Психологическое занятие для учащихся 10–12 лет специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Как справиться с плохим настроением"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели занятия:

- обучение учащихся с проблемами здоровья различным способам снятия эмоционально-негативного настроение, развитие умения самоанализа и преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Необходимый материал: краски, цветные карандаши, листы формата А4, свечка, магнитофон с релаксационной музыкой.

Место проведения: комната психологической разгрузки, оборудованная в соответствии с требованиями.

Ход занятия

1. Разминка

Цель: снять излишнее напряжение учащихся, помочь переключиться между занятиями, “разогреть” группу.

Все участники сидят в кругу. Перед началом разминки педагог предлагает рассчитаться по порядку.

“Все вы помните сказку про лису и зайца. Рыжая плутовка обманом заняла заячий домик. У нас будет одна “лиса” (ведущий), а остальные будут “зайцами”. “Лиса” выходит в центр круга, при этом домик “лисы” (стул) убирается. “Лиса” называет любые два-три номера “зайцев”. Задача названных – быстро поменяться местами. Задача “лисы” - занять освободившийся домик, опередив “зайца”. “Лиса” в домике становится “зайцем”, потерявший домик – “лисой” [3].

Анализ упражнения:

-Понравилась ли вам игра?
-Что вам понравилось больше – быть “лисой” или быть “зайцем”?
-Какое настроение было у вас во время игры?
-А что чувствовал заяц, когда лиса заняла его домик?

2. Упражнение “Мусорное ведро”

Цель: разрядка психо-эмоционального состояние учащихся.

В жизни каждого человека ежедневно накапливается усталость, раздражительность, происходят неприятные ситуации, которые портят настроение. Я предлагаю вам вспомнить, что неприятного произошло с вами в ближайшее время, что или кто испортил вам настроение. Всем этим “плохим” “заполните свое мусорное ведро” (ребята записывают свои ситуации на бумажном изображении ведра, тем самым “заполняя мусорное ведро” и освобождаясь от негативных эмоций). (Приложение 1)

А теперь вы с легкостью можете избавиться от этого мусорного ведра по своему усмотрению: сжечь его, “сломать” или выбросить.

3. Релаксационное упражнение “Путешествие на облаке”

Цель: обучение навыкам расслабления, нормализация психо-эмоционального состояния учащихся.

Учащиеся удобно располагаются на диване, кресле, ковре.

“Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните… (звучит легкая инструментальная музыка).

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пушистых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно “увидеть” это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (небольшая пауза)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало… теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе… Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный” [2].

-Какие чувства вы испытывали во время путешествия?
-С каким настроением вы вернулись после путешествия?
-Где вам удалось побывать? Кто вас окружал?
-Какое сейчас у вас настроение?

4. Упражнение “Веселые ладошки”

Цель: закрепление позитивного эмоционального состояния.

Сейчас будем работать с красками и водой. Нужно выбрать цвет, который отражает ваше настроение сейчас. Этим цветом мы “одариваем” свою ладошку, тщательно прокрашивая каждый пальчик. Затем прикладываем ладошку к чистому листку – получился отпечаток. Ждем несколько минут, чтобы ладошка высохла. Теперь ее нужно оживить. Что для этого можно сделать? (Правильно, поделиться своим хорошим настроением, дорисовать улыбку, глаза, еще какие атрибуты по вашему усмотрению).

Анализ упражнения:

- Посмотрите, какие замечательные ладошки у нас получились. Какое настроение у наших ладошек? А у вас? Как вы себя чувствуете? Понравилось ли вам это упражнение?

5. Рефлексия “Свеча”

Цель: получение обратной связи, выход из занятия.

Сядьте снова в круг. Сегодня мы учились избавляться от плохого настроения. Передавая по кругу свечу, пожелайте друг другу чего-то хорошего, поблагодарите за время, проведенное вместе.

Литература:

1.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007.
2.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М.: Генезис, 2006.
3.Чуричков А., Снегирев В. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. – СПб.: Речь, 2006.