Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Идея опыта: Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений.

Основой формирования данного опыта послужила моя предыдущая тема по самообразованию "Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей". Проследив эффективность использования игры в развитии математических способностей, было принято решение более углубленно изучить влияние игры на развитие способностей детей, а именно на логическое мышление, на развитие умственных способностей.

Осознав актуальность вопроса развития способностей, работая по программе "Развитие" Л.А.Венгера, которая направлена на развитие умственных способностей, мы пришли к выводу, что не достаточно развивать способности только на специально организованных занятиях. А нужно создать такие условия, которые будут способствовать росту уровня интеллектуальной культуры в целом и логического мышления в частности.

Благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка складываются в игровой деятельности. Владение умением играть в логические игры обеспечивает ребёнку высокий уровень развития мыслительных процессов.

На протяжении долгого времени мы изучали новинки психолого-педагогической литературы, с целью выявления возможностей детей определённого возраста, собирали в различных информационных источниках игры, игровые упражнения, методики и методические приёмы, применение которых помогут нам в реализации нашей темы: " Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры"

Именно логическое мышление привлекло наше внимание ещё и потому, что

в старшей группе по программе "Развитие" вводится такое занятие как логика. Начав работу по развитию логического мышления с младшей группы мы закладываем прочный фундамент для успешного усвоения программного материала.

Актуальность данной темы очевидна. Ведь вопрос обучать или развивать, эта проблема, вероятно, так же стара, как и сама школа. Между понятиями " обучение" и "развитие" имеется скрытое противоречие. В детском возрасте обучение и развитие идут параллельно, и это ни у кого не вызывает сомнения. Но вот тождественны ли они?

У этого теоретического вопроса большое практическое значение. В первую очередь, от ответа на него зависят структура и содержание программ, рекомендуемых для дошкольных учреждений. Несколько лет назад объектом критики стала " Программа воспитания и обучения в детском саду", изданная под редакцией М.А. Васильевой, которая, по мнению специалистов, способствовала развитию авторитарной модели обучения, поскольку требовала усвоения детьми определённых знаний, умений и навыков, к тому же не соответствующих требованиям современной школы. Теоретики и практики дошкольного образования считали необходимым перейти к развивающему обучению, было создано большое количество альтернативных комплексных и парциальных программ. Однако, удельный вес собственно развивающих программ среди их общего числа чрезвычайно низок. Если в аннотации или во введении к какой-либо программе провозглашаются принципы развивающего обучения, это не всегда гарантия того, что данная программа строится не на старых принципах авторитарной педагогики.

Есть ещё одно противоречие: между понятиями "дети должны" и " дети могут". Практически во всех программах встречаются слова: "К концу такой-то группы дети должны знать:, уметь:". Из контекста не ясно, к кому относятся слово "должны": к детям или к педагогу?

Из второго противоречия вытекает третье: почему программы определяют, что должны знать и уметь все дети? Кто-то в принципе не способен освоить программу, кто-то из-за неё останавливается в развитии. Некоторые сторонники развивающего обучения вообще предлагают отказаться от перечня знаний, умений и навыков по каждой возрастной группе и всё внимание сосредоточить на развитии

Но сегодняшние программы имеют один принципиальный недостаток: в них указано " Дети должны". Раз дети должны, педагог обязан добиться этого. Это породило у педагогов практиков авторитарный подход к организации педагогического процесса - они считали своей обязанностью " нашпиговать" детей требуемыми знаниями. Проблема развития ребёнка остаётся в тени. Положение усложнили появившиеся в изобилии рекомендации по диагностике знаний, что, фактически, является экзаменом. Поэтому педагогам не до развития личности, лишь бы дети ответили на вопросы тестов. Что же такое развитие? Это изменение личности, ее усложнение, способность совершать операции, которые не умел делать раньше.

Итак, понятие "развитие" включает в себя формирование базисных свойств личности ребёнка по четырём направлениям: физическому, умственному, эмоциональному и социальному.

