Программа развития МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома г. Мыски Кемеровской области на 2008 – 2013 гг.

Разделы: Администрирование школы


I. Пояснительная записка

В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети. Количество детей-сирот при живых родителях неизменно растет. Количество беспризорных детей превышает послевоенный уровень.

У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников.

К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям, а для детских домов таковых нет. При этом детский дом призван выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществлять осознанный выбор и в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы (из Закона РФ “Об образовании”, ст.9)

Следовательно, необходимость разработки Программы развития детского дома определяется действием как внешних, так и внутренних факторов.

Приоритетными направлениями развития детского дома являются:

  • В отношении воспитанников – подготовка детей к жизни в семье и обществе;
  • В отношении педагогического коллектива – повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы;
  • В отношении социального окружения – формирование соответствующего имиджа детского дома;
  • В отношении обеспечения образовательного процесса – улучшение МТБ для обеспечения воспитательно-образовательного процесса детского дома.

II. Аналитическая справка о современном состоянии детского дома

В детском доме проживает 43 воспитанника в возрасте от 7 до 18 лет. 14 детей за последние три года переданы в приемные семьи. Дети обучаются в общеобразовательной школе УП вида. Анализ социального статуса показал, что в детском доме проживают:

  • сироты-5 (11%)
  • лишенные родительских прав – 35(81%)
  • оставшиеся без попечения родителей – 3.(8%)

Психологическая диагностика, педагогические наблюдения позволяют в обобщенном виде представить некоторые физические и психологические, личностные характеристики воспитанников:

  • желание повысить свой социальный статус;
  • неустойчивая учебная мотивация;
  • повышенная чувствительность к отношению окружающих;
  • нестабильность эмоциональных и поведенческих реакций;
  • ослабленное физическое здоровье;
  • отсутствие или неустойчивость мотивации к здоровому образу жизни;
  • наличие у многих воспитанников черт и качеств личности, не соответствующих требованиям современного общества.

В детском доме сложился профессиональный компетентный и работоспособный педагогический коллектив из 18 педагогов (воспитатели, социальный педагог, педагог-организатор, руководитель физической культуры, инструктор по труду, педагог-психолог, педагог дополнительного образования). Из них:

Категория

Высшая

Первая

Вторая

Количество

1

8

6

Ступеньки педагогического мастерства коллектива отмечены почетными грамотами, дипломами, специальными премиями городского и областного уровня. Педагоги учреждения уделяют значительное внимание воспитанию воспитанников, совершенствованию и обновлению досуговой воспитательной деятельности.

За последний год произошли значительные изменения в организации и содержании воспитательной работы. Образование и воспитание происходит через развитие творческих способностей, через знакомство с правом и нормами общежития, через трудовые и социальные отношения, через функционирование:

  • детского объединения самоуправления “Звездная страна”,
  • кружков внутри ОУ,
  • учреждений дополнительного образования микрорайона,
  • Храма Серафима Соровского,
  • 1-го отделения ГОВД,
  • Центра занятости населения.

III. Основные направления развития детского дома

1. Организация воспитательно-образовательного процесса

Задачи:

  • сформировать дидактическую модель педагогического процесса, обеспечивающего интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности, её креативных способностей;
  • создать воспитательную систему, ориентированную на формирование ЗОЖ у воспитанников, механизмов само управления и саморазвития, совершенствование личностных возможностей, приобщения к социокультурным и образовательным ценностям, поднятия уровня социальной ориентации.

Основные направления:

  • Развитие вариативности и гибкости образовательных программ дополнительного образования и программы воспитания, реализуемых в детском доме;
  • Формирование учебно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
  • Развитие творческой деятельности педагогов и воспитанников;
  • Развитие внеучебной деятельности и воспитательной среды, обеспечивающих создание воспитательной системы;
  • Формирование модели выпускника детского дома;
  • Формирование у воспитанников навыков социальной адаптации.

