Интегрированный урок по теме "Путешествие по материку Южная Америка" (с использованием ИКТ)

Разделы:


Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания школьников о природе и населении континента.

Задачи:

Образовательная: закрепить знания учащихся о материке Южная Америка; сформировать умения планировать ответ по теме, используя данные компьютерной программы.

Воспитательная: содействовать воспитанию навыков индивидуальной и коллективной работы, умения слушать друг друга, воспитывать чувства прекрасного к окружающей природе.

Развивающая: используя ИКТ, отработать навыки работы с тематическими, контурными картами, с текстом; развивать интерес к предметам информатики и географии;

Тип урока: обобщающий интегрированный урок по теме.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, тематические карты Южной Америки, географические атласы, тестовые задания.

Мультимедийные ресурсы: мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений “География 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий, собственная разработка презентация “Урок-путешествие”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вводное слово учителя.

Урок начинается с чтения стихотворения об Америке.

Окруженная шумом и шепотом,
Облаченная в зеленую растительность ты,
О тебе, далекая Америка,
Говорят все природные тайны твои.
Ты являешься частью Гондваны,
Континентом являешься ты,
Ты богатствами нас удивляешь
И веселым карнавалом любви.

Учитель:

Неслучайно наш урок начался именно с этих строк. Как вы, думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? – Правильно! О Южной Америке. Сегодня на уроке попробуем совершить заочное путешествие по материку.

Южная Америка – четвертый по площади материк (18,1 млн. км2), обладающий значительными запасами полезных ископаемых, в том числе и драгоценных камней как алмаза, опала, изумруда и владеющий сокровищами самого большого тропического леса – сельвы. Она занимает 7 млн. км2 в Амазонском бассейне. Пышная сельва служит домом для различных растений и животных: 750 видов деревьев, около 1500 видов цветов, 125 видов млекопитающих, 400 видов птиц и множества насекомых, многие из которых являются эндемиками.

На территории этого необычного континента выращивается большая доля мирового урожая кофе, когда-то привезенное поселенцами из Европы.

И начнем мы наше заочное путешествие с географического положения материка.

1. Учитель:

Как узнать, где этот южный материк?
Исследователь без карты не привык.
Выйдем мы из положенья:
Карту создадим в одно мгновенье?

Комментарий:

Учащимся предлагается разделиться на группы:

1-я группа выполняет задание на контурной карте “Южная Америка” и обозначает моря, океаны, реки, озера и проливы.

2-я группа выполняет это же задание с использованием компьютера.

Учитель: Что ж! Сравним с физической картой. Думаю, что вы справились с этим заданием. Как вы считаете? Так, какие же особенности имеет этот материк? Давайте их назовем.

Учащиеся:

Южная Америка – самый увлажненный материк земного шара.
Анды – самые длинные горы.
Титикака – самое высокогорное озеро.
Атакама – самая сухая пустыня.
Анхель – самый высокий водопад (1054 м).
Игуасу – крупнейший водопад Бразильского плоскогорья, природный памятник национальных парков Бразилии и Аргентины.

Водопад Игуасу

2. Учитель:

Вы представьте, что друзья,
Ведь проплыв они сюда,
Много чудного узнали,
О народах рассказали.

Комментарий:

Учащимся предлагается викторина “Исследователи Южной Америки”.

Вопросы:

  1. Считается, что Америку открыл Колумб. А в честь какого ученого она получила такое название? (Америго Веспуччи).
  2. О мореплавателе, исследовавшем Америку, напоминает название страны. О каком путешественнике идет речь? (Христофор Колумб).
  3. Именем, какого мореплавателя назван пролив? (Фернан Магеллан).
  4. Этот путешественник является автором 30-томного труда “Путешествие по тропическим областям Нового света, совершенное в 1799-1804 гг.”. (Александр Гумбольдт).
  5. Этот русский ученый установил центры происхождения культурных растений? (Николай Вавилов).

Вы с эти заданием неплохо справились. Продолжим наше путешествие.

3. Учитель:

Я помню чудо дивное – погоду необычную:
То с ярким знойным солнышком и с проливным дождем;
То с западными ветрами и с зимами холодными...
В горах легко нам дышится.
Чарующие звуки запали глубоко.

Комментарий:

На климатической карте Южной Америки обозначены условными знаками территории, для которых необходимо составить описание климата.