А также в соответствии с требованиями, которые нам диктует жизнь и которые заложены в Законе РФ " Об образовании", национальной доктрине образования, образовательное учреждение ( независимо от того, по каким программам строится образовательный процесс и какими проблемами занимается) обязано:

  • Обеспечить индивидуализацию для каждого ребёнка;
  • Обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
  • Помнить, что ребёнок - активный участник педагогического процесса;
  • Привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интересы к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
  • Реализовать право ребёнка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  • Обеспечить эмоциональное благополучие, Эмоционально- личностное и социально- нравственное развитие ребёнка.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса.

Тем более что назначение образования - дать каждому то, что нужно именно ему, а не знания вообще. Любой ребёнок " заполнен" собственным опытом, который и определяет характер его интеллектуальной активности в тех или иных конкретных ситуациях. Каждый нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному росту за счёт максимального обогащения личного опыта.

Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что " :для того и дано нам детство, чтобы мы играли". Игры являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства.

Ещё более полувека назад авторитетный отечественный педагог и врач Ефим Аронович Аркин, утверждал: " Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребёнок ведёт в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами.

Игра - единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость - залог здоровья".

К сожалению, в последнее время естественная потребность ребёнка поиграть прерывается взрослыми, желающими бесконечно обучать его, серьёзно объясняя правила и нормы жизни.

"Это своего рода закономерное следствие развития нашего общества, изменения его ценностей и происходящих в образовании перемен.
Это не хорошо и не плохо, это данность, в результате которой игра исчезает из жизни детей:.А это уже грустно". (В.А. Деркунская)

Давайте запомним все - и учителя, и воспитатели, и родители, что точно так же как взрослый человек обязан работать, ребёнку необходимо играть. И то и другое необычайно важно и плодотворно, тем более что ребёнок - "существо играющее".

Да и ребёнок это "Не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь". В.А.Сухомлинский писал: "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потоп представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности".

Зажечь желанием получать новые знания, заинтересовать увлекательной игрой, совместить полезное с приятным. Какими же средствами и методами этого добиться? Нам в этом помогают наши педагогические находки.

Несомненно, очень важно развивать у детей представление об окружающем мире, учить детей конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять и т.д. Но не менее важно развивать у ребёнка умение логически мыслить, самостоятельно познавать мир: получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.

Мышление ребёнка-дошкольника в целом ещё является наглядно-образным, ребёнок мыслит образами, представлениями. Но у ребёнка 6-7 лет могут быть развиты и элементы словесно- логического мышления. Какой бы предмет ребёнок не изучал, он использует в своей познавательной деятельности логические приёмы мышления.

Успешное обучение ребёнка в начальной школе по современным программам ( В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Школа 2100, 21 век и др.) предполагает высокий уровень развития мышления, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Итак, в чём заключается суть моего опыта?

Это поэтапное, постепенно усложняющееся, с учётом возраста, внедрение в воспитательно-образовательный процесс, различных игр, игровых приёмов на развитие логического мышления, способствующих росту интеллектуальной культуры, а так - же применение в работе современных методик.

Младший возраст:

Самое главное в этом возрасте - максимальное погружение ребёнка в деятельность, потому что способности - понятие динамическое, они существуют в развитии, а развитие осуществляются только в деятельности, только в процессе активного участия в ней человека. Ещё одно условие - очень доступная, развивающая среда, которая должна быть открыта, мобильна, ориентирована на зону ближайшего развития ребёнка.

