Пропедевтика проблем перехода учащихся прогимназии в среднее звено. Преемственность на уровне прогимназия–гимназия

Разделы: Администрирование школы


Прогимназия – особое образовательное учреждение, которое ориентируется на работу с мотивированными детьми, имеющими устойчивую положительную мотивацию к учению, высокую познавательную активность. Прогимназия даёт образование повышенного уровня по сравнению с общеобразовательной школой, готовит учащихся к творческому интеллектуальному труду. Учащиеся прогимназии имеют следующие особенности:

  • развитый интеллект,
  • высокий уровень творческих возможностей и проявлений,
  • активная познавательная потребность.

Поэтому мы, работая в условиях эксперимента, используем новые, более эффективные методы управленческой деятельности. Один из аспектов, которому уделяется особое внимание, – соблюдение преемственности на уровне “Детские дошкольные учреждения – группы раннего развития – прогимназия – гимназия”. Необходимо, чтобы все факторы работали на соблюдение образовательных, психологических, социальных целей обучения учащихся на всех ступенях.

Обратимся к наиболее сложной школьной проблеме – переход учащихся начальной ступени в среднее звено и адаптация их в 5 классе.

“Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

Сущность преемственности заключается в том, что на каждой ступени развития закрепляются и расширяются положительные качества личности, воспитанные на предыдущей ступени.

При разработке внутришкольного контроля на новый учебный год мы закладываем формы работы по решению этой проблемы:

- в первую очередь ставим:

ЦЕЛЬ: выявление уровня подготовленности учащихся прогимназии к обучению в среднем звене, выработка системы мер осуществления преемственности между начальным и среднем звеньями школы, закладка основ для прогнозирования развития личности учащихся в средней школе.

- определяем:

ЗАДАЧИ:

  1. Определение уровня интеллектуально-личностного развития учащихся, сформированности общих учебных умений и навыков учащихся для создания условий максимального развития учащихся в среднем звене.
  2. Изучение уровня психологических характеристик младшего школьного возраста: произвольности, рефлексии, самоконтроля, умения строить план действий и прочее.
  3. Выявление детей возможной “группы риска”, чьё дальнейшее обучение и воспитание связаны со значительными трудностями.
  4. Приведение форм и методов обучения в соответствии с возрастным и психологическим развитием учащихся 5-х классов.
  5. Разработка системы мер по налаживанию постоянного контакта между учителями начальной и средней школы.

- выходим на:

ДЕЙСТВИЯ:

В ходе работы над проблемой перехода учащихся прогимназии в среднее звено и адаптацией в 5 классе задействуются не только методическая, но и психологическая и социальная формы, которые отличаются чёткой организацией и продуманностью.

Но начинается данная работа уже с первых дней пребывания учащихся в группе кратковременного пребывания, в которой мы ведём курс “Первые шаги в школьную жизнь”.

Курс “Первые шаги в школьную жизнь” (подготовка к школе) – это новый интегрированный учебный курс, который соответствует промежуточному периоду между дошкольной и школьной жизнью детей.

Основная цель курса – оказание педагогической и психологической помощи ребёнку на пороге школьной жизни. Курс должен научить детей строить отношения с товарищами и с учителем; сотрудничать с ними в учебной деятельности, помочь усвоить правила поведения в школе, дать возможность педагогу лучше познакомиться с каждым будущим первоклассником, расширить кругозор учеников.

За основу курса “Первые шаги в школьную жизнь” взята программа воспитания и обучения в детском саду (подготовительная к школе группа).

В этот период все школьные службы ведут серьёзную аналитическую работу по сопровождению учащихся. Это – создание пакета аналитической документации на каждого учащегося: карта развития учащегося (анализ состояния здоровья ребёнка, физическое развитие, социальное развитие, развитие речи и речевого общения, познавательное развитие, эстетическое развитие), курс совместной деятельности школьного психолога с учителем, психологическое сопровождение группы кратковременного пребывания (формы обследования производительности, моторики, зрительно-моторной координации, выявление группы риска). Это и учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста; и уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; и комплексный подход; и систематичность и последовательность; и вариативность занятий; и наглядность, с использованием дидактических игр и игровых приёмов в рамках других методов обучения.

