Конспект урока "Распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить распознавать одушевленные и неодушевленные существительные; совершенствовать каллиграфические навыки;
  • продолжить формирование умений определять части речи в предложении;
  • учить подбирать однокоренные слова к данным существительным;
  • проводить разбор слова по составу;
  • фонетический разбор слова;
  • развивать речевые умения, наблюдательность, творческие способности;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:

  • карта путешествия, карточки для игры “Найди существительное”;
  • карточки для составления алгоритма об имени существительном;
  • ребус;
  • музыкальное сопровождение.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель.

Сядьте ровно, все готовы,
Все в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки,
Положи на уголок.
Начинаем наш урок.
Чтоб сегодня наш урок
Всем пошел ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Слушать, думать и вникать.

II. Постановка целей урока

Знакомство с планом урока.

Учитель. “На свете нет ничего лучше путешествий!” – так воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн. Вас тоже, ребята, сегодня ждет необычное путешествие. Я вас приглашаю в страну, которая находится на острове “Имя существительное”.

Учитель включает грамзапись “Море” (муз. ДиДюЛя).

– Наша цель: необходимо проплыть море Одушевленных и Неодушевленных имен существительных. Но доплыть до острова не так-то просто. Нас ждет много испытаний на пути. Преодолевая эти препятствия, мы будем упражняться в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Я штурман корабля,
Веду его по курсу.
Пора нам отправляться в путь. (Глядя на часы.)
Давайте уточним маршрут.
Плыть будем по карте.

Учитель открывает доску.

Море Одушевленных и Неодушевленных имен существительных

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

 – Посмотрите, что ждет нас: трап “Чистописание”, встреча с Садко и работа с орфографическим словарем, синтаксический шторм, морской царь Нептун приготовил загадки, отдых на острове, рифы Однокоренные имена существительные и подведение итогов путешествия.

Итак, в путь! Откройте тетрадь и запишите число и классная работа.

III. Чистописание

Учитель. Отгадайте ребус.

Учитель показывает ребус.

Рис. 4

Дети. Корабль.

Учитель. Запишите новое словарное слово в тетрадь. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.

На доске пословица: “Большому кораблю – большое плавание”.

– Прочитайте орфографически. Как вы понимаете эту пословицу?

Рис. 5

– Наша школа тоже похожа на корабль, бегущий вдаль. Так значит, мы все немножко моряки. И для вас открыта дорога к новым знаниям. Запишите в тетрадь пословицу.

Учитель включает грамзапись песни Ю. Антонова “Море, море...”.

Запись в тетрадь словарного слова и пословицы.

– Чтобы подняться на корабль, надо построить мостик.

Рис. 6

– Тот, кто напишет этот элемент чисто и красиво и не упадет в море, тот сможет сесть на наш корабль.

– Чем интересны слова, из которых мы построим мостик?

Дети. На эти вопросы отвечают имена существительные.

Учитель. Существительное – самая существенная часть речи. Послушайте стихотворение, которое почти целиком состоит из одних только существительных, а нам все понятно.

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица...

– Посмотрите, кто находится за бортом!?

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я...
Это же...

Дети. Осьминоги-языковеды.

Выходят осьминоги-языковеды и рассказывают.

Рис. 7

Осьминог 1. Во многих грамматиках – французской, немецкой, итальянской, английской, датской, шведской, норвежской – имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского “субстантивум”, которое значит сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали, что слова, называющие предметы, вещи и главные но существа, имеют дело как раз с самой сущностью мира.

Осьминог 2. Слова-существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные. Почему одушевленные существительные отвечают на вопрос Кто? Потому, что они обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос Что?, ведь это живая природа?!

Осьминог 3. Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. Поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным. Да и мы иногда задумываемся: микроб, бацилла – кто? или что?, ну, конечно, что.

Учитель. А теперь, составим алгоритм ответа об имени существительном.

Учитель составляет алгоритм ответа на доске из разрезных карточек, а ученики помогают.

Рис. 8

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ –

ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ

ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ;

ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?

ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ЧИСЛАМ: ЕД. Ч.. МН. Ч.

БЫВАЕТ: М.Р., Ж.Р., СР.Р.

В ПРЕДЛОЖЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ

ПОДЛЕЖАЩИМ ИЛИ ВТОРОСТЕПЕННЫМ

Рис. 9

 IV. Фонетический штиль. Работа со словами-жемчужинами

Учитель. Вместе с нами на корабле плывет Садко к таинственному морю Орфографии. Помогите Садко собрать орфографическое ожерелье из слов-жемчужин.

  1. Откройте орфографический словарь на с. 95. Найдите слово якорек.
  2. Чтение орфографических слов детьми.

– Найдите слова, которые состоят из двух слогов, из трех слогов.

  1. Работа по таблице падежей.
  2. А сейчас фонетический штиль.

– Что такое штиль? Штиль это когда море находится в безветренном, спокойном состоянии. И так как ветра нет, мы бросаем якорь.

  1. Фонетический разбор слова якорь.

V. Физкультминутка

Учитель включает грамзапись “Осьминожек”.

VI. Синтаксическая работа

Учитель включает грамзапись.

Учитель.

Дети, прячьтесь кто куда,
Близится сюда беда –
Буря, шторм, волна, цунами,
Недоволен Нептун вами.

Ребята, начинается синтаксический шторм. На дом вам было задано составить красивое предложение о море, в котором должны находиться главные члены предложения.

