Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания школьников о природе и населении континента.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания учащихся о материке Южная Америка; сформировать умения планировать ответ по теме, используя данные компьютерной программы.
Воспитательная: содействовать воспитанию навыков индивидуальной и коллективной работы, умения слушать друг друга, воспитывать чувства прекрасного к окружающей природе.
Развивающая: используя ИКТ, отработать навыки работы с тематическими, контурными картами, с текстом; развивать интерес к предметам информатики и географии;
Тип урока: обобщающий интегрированный урок по теме.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, тематические карты Южной Америки, географические атласы, тестовые задания.
Мультимедийные ресурсы: мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений “География 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий, собственная разработка – презентация “Урок-путешествие”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Вводное слово учителя.
Урок начинается с чтения стихотворения об Америке.
Окруженная шумом и шепотом,
Облаченная в зеленую растительность ты,
О тебе, далекая Америка,
Говорят все природные тайны твои.
Ты являешься частью Гондваны,
Континентом являешься ты,
Ты богатствами нас удивляешь
И веселым карнавалом любви.
Учитель:
Неслучайно наш урок начался именно с этих строк. Как вы, думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? – Правильно! О Южной Америке. Сегодня на уроке попробуем совершить заочное путешествие по материку.
Южная Америка – четвертый по площади материк (18,1 млн. км2), обладающий значительными запасами полезных ископаемых, в том числе и драгоценных камней как алмаза, опала, изумруда и владеющий сокровищами самого большого тропического леса – сельвы. Она занимает 7 млн. км2 в Амазонском бассейне. Пышная сельва служит домом для различных растений и животных: 750 видов деревьев, около 1500 видов цветов, 125 видов млекопитающих, 400 видов птиц и множества насекомых, многие из которых являются эндемиками.
На территории этого необычного континента выращивается большая доля мирового урожая кофе, когда-то привезенное поселенцами из Европы.
И начнем мы наше заочное путешествие с географического положения материка.
1. Учитель:
Как узнать, где этот южный материк?
Исследователь без карты не привык.
Выйдем мы из положенья:
Карту создадим в одно мгновенье?
Комментарий:
Учащимся предлагается разделиться на группы:
1-я группа выполняет задание на контурной карте “Южная Америка” и обозначает моря, океаны, реки, озера и проливы.
2-я группа выполняет это же задание с использованием компьютера.
Учитель: Что ж! Сравним с физической картой. Думаю, что вы справились с этим заданием. Как вы считаете? Так, какие же особенности имеет этот материк? Давайте их назовем.
Учащиеся:
Южная Америка – самый увлажненный материк земного шара.
Анды – самые длинные горы.
Титикака – самое высокогорное озеро.
Атакама – самая сухая пустыня.
Анхель – самый высокий водопад (1054 м).
Игуасу – крупнейший водопад Бразильского плоскогорья, природный памятник национальных парков Бразилии и Аргентины.
2. Учитель:
Вы представьте, что друзья,
Ведь проплыв они сюда,
Много чудного узнали,
О народах рассказали.
Комментарий:
Учащимся предлагается викторина “Исследователи Южной Америки”.
Вопросы:
- Считается, что Америку открыл Колумб. А в честь какого ученого она получила такое название? (Америго Веспуччи).
- О мореплавателе, исследовавшем Америку, напоминает название страны. О каком путешественнике идет речь? (Христофор Колумб).
- Именем, какого мореплавателя назван пролив? (Фернан Магеллан).
- Этот путешественник является автором 30-томного труда “Путешествие по тропическим областям Нового света, совершенное в 1799-1804 гг.”. (Александр Гумбольдт).
- Этот русский ученый установил центры происхождения культурных растений? (Николай Вавилов).
Вы с эти заданием неплохо справились. Продолжим наше путешествие.
3. Учитель:
Я помню чудо дивное – погоду необычную:
То с ярким знойным солнышком и с проливным дождем;
То с западными ветрами и с зимами холодными...
В горах легко нам дышится.
Чарующие звуки запали глубоко.
Комментарий:
На климатической карте Южной Америки обозначены условными знаками территории, для которых необходимо составить описание климата.
Работа выполняется в парах.