Курс “Первые шаги в школьную жизнь” даёт возможность обеспечить высокий уровень сформированности у дошкольников первоначальных знаний, умений, навыков и общественно ценных личностных качеств.

С 1–4-й класс продолжается сопровождение учащихся всеми службами прогимназии. Чётко отслеживается учебно-познавательная деятельность учащихся (в рамках дней ДРК проводятся микроисследования по темам “Адаптация первоклассников”, “Уровень сформированности ОУУН за предыдущий класс”, “Уровень познавательной деятельности учащихся”, “Уровень воспитанности учащихся”, “Уровень нормализации учебной нагрузки”, “Уровень сформированности образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей” и т.д.). Приложение №1.

На уровне учебно-познавательной деятельности хотелось бы особенно выделить область диагностирования (анализа учебно-воспитательного процесса) – одной из составных частей аналитической деятельности в сопровождении каждого учащегося и учащихся в целом.

Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Таким образом, педагогическая диагностика призвана:

  • оптимизировать процесс индивидуального обучения,
  • в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения,
  • руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся I ступени в среднее звено.

Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:

  • контроль и коррекция в случае неверной оценки результатов обучения,
  • определение пробелов в обучении,
  • чёткое планирование и регулирование последующих этапов учебного процесса,
  • положительная мотивация в процессе обучения,
  • улучшение условий учёбы.

В течение 4 лет на каждого ученика составляется своеобразный педагогический портфолио – пакет аналитической документации, которой при переходе в старшее звено передаётся в гимназию.

В него входят (Приложение №2):

  • римейк-программа общеучебных мыслительных умений и навыков;
  • диагностика общеучебных умений и навыков учащихся;
  • учёт индивидуальных достижений учащихся по учебным предметам;
  • краткая графическая запись состояния обученности учащихся;
  • диагностика успеваемости учащихся,

а также составляется своеобразный психологический портфолио на каждого ученика, в который входит:

  • обследование памяти (образная, кратковременная, долговременная, зрительная, слуховая);
  • обследование внимания (концентрация и удержание, гибкость);
  • обследование мышления;
  • обследование воображения;
  • обследование для выявления зоны ближайшего развития;

Вся эта диагностика передаётся в психологическую службу гимназии. Но этим не ограничивается работа психологической службы прогимназии. Наши психологи консультируют педагогов и родителей, проводят групповые развивающие занятия с учащимися, психологические консилиумы, а также в рамках функционирования городской экспериментальной площадки “Развивающая среда начальной школы” проводят совместные уроки с учителями начальных классов.

При проведении учебного мониторинга все характеристики учебной деятельности заносятся в таблицы (Приложение №3), которые в дальнейшем прикладываются к пакету аналитической документации на учащихся.

Зная общие причины нарушения преемственных связей таких как:

  • низкий уровень знаний особенностей психологического личностного развития школьников на стыке этих возрастов (младший школьник – младший подросток);
  • отсутствие изучения (диагностирования) сформированности новообразований к концу младшего школьного возраста (рефлексии, произвольности, самоконтроля, умения строить план действий);
  • несвоевременное назначение в пятые классы классных руководителей и учителей-предметников, что не даёт возможности заранее изучить особенности будущих школьников среднего звена и их семей;
  • значительный разрыв в применяемых методах и формах обучения в начальном и среднем звеньях школы;
  • отсутствие систематических педагогических связей и сотрудничества в деятельности учителей начальных классов и учителей-предметников.

Мы стараемся их избежать или предупредить. Именно поэтому наиболее тесно мы сотрудничаем с педагогическим коллективом гимназии в последний год обучения учащихся в прогимназии (в 4-м классе).

Начинается работа с составления плана работы по преемственности в августе на совещании в присутствии директоров.

План преемственности в работе прогимназии №1728 и гимназии №1542

Сентябрь

  • Посещение уроков учителями прогимназии.
  • Цель: адаптация учащихся.

