Мастер-класс урока литературного чтения в 1-м классе "С.Маршак. Английская песенка «Котята»"

Разделы: Начальная школа


Тема: С.Маршак. Английская песенка "Котята"

Цель:

  • познакомить со стихотворением С.Маршака "Котята", заучить его;
  • формировать умение выразительного чтения, развивать способность полноценно воспринимать произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • развивать воображение, мышление, внимание, память;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
  • использовать основные факторы здоровьесбережения детей - переключение внимания учащихся с одного вида деятельности на другой, предупреждение утомляемости.

Цель для педагогов:

  • познакомить с методикой И.Т.Федоренко "Развитие оперативной памяти";
  • с работой по заучиванию стихотворения с помощью информационной поддержки, с использованием синквейна при подведении итога урока.

Ход урока

1. Орг. момент. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением "Котята", которое перевёл с английского языка С.Я Маршак и постараемся его выучить. Для этого потренируем свою память.

2. Развитие оперативной памяти, подготовка к заучиванию (набор №1 текстов зрительных диктантов по И.Т.Федоренко).

Сейчас на экране появится предложение. Прочитайте его, постарайтесь запомнить. Запишите его в тетрадь.

Презентация.

(Слайд 1)

Тает снег. (8)

Идёт дождь. (9)

Небо хмурое. (10)

Коля заболел. (11)

Запели птицы. (11)

Поле опустело. (12)

Проверьте свою память. (Молодецы!)

3 Введение в тему.

- Для чего люди держат домашних животных?

Держать домашних животных в доме это огромный труд. Мы в ответе за тех кого приручили. Поэтому подумайте, прежде чем завести животное в квартире. А если у вас есть уже друг, то относитесь к нему с любовью.

Давайте поиграем в игру "Назови детёнышей"

Утка-

Гусь -

Корова -

Лошадь-

Коза -

Овца -

Курица -

Кошка -

(Слайд 2)

- Приходилось ли вам наблюдать за маленькими котятами? Какие они? (Игривые, шаловливые, балованные, забавные, глупые, озорные)

А вот в какую историю попали котята в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака. Послушайте его.

(Появляется слайд. Читаю стихотворение)

(Слайд 3)

Котята.

Два маленьких котёнка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу.
И вымела из кухни дерущихся котят.
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котёнка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
- Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурок отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.

4. Работа по содержанию.

А) Что случилось с котятами? (Вы правильно поняли)

Б) Чтение учащимися текста

- Прочитайте стихотворение в режиме жужжащего чтения, выделяя непонятные слова, обратите внимание на трудные для чтения слова.

(Не справившись - не выясняя причину драки.

Озябли - замёрзли.

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца - безнадёжноё состояние.

Ночлег - НОЧЁВКА,А ТАКЖЕ МЕСТО ДЛЯ НОЧЁВКИ)

Б) Словарная работа

- Есть ли непонятные слова?

(Слайд 4)

  • Как вы понимаете слово не справившись?
  • Что значит озябли и ночлег?
  • Как назвать состояние котят, когда они носы уткнули в лапки и стали ждать конца?

5. Работа над выразительным чтением.

Прочитайте стихотворение. Подумайте, на какие слова падает логическое ударение? Прочитайте стихотворение.(Опрашиваю двух детей)

6. Заучивание стихотворения.

А сейчас мы попробуем выучить первое четверостишие.

Прочитайте четверостишие в режиме жужжащего чтения с опорой на слайд. Поставь ударение на выделенные слова.

(Слайд 5)

Два маленьких котёнка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу.
И вымела из кухни дерущихся котят.
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А сейчас давайте попробуем вспомнить стихотворение с опорой на первые и последние слова каждой строки.

(Слайд 6)

Два маленьких :: ::. в углу.

Сердитая ::: ::. :: метлу.

И вымела ::.. :::. котят.

Не справившись :::. ::. ::. виноват.

- Молодцы! У вас хорошо получилось!

Прочитаем стихотворение ещё раз, но теперь с опорой только на начало строк.

(Слайд 6)

Два ::...

Сердитая ::...

И вымела ::..

Не справившись ::..

- Молодцы! Вы и с этим заданием справились!

7. Игра-драматизация.

А сейчас, мы проинсценируем это стихотворение. Для этого нужно разделиться на 4 группы. Одни показывают, другие читают (комментируют) отрывок. Вот вам в помощь атрибуты.

Молодцы!

Кто из вас запомнил стихотворение наизусть? Вам дома нужно повторить ещё раз. А тем, кто ещё недостаточно хорошо выучил стихотворение, дома нужно будет его выучить.

8. Итог урока.

(Слайд 7)

Мы напишем синквейн (выразим своё эмоциональное отношение к уроку)

Синквейн

- 1 стр. 1 слово (сущ.) название (урок)

- 2 стр. 2 слова (прил.) описание (интересный, занимательный)

- 3 стр. 3 слова (глаг.) действия (играли, заучивали, отвечали)

- 4 стр. предложение (чувство) (побольше таких уроков!)

- 5 стр. 1 слово - синоним (суть) (Здорово, чудесно, восхитительно).

- Подарите мне ваши сочинения.