Педагогическое взаимодействие — важнейшее условие эффективности образовательного процесса

Разделы: Администрирование школы


Сценарий методического совещания строиться на основе стратегии “ПРИМА” (технология развития критического мышления ТРКМ), которая предполагает осуществление ряда последовательных шагов, обеспечивающих выявление, осознание проблем и путей их решения.

Работа участников методсовета осуществляется в группах. После выполнения каждого задания происходит представление результатов групповой работы и их коллективное обсуждение.

Цель: выявить проблемы взаимодействия, познакомить с приемами и методиками техники общения и на основе этого выстроить модель успешного общения.

 Ход методсовета

1. Вступительное слово.

Что самое главное для учителя? Хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей? А может уметь грамотно и эффективно общаться?

Есть ли что-то более важное и что-то менее важное из выше перечисленного в профессии учителя? Многие и многие учителя хорошо знают свой предмет, умеют использовать методику преподавания предмета, любят детей, но не испытывают удовлетворения от выполняемой работы. Часто приходиться слышать, что причины этой неудовлетворенности в низкой заработной плате учителя. Трудно не согласиться. Но давайте представим, что ситуация меняется магическим образом и мы с вами получаем достойную заработную плату, разве не исчезнут из нашей школьной жизни все мучающие нас проблемы? Можно ли говорить о том, что в количестве получаемых нами денег содержится секрет профессионального мастерства?

Послушайте сказку в ней намек…

Однажды шел по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, рубившего дерево старым тупым топором. Было ясно, что этот человек работает уже долго и очень устал. К тому же он был раздражен, что дело двигается так медленно.

“Что ты делаешь?” – спросил мудрец.

“Не видишь разве, я работаю!” – раздраженно ответил лесоруб.

“Твой топор затупился, и работа стала слишком тяжелой для тебя!” – воскликнул мудрец. – “Заточи топор и работа пойдет веселее”.

Но не стал слушать его лесоруб.

“Мне некогда заниматься этой ерундой! Я работаю!” – с нетерпением воскликнул он.

Учитель – представитель профессии, которая отводиться к системе “человек-человек”, и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои профессиональные обязанности, ему приходиться взаимодействовать, общаться с другими людьми. Чем эффективнее учитель умеет это взаимодействие организовать, тем большее удовольствие он получает от результатов и самого процесса труда. Так давайте же постараемся узнать, какие законы существуют в стране общения, каких правил придерживаются граждане этой страны и попытаемся выстроить модель успешного общения.

2. Групповая работа.

1 шаг: “П” – подумаем.

Подумаем, что относится к педагогическому взаимодействию? Проанализируйте, что отрицательно и положительно влияет на установление педагогического взаимодействия. Выявите проблему. Для этого заполните таблицу.

Выскажите мнение.

Что положительно влияет на педагогическое взаимодействие Что отрицательно влияет на педагогическое взаимодействие
     
  Проблема:

Итог: ярко выявились проблемы.

1. Авторитарный стиль общения учителя приводит к тому, что ученик замыкается в себе, отсюда исключает взаимодействие.

2. Неверный выбор учителем приемов обучения, незнание психологических особенностей детей затрудняет взаимодействие.

2 шаг: “Р” – решим проблему.

Попытаемся найти пути решения данных проблем. Какое решение видите вы? Для этого выберите одну из выявленных проблем, вспомните педагогическую ситуацию из вашей практики и предложите её решение или поделитесь опытом её решения.

3 шаг: “И” – иной взгляд.

Послушайте, как педагоги- психологи предлагают решить эти проблемы.

Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия, как “педагогика сотрудничества”, “личностно ориентированное воспитание”, “гуманный подход”. Гуманистическое воспитание – это всегда партнерство детей и взрослых, активных, деятельных и действующих сторон. Урок рассматривается как система деятельности учителя и учащихся и является основой воспитательного процесса – важным элементом образовательного процесса в целом.

Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.

Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия:

  1. Взаимодействие человека с самим собой.
  2. Взаимодействие человека с другим человеком.
  3. Взаимодействие с определенной системой.

Типы взаимодействия при этом следующие:

  • сотрудничество,
  • диалог,
  • соглашение,
  • опека,
  • подавление,
  • конфликт,
  • индифферентность,
  • конфронтация.

Гуманистическое воспитание предполагает – диалог и сотрудничество на равных, приводящие к количественным и качественным изменениям в образовательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон. Однако реализация идеи сотрудничества в практической деятельности педагога происходит с большим трудом. Мы не ставим сегодня цель – выстроить модель педагогического взаимодействия, рассмотрим только составную часть проблемы – общение, как инструмент организации педагогического взаимодействия.