Нашу развивающую среду пополнили: Компьютер " Понарошка"; перфокарты, Кольца Луллия. Компьютер "Понарошка" - это наш незаменимый помощник в развитии логического мышления, психических процессов. Кто из детей откажет себе в удовольствии отпраздновать маленькую победу над компьютером. Дети получают дискету ( карточку) с условным обозначением задания и заполняют окошечки. Здесь мы используем элементы соревнования, взаимопомощи. Задания разнообразной тематики и степени сложности. Играя, ребёнок учится классифицировать: диких и домашних животных, фрукты и овощи, игрушки, предметы по цвету. Тренируется в определении признаков предмета и их свойств: летает - не летает, съедобное - не съедобное, катится - не катится, живое - не живое. Получают навыки выполнения операции отрицания: заполни окошечки красными, но не синими предметами, не жёлтыми, а красными предметами Для того чтобы эти средства в полной мере помогли нам в развитии логического мышления нами была разработана концепция " Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры"

(Приложение № 1)

Перечень заданий в работе с компьютером "Понарошка"

Выполнение операции классификации Признаки предмета, свойства Отрицание
1. Дикие, домашние животные 1. Летает - не летает 1. Желтые, но не красные предметы.
2. Овощи, фрукты. 2. Съедобное - не съедобное 2. Не синие, а красные предметы.
3. Игрушки. 3. Живое - не живое. 3. Не жёлтые, а красные предметы.
4. Геометрические фигуры. 4. Разноцветные предметы.  
5. Что катится? 5. Предметы деревянные.  
6. Желтые предметы. 6. Предметы стеклянные.  
7. Синие предметы    
8. Красные предметы    

Перфокарты - эффективное, развивающее средство. Выбрав понравившуюся перфокарту, ребёнок получает словесную инструкцию: закрась окошечко под самой высокой ёлочкой, под птичкой, которая летит ниже всех, выше всех. Соедини дорожкой маму и детёныша, животное и его хвост, животное и его лакомство, часть и целое. Причём ребёнок просто играет, помогая какому - либо сказочному герою, а какую цель преследует педагог и какие решает развивающие задачи ведомо только ему. Причём наряду с развитием логического мышления идёт развитие мелкой моторики, что тоже немаловажно.

Перечень заданий для работы с перфокартами.

Деление предметов на группы обладающие заданным свойством и нет Соотносить элементы двух множеств Отрицание
1. Разложы предметы по мешочкам. В один зелёные, другой прямоугольные 1. Где, чьи детки? 1. Закрасить окошечки. Под предметами не треугольной формы
2. В один зелёные, другой треугольные. 2. Где, чей хвост? 2. Под предметами не зелёного цвета.
3. В один голубые, другой круглые. 3. Где чьё лакомство. 3. Под предметами не жёлтого цвета.
4. В один жёлтые, другой круглые. 4. Сооедини часть и целое. 4. Закрасить окошечки под жителями: сладкой и несладкой страны.
5. Закрасить окошечки под жителями: цветочной, птичьей, животной, грибной страны.    

Кольца Луллия - ещё одно подспорье в развитии интеллектуальных способностей детей, логического мышления в частности. Вращая диски игры дети соотносят цифру с количеством предметов, геометрическую фигуру с предметом похожей формы, животных со средой обитания, явления природы с временем года и т. д

Перечень заданий для работы с кольцами Луллия

Соотношение элементов двух множеств Рассуждение Операция "и"
1. Животные и среда обитания. 1. Элементы случайности. 1. Какого цвета круг такого и предмет.
2. Отбор предметов необходимых для ванны, кухни, школы, игры. 2. Элемент случайности. 2.Что нужно для кухни, ванны, игры. (Зубная щетка и полотенце).
3. Соотношение цифры и количества предметов.    
4. Соотношение предмета с геометрической фигурой подходящей по форме.    

В данной возрастной группе дети в свободной деятельности осваивали навыки работы с этими методическими средствами. Так как мы только начали работу по данной теме то решили не проводить диагностику развития способностей. Специалисты - психологи считают более целесообразно ввести её на средней группе. Наблюдая за детьми, мы сделали вывод, что такие игры им нравятся они с удовольствием в них играют. Кто откажет себе в удовольствии отпраздновать маленькую победу над компьютером.

