Методические рекомендации для педагогов по предупреждению неуспеваемости учащихся

Разделы: Администрирование школы


Неуспеваемость школьников всегда есть следствие какой-то причины. Она не возникает сама по себе. Современная наука ( психология, физиология медицина) свидетельствует, что люди рождаются с большими возможностями для умственного развития, однако эти возможности исчерпываются далеко не полностью. Психологи считают, что человек использует 10 % своих природных данных, другие 40%. И в том и в другом случае очевидно, что задатков у человека больше чем он их реализует. Исключения составляют больные дети. Мы в школе часто встречаемся с детьми, которые доставляют много забот и требуют от коллектива больших усилий, а результаты незначительные.

При наличии потенциальных возможностей у всех детей мы в школах имеем детей неуспевающих, трудных. Почему? Прежде всего следует иметь ввиду что за последние годы в школу поступают дети (6-8 лет), развитие которых после рождения отягощено сложностями и сопутствующими заболеваниями. В числе этих причин можно назвать родовые травмы, кислородные голодания мозга, заболевания нервной системы. Преодоления этих заболеваний приводит в первые месяцы и годы жизни к задержке психического развития в силу которых ребенок поступал в школу будет иметь недостаточно сформированные психические функции например неустойчивость внимания ограниченный круг представлений, отставания в памяти и другие. Педагогу начальной школы о ребенке нужно знать все так как именно в начальных классах закладываются основу абстрактного мышления и формируются важнейшие мыслительные операция (анализ учебного материала, сравнения, выделение существенных признаков, конкретизация, обобщение) здесь ребенок начинает овладевать приемами логического запоминания учебного материала здесь начало умения управлять своим вниманием.

В работе с обучающимися начальной школы можно выделить следующие причины неуспеваемости и невоспитанности:

Внутренние по отношению к школьнику

* Недостатки биологического развития:

- дефекты органов чувств;
- соматическая ослобленность;
- особенности высшей нервной деятельности;
- психологические отклонения.

* Недостатки психического развития:

- слабое развитие интеллекта;
- слабое развитие воли;
- слабое развитие эмоциональной сферы личности;
- отсутствие познавательных интересов.

*Недостатки воспитанности личности

- недостатки в развитие моральных качеств личности;
- недостатки в отношениях личности с учителем, коллективом, семьей;
- недостатки в трудовом воспитании;

Внешние по отношению к школьнику

*Недостатки образовательного опыта личности:

- пробелы в знаниях;
- специальных умениях;
- пробелы в навыках учебного труда;

* Недостатки влияния школы:

- недостатки процесса обучения, учебных пособий;
- недостатки процесса воспитательных влияний со стороны учителей, коллективов, учащихся.

*Недостатки влияния вне школьной среды:

- недостатки влияния семьи;
- недостатки влияния сверстников;
- недостатки влияния культурно-производственного окружения.

Зная причины неуспеваемости, составлена программа по предупреждению неуспеваемости учащихся начальной школы.

Программа по предупреждению неуспеваемости учащихся.

Цель: наметить пути и определить средства для предупреждения неуспеваемости и преодоления второгодничества.

Задачи:

*научить работать с учащимися испытывающими затруднения (по разным причинам) в усвоении программного материала через проведения ППС, обмен опытом системы работы МО;

* создания условий для успешности обучения слабо успевающих учащихся через:

А) комфортный психологический климат в ученическом коллективе;
Б) соблюдения основных принципов педагогики сотрудничества (развивающиеся дифференцированное обучения, индивидуальный подход, ориентация на успех).

Успешность в достижения цели предполагает наличие:

1.Профессионализма членов педагогического коллектива.
2. Знания возрастных особенностей учащихся.
3. Заинтересованность педагогов в своем труде.

Педагогами начальной школы разработана технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими учащимися.

Большое значение в становлении характера ребенка имеет метод самоисправления. Для младшего школьника очень важно, чтобы педагог заметил и оценил усилия ребенка. Методы социально-педагогической запущенности учащихся.

Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности (познавательные игры, создание ситуации занимательности, ситуаций опоры на жизненный опыт).

Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива (коллективные игры, единые требования, коллективные соревнования).

Общение и взаимодействия в различных ситуациях (убеждения, рассуждения, понимания, доверие, сочувствие, педагогическое предостережение).

Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка (пример разъяснение, ожидание радости. Снятие напряжения, требование и внушение).

Вид работы

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке При выявлении стадии развития, на которой находится ученик определение залог его ближайшего развития. Регулярно устанавливать, как учащийся осваивает предмет, фиксировать результаты, диагностировать. Для предотвращения отставания в умственном развитии для современного усвоения предмета. Создание микроклимата в классе. Алгоритмизация действий. Предотвращение пробелов в знаниях, связанных с пропусками. Удержание интереса. Формирование мотивации к обучению. Контрольная карта. Включить в работу (фронтальный опрос). Работа в группах. Подготовка консультаций. Уроки коррекции знаний. Опорные конспекты. Памятки по предметам. Карточки. Работа в парах
Внеурочная деятельность При возникновении затруднений:

1. В изучении нового материала;
2.При выявлении пробела в знаниях.

Для:

1. Предупреждения неуспеваемости;
2.Ликвидация выявленных пробелов в знаниях;
3.Формирование мотивации, интереса к учебе.

Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими учащимися. Индивидуальные и групповые консультации; Оказание помощи по выполнению домашнего задания (карточки, инструкции, помощь сильных учеников; участие в предметных кружках, творческие задания.
  Регулярно опираясь на контроль со стороны учителей предметников. При отставании в учебе, пропусках занятий, не выполнении домашнего задания; работа ведется регулярно в строго отведенные часы. Индивидуальный график. Формирование личности школьника; формирование мотивации. Интереса к учебе. Оказание профессионально-педагогической помощи родителям; установление единых требований к знаниям учащихся. Индивидуально-личностный подход; создание культурной среды. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка. Формирование и согласованность внутренних и внешних мотивов. Вовлечение кружков КТД, для самоуправления; Проведение классных часов; создание предметно- пространственной среды школы, отвечающей воспитательным задачам. Педагогическое просвещение родителей.