Работа выполняется в парах.

1 ряд дает характеристику бассейна р. Амазонки;
2 ряд – пустыни Атакама;
3 ряд – плато Патагония.

Учащиеся:

Бассейн р. Амазонки лежит в экваториальном поясе, характерны высокие температуры и достаточное количество осадков…
Пустыня Атакама расположена в тропическом поясе, характерен засушливый климат, малое количество осадков из-за холодного Перуанского течения.
Плато Патагония лежит в умеренном поясе, преобладают холодные западные ветры.

4. Учитель:

Где-то под руками были близко
Барона Мюнхгаузена записки.
Он себя считает знатоком,
Этот континент ему знаком.

Комментарий:

Учащимся предлагается текст, в котором надо найти географические ошибки, если считать, что правдивой является только первая фраза текста.

Возглавляемая мною экспедиция достигла самой возвышенной точки южного полушария. С нее открывался царственный вид во все стороны. На севере – истоки одной из полноводных рек мира, которая несет свои воды в Тихий океан. На востоке и юге – пространства, покрытые степной растительностью. На западе – безбрежные пространства Атлантического океана. В пути нам пришлось преодолеть джунгли, где рычали львы и тигры, прыгали по баобабам шимпанзе. Ниже пояса джунглей мы попали в саванну, где бродили зебры и антилопы. Когда мы подошли к океану, то увидели плавающих на воде пеликанов. Под кроной одного из буков я написал отчет о своей экспедиции.

5. Учитель:

Вам открыты страны континентов,
Путешествуй, отдыхай!
Коль в Америку поедешь,
Этикеты соблюдай.

Комментарий:

Учащимся предлагается выполнить в тетрадях тест “Страны и народы Южной Америки”.

Вопросы:

1. Какую страну называют страной “зеленого золота” и “золотых плодов”:

а) Бразилия;
б) Аргентина;
в) Перу?

2. На гербе этой страны изображен корабль с поднятыми парусами. Кофе – главное богатство страны:

а) Бразилия;
б) Колумбия;
в) Венесуэла.

3. Название этой страны в переводе означает “серебро”:

а) Аргентина;
б) Парагвай;
в) Чили.

4. Коренное население Южной Америки – это:

а) метисы;
б) самбо;
в) индейцы.

5. Какая раса возникла в результате браков индейцев и негроидов:

а) самбо;
б) метисы;
в) мулаты.

6. Какой язык в странах Южной Америки является государственным:

а) английский;
б) испанский;
в) португальский.

7. Определите страну по ее краткому описанию:

Почти половину территории страны занимает Гвианское плоскогорье. Население составляют потомки европейский переселенцев, метисы, мулаты и индейцы. Государственный язык – испанский. Страна известна как одна из крупных держав мира.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

а

б

а

в

а

б, в

Венесуэла

Учитель:

Вот мы и завершаем путешествие по материку – Южная Америка. Надеюсь, что наше путешествие было интересным и увлекательным.

III. И в конце нашего урока предлагаю повторить главное, о чем мы сегодня говорили.

Учащиеся:

  1. Южная Америка – четвертый по площади материк с площадью 18,1 млн. км2.
  2. В изучении континента большой вклад внесли Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Гумбольдт, Н. Вавилов.
  3. На западе материка протянулись самые длинные горы мира – Анды с самой высокой точкой 6959 м (г. Аконкагуа).
  4. Южная Америка – самый увлажненный материк земного шара.
  5. Амазонка – самая полноводная река мира.
  6. Органический мир разнообразен. На материке встречаются семейства эндемичных растений и животных.
  7. В Южной Америке насчитывается 13 стран, крупнейшая из которых Бразилия.
  8. Большая часть населения континента говорит на испанском языке. Государственный язык Бразилии – португальский.
  9. Расовый состав неодинаков. Представители всех трех рас живут на континенте.
  10. Природа материка изменяется в результате хозяйственной деятельности человека, что способствует возникновению экологических проблем.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География: Земля и люди: Учебник для 7-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: “Просвещение”, 2007. – 175 с.
  2. Барабанов В.В., Дюкова С.Е. География: Земля и люди: Тетрадь-тренажер для 7-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: “Просвещение”, 2007. – 175 с.
  3. Мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений. География 6-10-е классы. Библиотека электронных наглядных пособий. – М., 2003.

Музыкальное сопровождение

Презентация