Нами были отмечены существенные изменения в развитии логического мышления. У детей появились первые признаки рассуждений, овладение предметом заместителем (компьютер).

Трудность которую мы ощутили в работе это часто болеющие дети, которые не успевали овладеть той или иной логической операцией, в следствии частого отсутствия в детском саду.

Выход из этой ситуации мы нашли во взаимообучении - дети умеющие помогали затрудняющимся, обучали их той или иной логической операции.

Средний возраст.

В данном возрасте у ребёнка проявляется избирательный интерес. Главное - поддержать, помочь ему определиться. Уделить внимание креативности, которая предполагает наличие у ребёнка способности к оригинальности, гибкости, вариативности.

Продолжая данную работу в средней группе, мы посчитали эффективным организовать её в форме работы кружка " Весёлые человечки". За основу была взята книга " Логика" автора М. В. Кралина. Проанализировав материал книги, мы определились с направлениями работы, где возможно применение заданий.

  • Часть занятия (математика, природа, художественная литература) если материал задания соответствует теме занятия.
  • Соревнование (парами, мини-группами, с весёлыми человечками).
  • Индивидуальная работа.
  • В утренние и вечерние часы.

Организовать работу кружка как отдельное занятие у нас не получалось по причине не хватки времен, в соответствии с базисным планом. Поэтому мы и распределили запланированный материал таким образом.

Все задания детям приносят весёлые человечки: Карандаш, Фитиль, Торопышка, Самоделкин. Выполнение проходит в игровой форме, что существенно облегчает работу по овладению детьми той или иной логической операцией.. Ребёнок играет, а педагог решает развивающие задачи на логическое мышление. Суть заданий заключается в решении логических задач, выполнение операций отрицание, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация. Для эффективности работы мы составили план, который и реализовывали в течение средней группы.

На совете педагогов была представлена презентация работы кружка "Весёлых человечков". В данной презентации мы отразили : цель, задачи, принципы, ожидаемый результат. Все запланированные задания выполнены, можно проводить диагностику. Здесь нас ожидала новая трудность - каким образом и на основе каких методик это сделать? Мы решили составить диагностические картинки, и в игровой форме провести диагностику.

Результаты нас порадовали. Наличие детей с низким уровнем обусловлено тем, что у этих детей слабо развиты такие психические процессы как: память и внимание. На летний период времени мы сделали подборку дидактических игр на развитие этих психических процессов.

Старший возраст.

На данном этапе возникает необходимость активизации работы по развитию интеллектуальных способностей, которые проявляются в сообразительности, самостоятельности мышления, в быстром и глубоком запоминании материала. Мы посчитали целесообразным внедрить в образовательный процесс работу в тетрадях на печатной основе " Я решаю логические задачи" автор Е.В. Колесникова. Работа велась как отдельное занятие в игровой форме, чередуясь с программным занятием "Логика". В гости к детям приходят разные сказочные герои и дети помогают им выполнить задание, учат, как нужно выполнить, исправляют ошибки допущенные героями в выполнении заданий. Работа ведётся соответственно разработанному рабочему проекту "Логика - малыш" и тематическому планированию.

Дети выполняют задания на анализ и синтез предметов сложной формы, ищут недостающего предмета, продолжение ряда, нахождение ошибки, умозаключение.

Диагностику мы проводили тоже по диагностическим картинкам, составленным из заданий по материалам рабочей тетради. Получили такие результаты. Процент низкого уровня уменьшился, но всё же не сошёл на нет. Причина - в заниженной самооценке этих детей, неуверенности в своих силах, боязнь ошибки. Для устранения этих недостатков в развитии мы решили применять алгоритм создания ситуации успеха.

Ситуация успеха - проживание субъектом своих достижений в контексте личностного развития.

Ситуация успеха - важный фактор развития личности, способствует увеличению энергетического потенциала личности, проявлению способностей, возможностей.

