2.2.13. Эмоциональное благополучие, социально – психологическая защищенность воспитанников - кол-во вос-ов по пректу;
- кол-во вос-ов, участвовавших в обследовании (%);
- % вос-ов, имеющих благоприятное эмоциональное состояние;
- % вос-ов, находящихся в состоянии оптимальной работоспособности;
- % вос-ов, положительно относящихся к учреждению”
-% вос-ов, положительно относящихся к другим воспитанникам д/д
2.2.14. Охрана прав воспитанников - % вос-ов, получивших гражданство РФ;
-% воспитанников, получающих пенсии (сироты);
- % вос-ов, получающих алименты (ЛРП);
- % вос-ов, получающих губернаторскую поддержку (100-рублевки);
- % вос-ов, обеспеченных жильем
3.Внесубъектные условия деятельности учреждения 3.1. Методическое обеспечение программ и планов деятельности учреждения - методразработки, пособия, рекомендации к организации ВОП;

- методические средства для осуществления программы воспитания (игрушки, книги, диски и др), программы развития и др.

  3.2. Управление и организация деятельности учреждения - информационное обеспечение управления и организации деятельности ОУ;
- самоуправление воспитанников
  3.3. Материально техническое, информационно – методическое и организационное обеспечение условий позитивной социализации воспитанников - обеспечение ОУ условий спортивно – физической активности вос-ов;
- обеспечение ОУ условий дополнительного образования вос-ов;
- обеспечение ОУ условий ОПТ деятельности вос-ов;
- обеспечение ОУ условий по охране прав детства вос-ов;
- обеспечение ОУ условий интеллектуальной, художественно – эстетической и правовой деятельности вос-ов;
- кол-во компьютеров, используемых в ВОП;
- число педагогов, прошедших обучение по ИТ
  3.4. Санитарно гигиеническое обеспечение деятельности ОУ - соблюдение ОУ с/г норм и нормативов;
- обеспечение ОУ условий отдыха и самостоятельных занятий вос-ов;
  3.5. Социально психологическое обеспечение деятельности ОУ - наличие ПМПК ОУ
  3.6. Обеспечение безопасности ВОП - наличие актов, журналов и др.
  3.7. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью

3.8.Получение внебюджетных средств

 
4. Процесс деятельности учреждения 4.1. Связь ОУ с социумом - взаимодействие ОУ с:
правоохранительными органами,
здравоохранением,
УДО,
ЦЗН,
ПУ и колледжами области,
учреждениями культуры,
шефами,
благотворительными фондами и др.
5. Результат деятельности ОУ 5.1. Адаптация и социализация во взрослой жизни 1. Контрольно – измерительные материалы

(Локальное Положение “Критерии оценки выпускника детского дома”;

2. Отслеживание привития навыков для :

- дальнейшего обучения;

- дальнейшего трудоустройства;

И

- выполнение законодательства в области охраны прав

воспитанников (обеспеченность жильем, получение

пенсий до 23 лет (если продолжает обучаться)

Список литературы

1. Кочкина, Л.С. Социализация детей – сирот [Текст] / Л.С. Кочкина // Психолого – педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи “группы риска”: состояние, проблемы, перспективы: сборник научных статей. Часть 2 / Под научной ред. Н.А. Заруба, Н.Э. Касаткиной, Т.А. Фрольцовой; ред. Коллегия: И.В. Карнаева, Е.Л. Руднева, Т.Н. Семенкова. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2003. – С. 15-21.

2. Ушаков, М.А. Сам себе инспектор [Текст] / М.А. Ушаков. – М.: Просвещение, 1993. – 198с.

3. Закон РФ “Об образовании” [Текст] / Закон РФ “ Об образовании”. – М.: Политиздат, 2005. – 168с.

4. Прикот, О.Г., Виноградов, В.Н. Управление современной школой [Текст]: учеб, пособие / О.В. Прикот, В.Н. Виноградов. – Ростов – н/Д.: Учитель, 2006. – 256с.

5. Тавберидзе, В.А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя [Текст]: учеб, пособие / В.А. Тавберидзе. – М.: Просвещение, 2000. – 210с.

6. Зимняя, И.А. Методические материалы по комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения [Текст] / И.А. Зимняя // критерии оценки. / Под научной ред. И.А. Зимней. – Москва: Изд-во Новый учебник, 2003. – 96с.

7. Полл Р, Петер. Измерение качества работы [Текст]: учеб, пособие / Петер Полл Р. – М.: Просвещение, 1999. – 176с.

8. Комаров, Е.С. Как оценить работу детского сада [Текст]: учеб, пособие / Е.С. Комаров. – М.: Просвещение, 2004. – 326с.