1 ряд дает характеристику бассейна р. Амазонки;
2 ряд – пустыни Атакама;
3 ряд – плато Патагония.
Учащиеся:
Бассейн р. Амазонки лежит в экваториальном поясе, характерны высокие температуры и достаточное количество осадков…
Пустыня Атакама расположена в тропическом поясе, характерен засушливый климат, малое количество осадков из-за холодного Перуанского течения.
Плато Патагония лежит в умеренном поясе, преобладают холодные западные ветры.
4. Учитель:
Где-то под руками были близко
Барона Мюнхгаузена записки.
Он себя считает знатоком,
Этот континент ему знаком.
Комментарий:
Учащимся предлагается текст, в котором надо найти географические ошибки, если считать, что правдивой является только первая фраза текста.
Возглавляемая мною экспедиция достигла самой возвышенной точки южного полушария. С нее открывался царственный вид во все стороны. На севере – истоки одной из полноводных рек мира, которая несет свои воды в Тихий океан. На востоке и юге – пространства, покрытые степной растительностью. На западе – безбрежные пространства Атлантического океана. В пути нам пришлось преодолеть джунгли, где рычали львы и тигры, прыгали по баобабам шимпанзе. Ниже пояса джунглей мы попали в саванну, где бродили зебры и антилопы. Когда мы подошли к океану, то увидели плавающих на воде пеликанов. Под кроной одного из буков я написал отчет о своей экспедиции.
5. Учитель:
Вам открыты страны континентов,
Путешествуй, отдыхай!
Коль в Америку поедешь,
Этикеты соблюдай.
Комментарий:
Учащимся предлагается выполнить в тетрадях тест “Страны и народы Южной Америки”.
Вопросы:
1. Какую страну называют страной “зеленого золота” и “золотых плодов”:
а) Бразилия;
б) Аргентина;
в) Перу?
2. На гербе этой страны изображен корабль с поднятыми парусами. Кофе – главное богатство страны:
а) Бразилия;
б) Колумбия;
в) Венесуэла.
3. Название этой страны в переводе означает “серебро”:
а) Аргентина;
б) Парагвай;
в) Чили.
4. Коренное население Южной Америки – это:
а) метисы;
б) самбо;
в) индейцы.
5. Какая раса возникла в результате браков индейцев и негроидов:
а) самбо;
б) метисы;
в) мулаты.
6. Какой язык в странах Южной Америки является государственным:
а) английский;
б) испанский;
в) португальский.
7. Определите страну по ее краткому описанию:
Почти половину территории страны занимает Гвианское плоскогорье. Население составляют потомки европейский переселенцев, метисы, мулаты и индейцы. Государственный язык – испанский. Страна известна как одна из крупных держав мира.
Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
а |
б |
а |
в |
а |
б, в |
Венесуэла |
Учитель:
Вот мы и завершаем путешествие по материку – Южная Америка. Надеюсь, что наше путешествие было интересным и увлекательным.
III. И в конце нашего урока предлагаю повторить главное, о чем мы сегодня говорили.
Учащиеся:
- Южная Америка – четвертый по площади материк с площадью 18,1 млн. км2.
- В изучении континента большой вклад внесли Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Гумбольдт, Н. Вавилов.
- На западе материка протянулись самые длинные горы мира – Анды с самой высокой точкой 6959 м (г. Аконкагуа).
- Южная Америка – самый увлажненный материк земного шара.
- Амазонка – самая полноводная река мира.
- Органический мир разнообразен. На материке встречаются семейства эндемичных растений и животных.
- В Южной Америке насчитывается 13 стран, крупнейшая из которых Бразилия.
- Большая часть населения континента говорит на испанском языке. Государственный язык Бразилии – португальский.
- Расовый состав неодинаков. Представители всех трех рас живут на континенте.
- Природа материка изменяется в результате хозяйственной деятельности человека, что способствует возникновению экологических проблем.
ЛИТЕРАТУРА
- Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География: Земля и люди: Учебник для 7-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: “Просвещение”, 2007. – 175 с.
- Барабанов В.В., Дюкова С.Е. География: Земля и люди: Тетрадь-тренажер для 7-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: “Просвещение”, 2007. – 175 с.
- Мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений. География 6-10-е классы. Библиотека электронных наглядных пособий. – М., 2003.