Урок русского языка во 2-м классе "Синонимы и антонимы"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • формирование представлений о многозначности слов русского языка,
  • формирование умения различать синонимы и антонимы, синонимы и родственные слова;
  • развитие монологической речи учащихся, интереса к предмету, умения анализировать языковой материал и выделять лишнее;
  • воспитание творческого отношения к делу, аккуратности и культуры общения.

Оборудование:

  • картины с изображением луны и месяца, таблицы по теме,
  • “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
  • магнитная азбука;
  • учебник “Русский язык” Поляковой А.В. 2 класс.

Ход урока

  1. Организация класса: С добрым утром!
  2. Начат день.
    Первым делом гоним лень!
    Утром надо не зевать,
    А проснуться и вставать! (С. Михалков)

  3. Словарная работа.
  4. На доске записаны слова:

    Абажур, авария, береза, ванна, кабина, калина.

    Инструкция. Запишите слова в тетрадь. Поставьте знак ударения.

    Учитель: – Что объединяет эти слова?

    Ученики: – Это слова из словарика.

    – Это имена существительные.

    Учитель: – Найдите лишнее слово.

    Ученики: – Лишнее слово абажур, это имя существительное мужского рода.

    – А я думаю, что лишнее слово береза, над ним мы не ставим знак ударения.

    – А, по-моему, лишнее слово ванна, в нем два слога, а в остальных словах по три.

    – У меня два слова лишних. Это абажур и ванна. У остальных слов ударный слог второй.

    Учитель: – Составьте повествовательное предложение с любым из этих слов.

    Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.

    – Запишите. Найдите главные члены предложения. Подчеркните основу предложения.

    Учитель: – Что обозначает слово “абажур”?

    В толковом словаре абажур – колпак для лампы, светильника.

  5. Самостоятельная работа.
  6. Куда? что сделала? какая? кто?

    Сорока, на березу, красивая, села.

    Порядок работы. Вопросы и слова написаны на доске.

    Инструкция

    1. Составить предложение по вопросам.

    2. Подчеркнуть главные члены предложения.

    Проверка выполнения задания.

  7. Работа над новой темой.
  1. Учитель: – Подберите к слову авария близкое по значению слово.

Ученик: – Катастрофа.

Учитель: – Подберите родственные слова к слову авария.

Ученик: – Аварийный, аварийщик.

2) Учебник стр.13 (А.В.Полякова. Русский язык, часть первая. 2 класс)

Учитель: – Выписать слова, близкие по значению, в один столбик, противоположные по значению в другой столбик. Ученики выполняют работу у доски и в тетрадях. Получается запись:

зима – лето огонь – пламя

конец–начало дело – занятие

грусть– веселье

лентяй – труженик

трусость – смелость

Учитель: – Какие слова вы записали в каждый столбик?

Ученик: – Мы записали близкие по значению слова во второй столбик, а слова противоположные по значению в первый столбик.

Учитель: – Прочитайте правило на стр. 14.

Слова близкие по значению, – это синонимы.

Слова противоположные по значению, – это антонимы.

– Как называются слова каждого столбика? Подпишите самостоятельно.

Ученик: – В первом столбике антонимы, а во втором синонимы.

Учитель: – А чем похожи слова– синонимы?

Ученики:– Они отвечают на один вопрос – что?

Учитель: – А что это значит?

Ученик: – Они относятся к одной части речи. Эти слова – имена существительные.

Учитель: – А как вы думаете, могут ли быть синонимы– глаголы? Синонимы– прилагательные?

Ученики: – Могут. Например, смелый – храбрый, бежать– мчаться…

Учитель: – Синонимы украшают нашу речь, без них она была бы бедной. Было бы скучно, назвать одним словом ЛОШАДЬ и гордого КОНЯ, и быстрого ЖЕРЕБЦА, и старую КОБЫЛУ, и резвую ЛОШАДКУ.

И без антонимов наша речь станет скупой и бесцветной. Сыграем в игру “Наоборот”, чтобы хорошо это понять.

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь:……

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь:……

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь:……

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты ………

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: …..

Теперь НАЧАЛО я скажу,-

Ну, отвечай:…..

5. Физкультминутка.

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
Лучики лицо согрели.
Чудеса у нас на свете!
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами уж стали.
Хорошо мы отдохнули!
И на место все вернулись.

Учитель: – Какие слова– антонимы встретили в стихотворении?

Ученики: – Карлики и великаны.

  1. Упражнение в нахождении синонимов и антонимов.

Упр. 19. 1) Алфавит, абзац, книжка, ученик.

Азбука, школьник, красная строка, книга.

Учитель: – Составьте пары синонимов.

Ученики: – Алфавит– азбука

Абзац – красная строка

Книжка– книга

Ученик – школьник

Учитель: – Какая пара будет лишней?

Ученик: – Книга– книжка. Это родственные слова.

Учитель: – Почему? Что отличает их от синонимов?

Ученики: – У них есть общая часть – корень книг.

– Они обозначают один и тот же предмет, только одно слово употребляется в уменьшительно– ласкательном значении.

– В слове книжка есть суффикс – к-.

2) Подобрать к данным словам антонимы.

Согласный (звук)– гласный (звук)

Мягкий (звук)– ……….

Прописная (буква)– …….

Ударный (слог)– ……..

6. Рефлексия. На доске две картины. Инструкция: найдите синонимы (луна– месяц)

Учитель: Что вы узнали на уроке нового?

7. Домашнее задание: упр. 17.