Дети зачитывают предложения. Лучшее записывается в тетрадь и на доску.

– Найдите имена существительные в предложении. На какие вопросы они отвечают? Чем являются в предложении имена существительные?

Для нас Садко приготовил дидактическую игру “Найди существительные”.

Цель игры: учить понимать смысл предложений и отдельных входящих в них слов.

Задание: определить, к какой части речи относятся выделенные слова, и подчеркнуть те, которые являются существительными.

Карточка 1

Рой пчел кружится над цветущей липой.
Рой яму глубже!
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков.
Из соседней комнаты послышался плач ребенка.

Карточка 2

Мы будем печь хлеб.
Печь топится.
На полке кусок мыла.
Мама мыла дочку.
Строй дома!
Дети встали в строй.

Карточка 3

Мы стали работать лучше.
Коньки сделаны из стали.
Кошка пила молоко.
Пила хорошо наточена.
Варя шила платье.
У Сережи нет шила.

– И так, мы преодолели “Синтаксический шторм” и плывем дальше.

VII. Распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных

Учитель. Ребята, отгадайте загадки Нептуна.

Учитель включает грамзапись. Появляется Нептун и исполняет песню из мультфильма Приключения Капитана Врунгеля (сл. Е. Чеповецкого, муз. Г. Фиртич).

Я Нептун, морское чудо,
Мне подвластна вся вода
Рапортуйте мне: откуда
И куда плывет “...беда”?
Кто вы есть? Без проволочки
Отвечайте без стыда.
И готовы ль в эту бочку
Окунуться, господа?

Рис. 10

Нептун.

Гордый я морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель.
Мой дворец на дне морском
Весь усыпан янтарем.

Лучше моря на востоке,
Не видал я отродясь.
Но достойны ли здесь жить вы?
Разузнаю я сейчас.

По морям, болотам, рекам
Долго, долго очень шел,
Но до вас, друзья, дошел
И скажу вам не таясь,

А коль нет, то в тот же час
Черти всех вас переловят,
Я ж трезубцем своим – раз
В рыб вас превращу сейчас.

Чертята бегают вокруг Нептуна и корчат рожицы детям.

Нептун. Цыц, черти! Уймитесь! Черно от вас в глазах.

Учитель. Морской царь хочет проверить, как мы умеем распознавать одушевленные имена существительные. Поэтому для вас он приготовил загадки. Вы будете угадывать, а ответы записывать в два столбика, в первый – слова, отвечающие на вопрос – кто?, а во второй – слова, отвечающие на вопрос – что?

Белокрылая птица
Над морем летает,
Рыбу увидит –
Клювом хватает.
(Чайка)

Рассыпался горох;
Стало светать.
Глядь –
Нечего собрать.
(Звезды)

В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде.
(Волна)

С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник открыт?
(Дельфин)

Круглый панцирь сбит добротно.
В глазках – жесткие огни
По бокам прижались плотно
Две тяжелые клешни.
(Краб)

В лесу родилась,
А в воде живет.
(Лодка)

Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту.
(Кит)

Бьют о воду два крыла,
Чтобы лодочка плыла.
(Весла)

Никто не солил,
А соленое.
(Море)

Рис. 11

Учитель диктует: чайка, звезда, волна, море, краб, берег, лодка, кит, весла, дельфин, кораллы.

– Как узнать, какие существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос что?

VIII. Рифы “Однокоренные имена существительные”

Учитель. На пути грозное препятствие – рифы. Объясните значение слова “рифы”.

Риф – ряд подводных или выступающих из воды каменистых возвышений, опасных для судов. Чтобы наш корабль не сел на коралловые рифы, надо быть очень внимательными.

На доске запись:

... Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся...

– Прочитайте. Кто автор? Как называется произведение, из которого взят этот отрывок?

Дети. А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”.

Учитель. Прочитайте имена существительные. Найдите одушевленные существительные, а теперь – неодушевленные. Найдите в тексте однокоренные существительные. Почему вы их считаете однокоренными?

Запись на доске, в тетрадях

Кораблик (что?) – корабельщики (кто?)

– Как вы понимаете значение слова “корабельщик”? Из каких частей состоит это слово?

Запись в тетрадях:

IХ. Физкультминутка

Учитель. Мы успешно преодолели рифы однокоренных слов, и теперь мы отдохнем и выполним несколько спортивных упражнений.

Моряк с горизонта,
Из дали морской, –
Скажи, ты откуда,
Из сказки какой?
О чем ты поешь, моряк,
Весла держа в руках?
Когда одиноко мне,
О море пою,
О волне,
И еще – о родной стороне...

– Какие имена существительные использованы в этом стихотворении?

Х. Работа с учебником

Учитель. Откройте учебник на с. 36. Найдите упражнение № 49. Прочитайте задание.

Выполняется упражнение с комментированием детей.

– Вот наше путешествие и заканчивается.

XI. Итог урока

Учитель. Мы доплыли до острова “Одушевленные и Неодушевленные имена существительные”. Нас встречают жители острова и задают вопросы. Что такое имя существительное? Какие существительные называют одушевленными? Неодушевленными?

XII. Домашнее задание

Учитель. Откройте “Дидактический материал” на с. 17, упражнение № 32.

Учитель объясняет порядок выполнения домашнего задания.