Попытаемся исследовать “хитрости” успешного общения. Итак, что же такое эффективное общение? Общение является эффективным, когда мы в результате получаем то, чего хотели. Вы вышли из вагона поезда в незнакомом городе и хотите попасть в гостиницу. Останавливайте проходящего мимо человека и спрашивайте его о том, где расположена ближайшая гостиница. А он в ответ говорит вам комплимент, улыбается и уходит. Вы довольны таким общением? Почему? Причина вашего недовольства – неполучение нужной вам информации. В общении существует один непреложный закон, который гласит: за качество общения всегда отвечает инициатор общения. Другими словами, в том, что вы до сих пор стоите на вокзале с тяжелым чемоданом в руках, повинны именно вы.

Любое общение – это процесс, который имеет свое начало, продолжение и окончание. Психологами установлено, что процесс общения можно разделить на четыре этапа.

Задачей первого этапа является установление отношений доверия, контакта с собеседником. В психологии такое отношение называется раппорт. Установление раппорта является необходимым условием любой эффективной коммуникации. И только после того, как раппорт установлен, можно переходить ко второму этапу общения – изложению той проблемы, которую вы хотите решить при контакте с собеседником. Третьим этапом станет совместный поиск решения проблемы. И, наконец, на четвертом этапе вам, совместно с вашим собеседником, предстоит найти ответ на заданный вопрос, т.е. получить нужный результат. Таков общий закон грамотного общения.

Итак, рассмотрим первый этап. Представьте, что по трассе навстречу друг другу мчаться два автомобиля. Вопрос: что необходимо сделать водителям этих машин, чтобы иметь возможность пообщаться? Ответ: остановиться и повернуть головы друг к другу. Задача раппорта – остановить внимание партнера по общению на нас. Сделать это надо тонко и не навязчиво. Но прежде, чем говорить о приемах и технике установления раппорта, вернемся в школу.

Перемена. В класс вбегает вечно спешащий по делам классный руководитель, чтобы произнести: “Ребята, завтра генеральная уборка, принесите тряпки и чистящие средства”. Сколько учеников на следующий день не забудут это сделать? Как вы думайте, почему? Помните основной закон общения: за качество общения всегда отвечает инициатор общения? Наш классный руководитель нарушил его, и поэтому так трудно ему получить необходимый результат.

Отсутствие раппорта всегда приводит к сопротивлению со стороны партнера по общению. Примером сопротивления может служить плохая дисциплина в классе, трудности общения учителя с родителями, с трудными учениками и другое. А теперь поговорим о том, как это делается.

(Три мудреца и слон: хобот – слон длинный и гибкий, хвост – слон длинная веревка, ноги – слон похож на колонну, круглый и гладкий.)

Правило первое: хотите быть успешным в общение – присоединяйтесь к собеседнику. Например, вы беседуете с родителями вашего ученика. Начните общение не с прояснения ситуации, а найдите с ним общие точки соприкосновения: “Ваш ребенок такой умница по истории, а вот оценки по физике меня беспокоят”, – и вы получите союзника и соучастника педагогического процесса. Скажи родителю в начале беседы, что учитель- профессионал и родитель должен выполнять рекомендации учителя, и вы получите конфликт.

Правило второе: нас скорее поймут и услышат, если мы заговорим на языке того человека, от которого собираемся получить нужный результат.

Существует такая статистика: большинство учителей по принципу восприятия информации – визуалы, большинство руководителей – аудиалы, в то время как дети до 11-12 лет кинестетики. Учительница, придя на урок в старшие классы, говорит всем: “Посмотрите на страницу …, в таблице есть вся необходимая для работы информация ”. Как вы думайте, кто из ребят может воспользоваться этой информацией? Поэтому дорогой учитель, если ты хочешь быть успешен и хочешь видеть вокруг себя успешных учеников, иногда не забывай простое правило: в класс ты должен идти, будучи готовым произнести “посмотрите, послушайте, почувствуйте”. И дать им такие задания, которые бы позволили одним посмотреть, другим послушать, а третьим, выполнив задание своими руками, почувствовать ту информацию, которая в нем заключена.

Третье правило: в процессе общения не навязывай собеседнику своих интересов, а подстраивайся к его интересам, говори о том, что интересно ему.

Вас пригласили на вечеринку. Какой вопрос вы зададите в первую очередь?... Психологи выделяют шесть категорий людей по направленности их интересов. К первой категории относятся люди, чаще всего задающие вопрос “Кто?”, т.е. люди, которых в первую очередь интересуют другие люди. Вторая категория любит задавать вопрос “Что? Что делать?”, т.е. интересуются действиями и вещами. Третья категория считает для себя главным вопросом “Как?”- главное процесс. Следующая категория считает для себя главным вопросом “Зачем?”. Это те самые люди, для которых проблема смысла – главная проблема. За ними следует категория людей, любящая задавать вопрос “Когда?”. Видимо они любят планировать все заранее. И завершающая категория людей с вопросом “Где?”. Почему на уроках одного учителя учащиеся с интересом работают, постоянно заняты делом, а у другого тот же самый класс ведет себя с точностью до наоборот? Просто первый, осознанно или нет, присоединился к интересам учащихся, пошел от них при организации работы, а второй пошел от себя и своих интересов. Вот это все, что касается установления раппорта-контакта с собеседником. А теперь поговорим о том, как развивается общение?