  • Срезовые работы в 5 кл.
  • Цель: ОУУН учащихся за курс начальной школы.

  • Планированное распределение классных руководителей, учителей предметников будущих пятиклассников.
  • Цель: выработка единой линии обучения и воспитания младших школьников для лучшей адаптации в среднем звене.

Психолог.

Учителя предметники.

Директор гимназии.

Октябрь

  • Совместное заседание методических объединений учителей прогимназии (начальные классы) и учителей – предметников гимназии.
  • Цель: подведение итогов первого месяца работы в 5 кл.

    2. Совместное заседание методических объединений учителей прогимназии (начальные классы) и учителей – предметников гимназии.

    Цель: подведение итогов по сформированности ОУУН за предыдущий год.

Завуч-куратор 5-х классов.

Зам. директора по УВР гимназии.

Зам. директора по УВР прогимназии.

Кл. руководители.

Ноябрь

  • Анализ программ и методических рекомендаций по преемственности в преподавании русского языка.
  • Цель: изучение программы по русскому языку, выработка единого орфографического режима, единых требований.

Председатели

МО словесников, учителей начальных классов.

Декабрь

  • Взаимопосещение уроков чтения, русского языка и литературы.
  • Цель: ознакомление со стилем, темпом, формами, методами работы учителей будущих выпускников начальной школы.

     

Зам. директора по УВР прогимназии

Зам. директора по УВР гимназии.

Учителя.

Январь

  • Анализ программ и методических рекомендаций по преемственности преподавания математики.
  • Цель: изучение программы по математике, выработка единых требований.

Председатели МО математики и учителей начальных классов.

Февраль

Взаимопесещение уроков математики и информатики.

Цель: ознакомление со стилем, темпом, формами, методами работы учителей будущих выпускников начальной школы.

Зам. директора по УВР гимназии.

Зам. директора по УВР прогимназии.

Учителя.

Март

  • Анализ программ и методических рекомендаций по преемственности преподавания дисциплин естественного цикла.
  • Цель: изучение программ дисциплин естественного цикла, выработка единых требований.

  • Взаимопосещение уроков природоведения, москвоведения.
  • Цель: ознакомление со стилем, темпом, формами, методами работы учителей будущих выпускников начальной школы.

Зам. директора по УВР гимназии.

Зам. директора по УВР прогимназии.

Учителя.

Апрель

1. Срезовые работы в 4-м классе, совместный анализ проведенных работ.

Цель: анализ готовности к 5-му классу.

  • Проверка техники чтения.
  • Составление педагогических характеристик на каждого ученика.

Учителя 4-го класса

Предметники.

Психолог

Учителя 4-го класса

Май

  • Совместное итоговое родительское собрание.
  • Цель: знакомство с классными руководителями, учителями-предметниками.

  • Совместный педагогический совет прогимназии и гимназии.
  • Цель: адаптивный переход учащихся прогимназии в гимназию.

Директора прогимназии и гимназии.

Зам. директора по УВР гимназии.

Зам. директора по УВР прогимназии.

Учителя.

В течение всего учебного года все службы прогимназии и гимназии тесно сотрудничают (это видно из плана).

Хотелось бы отметить, что при хорошо отлаженной работе педагогических коллективов прогимназии и гимназии, наши учащиеся в дальнейшем в гимназии практически не имеют больших трудностей, так как:

  • уже с 4-го класса они как бы находятся в гимназии, знают в лицо учителей-предметников и возможных классных руководителей;
  • в учебно-воспитательной работе они идут в сопровождении как учителей прогимназии, так и учителей гимназии;
  • этому помогает и тесное сотрудничество психологической и социальной служб обеих организаций;
  • а также хорошее взаимопонимание и совместная деятельность директоров прогимназии и гимназии.

Очень удачно, что в течение 10 лет и на данный момент территориально мы находимся рядом с гимназией, а ранее были начальным звеном гимназии. Мы, действительно, можем реально работать над решением этой проблемы, так как находимся в постоянном контакте.