Обобщение и систематизация материала по теме "Деепричастие"

Разделы: Русский язык


Цель: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

Задачи

Образовательные:

  • совершенствовать навык отличия деепричастий от других частей речи;
  • отработать практическое умение образовывать деепричастия;
  • совершенствовать навыки правописания деепричастий;
  • закрепить умение правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте.

Развивающие:

  • закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;
  • развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения анализировать, обобщать.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, формы урока-путешествия, использования ИКТ.

Тип урока: обобщающий урок-путешествие с использованием ИКТ.

Оборудование: записи на доске, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, кроссворд, программа “Фраза”.

Ход урока

1. Организационный момент

(Объявление темы, цели, задач урока) (слайды 1 – 5).

- Ребята, сегодня у нас урок необычный, поэтому мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и останьтесь такими до конца урока…

Руководствуясь картой, мы с вами совершим путешествие по городу “Деепричастие”, посетим главные достопримечательности этого города.

Самое известное место города – проспект Теоретический. Здесь мы вспомним самые важные сведения о деепричастии, встретимся с местными жителями этого города. Зайдем на площадь Словообразования, где вспомним, как образуются деепричастия. Пройдем по главным улицам Орфографическая и Пунктуационная, вспомним необходимые правила. Последний пункт – площадь Стилистическая, здесь мы закрепим умение правильно употреблять деепричастия в речи.

Вместе с нами отправятся в путь Артур и его забавные друзья.

Итак, в путь!

2. Основная часть урока.

1) Проспект Теоретический (слайд 6).

  • Закончите фразы… (слайд 7).

Цель: проверка теоретических знаний учащихся.

  • Решите кроссворд. Впишите в клетки деепричастия (слайд 8).

Цель: проверка умения отличать деепричастие от других частей речи.

  • Деепричастия очень часто используют поэты в своих стихотворениях.

Прочитайте стихи, найдите деепричастия, докажите, что выбранные вами слова – деепричастия (слайд 9).

- Какую роль играют деепричастия в поэтической речи?

2) Площадь Словообразовательная (слайд 10)

  • Для того чтобы не делать орфографических ошибок при написании деепричастий, необходимо понимать, как они образованы.

Расскажите, что вам известно о деепричастиях совершенного и несовершенного вида.

  • Распределительный диктант (по вариантам) (слайд 11).

Физминутка

3) Улица Орфографическая (слайд 12).

- С какой орфограммой мы познакомились в теме “Деепричастие”? (правописание НЕ с деепричастиями)

Задание всему классу: списать, раскрыть скобки, обозначить орфограмму (слайд 13).

Индивидуальная работа за компьютером 8 человек (по программе “Фраза”).

4) Улица Пунктуационная (слайд 14).

Задание всему классу: найдите предложения, в которых есть деепричастный оборот, графически обозначить его (слайд 15).

Индивидуальная работа за компьютером 8 человек (по программе “Фраза”).

5) Площадь Стилистическая (слайд 16).

Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки.

Задание: исправить ошибки в употреблении деепричастий (слайд 17).

6) Выполнение теста (5 заданий).

Цель: проверка знаний и умений по изученной теме.

3. Итоги урока (слайд 18,19).

Домашнее задание:

подобрать из поэтических текстов примеры с использованием деепричастий;
выполнить морфологический разбор 2 деепричастий;
индивидуальная работа по карточкам (слабым учащимся).

Презентация