Алгоритм создания ситуации успеха:

Основываясь на базовой доброжелательности:

  • Дайте инструкцию. Сделай, изготовь, пожалуйста:
  • Проавансируйте похвалу, веру в ребёнка, успех. (Я знаю, что у тебя получится:)
  • Похвалите его за смелость (Ты удивительно смелый, молодец, твоя смелость просто поражает:).
  • Подключите значимую мотивацию (очень нужно:)
  • Подчеркните персональную исключительность (только ты можешь, справишься:)
  • Высоко оцените детали (Особенно замечательно у тебя получилась голова в рисунке:)
  • Произведите педагогическое внушение. (Ты можешь: Ты показал: Теперь нет никаких сомнений в твоих способностях и возможностях)

Подготовительная группа.

С целью закрепления всех ранее развитых способностей логически мыслить, и дальнейшего развитии интеллектуальных способностей предлагаем детям различные виды интеллектуальных игр. В старшей, подготовительной группе дети выходят на более сложный уровень заданий. Участвуют в интеллектуальных состязаниях, где, объединяясь в группы, выполняют различные по направлениям и сложности задания сказочных героев. " Что? Где? Когда?"; " КВН"; " Умный ребёнок". Интеллектуальные турниры - это уже личные первенства (для одаренных детей, детей с высоким уровнем интеллекта) " Умники и умницы"; " Своя игра"; " Самый умный". Помесячно идет овладение детьми такими интеллектуальными играми на развитие логического мышления: Танграмм, Пентамино, Пифагор, Коломбово яйцо. Наряду с этими играми идёт выполнение игровых упражнений на развитие психических процессов определяющих интеллектуальную активность: память, внимание, восприятие.

Работа осуществляется с помощью рабочего проекта " Развитие интеллектуальных способностей". В нем отражены: этапы работы, тематическое планирование, структура взаимодействия всех участников педпроцесса, формы организации работы клуба: " Юный интеллектуал". Результатами работы за определенный срок можно считать психологическую диагностику, процентные показатели развития психических процессов. Основная трудность на данном этапе - это загруженность детей. Вечернее время, основное для свободной деятельности детей, занимается посещением детьми кружков, иногда и нескольких.

Решить эту трудность нам помогли наши традиции: " Игра на прокат",

"Игра в гости к нам". Дети берут игры домой, где с помощью родителей, старших детей, бабушек и дедушек осваивают их. Приносят свои игры, обучая им друзей.

Работая над данной темой в течение четырёх лет, мы пришли к выводу: что можно и нужно развивать способности детей.

Решая задачи интеллектуального развития, можно наполнить занятия конкретным содержанием, реализуя любую инновационную программу дошкольного образования и памятуя о том, что интеллектуальные умения формируются постепенно, не столько в ходе фронтальных занятий, сколько в активной самостоятельной повседневной деятельности детей. Где есть возможность неспешно поразмышлять над своими действиями, в чём-то утвердиться, в чём-то усомниться. Это важно ещё и потому, что для нового витка информации и технологизации общества требуется новый уровень мышления, который основывается на утверждении: " Ум, хорошо устроенный, стоит намного больше, нежели ум, хорошо наполненный".

Мы на своем личном примере убедились в правильности этого высказывания, и результативности нашей работы. Дети стали активными участниками всех городских и областных мероприятий. Конечным результатом данного опыта мы считаем выработку поэтапной системы работы по развитию способностей логически мыслить.

Предлагаемый опыт адресуется как молодым специалистам, так и педагогам со стажем. Он не является материалом, который необходимо неукоснительно и неизменно внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками.

Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по данной теме. Хотя не стоит забывать и о трудоемкости данного опыта. В младшей группе вся наглядность изготавливается собственными руками. Но если у вас хороший контакт с родителями, и они являются незаменимыми вашими помощниками, то для вас изготовление наглядности не вызовет затруднений: в смысле временных затрат, сборе иллюстративного материала.

Презентация.

Приложение.