Какова, по – вашему мнению, главная функция языка? Главная функция языка – программирование твоего собственного поведения и поведения людей вокруг тебя. Просто мы этого не замечаем. Опыт, который мы получаем из вашего мира, кодируется в нервной системе, а чтобы извлечь его оттуда как раз, и существует слово. (Произношу “стул”, “холодно” – какие ассоциации?). Т.е. называя слово, я организую мышление в нужном мне направлении. Следовательно, говоря с тобой, я, в своем роде, программирую тебя, твои действия. Какие же особенности языка нужно знать? Слова- существительные можно разделить на две группы: слова, которые в качестве аналога имеют предмет в реальном мире “стол”, “стул и слова, такой информации не имеющие “любовь”, “дружба”, “образование”. Очень часто случается, что человек, произносящий слово, наполняет его одним содержанием, а человек, воспринимающий слово, слышит в не совсем другой смысл. Отсюда чтобы быть, что тебя поняли, почаще проясняйте смысл употребляемых слов через определение эквивалентных действий. Необходимо научиться внимательно слушать себя во время говорения и своего партнера в процессе беседы и во время задавать вопросы, уточняющие смысл произносимого. Сравните, пожалуйста, две фразы “Иванов получил два по математике, но пять по русскому” и “Иванов получил пять по русскому, но два по математике”. В чем разница? (В порядке слов). Какая часть предложения несет более важную информацию? Чем удачнее будет у вас подбор слов, тем больше шансов у вас будет быть услышанным собеседником.

Однако, наше общение является не только тем, что мы говорим. На самом деле общение состоит как бы из двух частей: вербальной, т.е. того, что мы произносим словами и невербальной, того, что говорит за нас наше тело. Обратите внимание на то, в какой позе вы сейчас пребываете. Что вы чувствуйте? А теперь резко измените позу, встаньте, подвигайтесь! Поза тела, мимика, жестикуляция, которыми пользуется человек каждую минуту времени, неслучайны, они являются прямым выражения его психологического состояния. Попробуйте, что называется согнуться в три погибели и ощутить состояние радости. Не получиться! Да потому что несчастье нас сгибает, а радость заставляет раскрыться, распрямить плечи и спину.

Отсюда становиться ясным, что принимая позу, в которой находиться мой собеседник, я невольно наполняюсь его психологическим состоянием. А это как раз то, что нужно чтобы понять собеседника.

Вспомните свой сегодняшний день, вспомните лица людей, с которыми вам сегодня пришлось общаться. Постарайтесь увидеть себя, свое лицо, фигуру. Какова ваша осанка? Что она выражает? Что написано на вашем лице? Как бы вы отнеслись к такому человеку? Если вас что- то не устраивает в собственном образе, что надо изменить, чтобы выглядеть более располагающе? Поверьте, что если вы будите повторять это упражнение достаточно часто, ваша картинка станет реальностью. Более того, это упражнение сделает вас более наблюдательными в реальной жизни. Вы вдруг начнете видеть то, чего не видите пока. Вы начнете лучше понимать состояние других людей.

Итак, я рассказала только о нескольких приемах, позволяющих общение сделать эффективным, т.е. приносящим тот результат, которого бы вы хотели достигнуть.

За качество общения всегда отвечает инициатор общения. “Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет”,- гласит педагогическая аксиома.

4 шаг “М” – можем помочь.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Предлагаю в группах выстроить модель успешного общения в педагогическом взаимодействии.

Модель:

  1. Установить контакт с объектом общения.
  2. Найти точки соприкосновения в сути проблемы. Изложить её таким образом, чтобы проблема стала общей.
  3. В процессе общения осуществлять поддержку говорящего.
  4. Осуществлять выход на совместное решение проблемы. (продумать шаги, действия).

5 шаг “А” – а что дальше?

  1. Предложите план действий, мероприятий в проект решения нашего методического совещания.
  2. Мы предлагаем обучиться технике установления взаимодействия на психологическом практикуме, который проведет психолог Жарова Т.И.
  3. Предлагаем посмотреть открытые уроки учителей Мухамадиевой В.В., Тюриной Л.С. Щетниковой Л.А. Данные учителя умеют организовать взаимодействие с учащимися на уроке.

Литература

  1. Гордеева В.В. Викулова Г.И. Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса, 2008.
  2. Китаева М.В. Успешный учитель – успешный ученик. Практическое пособие для педагогов, 2003.
  3. Купенин А.А., Крохина И.М., Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов, 1995.