Перечень мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Сроки реализации

Исполнители

1.1 Корректировка графика педагогического процесса 2008/09 уч.год Директор
1.2 Разработка и корректировка плана работы, согласование с органами управления 2008/09 уч.год, в течение всего периода Директор, зам.директора по УВР
1.3 Создание учебно-методических комплектов по дополнительному образованию В течение всего периода Зам.директора по УВР
1.4 Разработка модели выпускника детского дома 2009/10 учебный год Зам.директора по УВР, руководитель МО
1.5 Участие в МО города В течение всего периода Зам.директора по УВР, руководитель МО
1.6 Проведение научно-методических семинаров для педагогов: - основы информационной культуры педагогов; - современные образовательные технологии и методики; - индивидуальная педагогическая концепция педагога; - занятие как творческая лаборатория педагога; -педагогическое управление развитием творческих способностей детей.   2008/09 уч.год 2009/10 уч.год 2010/11 уч.год 2011/12 уч.год 2012/13 уч.год  
1.7 Организация работы психолого-педагогического семинара-практикума (согласно решаемым проблемам) в течение всего периода В течение всего периода Зам.директора по УВР, руководитель МО,педагог-психолог
1.8 Организация работы МО детского дома В течение всего периода Зам.директора по УВР, руководитель МО
1.9 Проведение смотров, конкурсов, направленных на выявление и рассмотрение лучшего педагогического опыта, совершенствование воспитательно-образовательного процесса В течение всего периода Зам.директора по УВР, руководитель МО
1.10 Разработка рекомендаций по организации и совершенствованию образовательного процесса В течение всего периода Зам.директора по УВР, руководитель МО
1.11 Организация работы по развитию различных форм досуговой деятельности (выставки, конкурсы и т.п.) В течение всего периода Зам.директора по УВР, руководитель МО
1.12 Формирование Программы развития воспитания 2008/09 учебный год  
1.13 Реализация программы развития воспитания   Зам.директора по УВР

2. Нормативно-правовая обеспеченность детского дома

Задача: создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную деятельность ОУ в системе непрерывного воспитательно-образовательного процесса в современной социально-экономической ситуации.

Основные направления:

  • Формирование целостной нормативно-правовой базы, регламентирующей основные направления деятельности детского дома;
  • Корректировка нормативных документов, определяющих функционал всех сотрудников ОУ.

Перечень мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Сроки реализации

Исполнители

2.1 Совершенствование Устава детского дома 2008/09 уч.год Директор
2.2 Мониторинг выполнения должностных обязанностей сотрудниками детского дома 2008/09 уч.год Директор, зам.директора по УВР
2.3 Создание сборника нормативных документов, регламентирующих деятельность детского дома 2012/13 учебный год директор

3. Организационно-экономические отношения

Задача: совершенствование организационно-экономических механизмов деятельности детского дома, формирование экономической основы развития ОУ в современных социально-экономических условиях

Основные направления:

  • Создание условий для нормализации бюджетного финансирования детского дома;
  • Создание условий для привлечения внебюджетных средств.

Перечень мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Сроки реализации

Исполнители

3.1 Подготовка предложений для городского и областного Управления образования в части финансирования детского дома ежегодно директор

4. Управление детским домом

Задача: создание оптимальной управляющей системы на основе принципов единоначалия и коллегиальности в управлении и рационального права, обязанностей и ответственности.

Основные направления

  • Развитие механизмов самоуправления;
  • Обеспечение участия воспитанников в управлении детским домом, развитие самоуправления через детское объединение.

Перечень мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Сроки реализации

Исполнители

4.1 Анализ структуры системы управления детским домом, определение эффективной модели управления, ориентированной на расширение самостоятельности ОУ 2008/09 уч.год Директор, зам.директора по УВР,АХР
4.2 Развитие различных форм детдомовского самоуправления 2009/11 уч.год Зам.директора по УВР, педагог-организатор
4.3 Компьютеризация воспитательно-образовательного процесса, управления, контроля В течение всего периода Директор
4.4 Изучение положительного опыта управления в образовательных учреждениях В течение всего периода Директор

5. Кадровое обеспечение детского дома

Задача: обеспечение детского дома кадрами с высоким уровнем профессиональной компетенции, позволяющей продуктивно выполнять свои должностные обязанности.

Основные направления:

  • Создание системы профессионального отбора при приеме на работу в детский дом;
  • Совершенствование системы подготовки педагогов к аттестации;
  • Создание внутридетдомовской системы повышения педагогического мастерства педагогов, ориентированной на уровень их профессиональной компетенции;
  • Использование разнообразных форм повышения квалификации педагогов (курсы, стажировка);
  • Преодоление ситуации совместительства;
  • Разработка механизма анализа и оценки профессиональной компетенции педагогов;
  • Разработка эффективной системы стимулирования педагогов.

Перечень мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Сроки реализации

Исполнители

5.1 Разработка критериев и методик профессионального отбора при приеме на работу в детский дом 2008/09 уч.год Зам.директора по УВР, педагог-психолог
5.2 Подготовка материалов к аттестации По мере необходимости Директор, зам.директора по УВР
5.3 Диагностика профессиональной компетенции педагогов 2009/11 уч.год Зам.директора по УВР, педагог-психолог
5.4 Организация и проведение методических мероприятий, направленных на повышение педагогического мастерства педагогов: психолого-педагогические семинары, консультации, методические семинары В течение всего периода Зам.директора по УВР
5.5 Повышение квалификации педагогов: курсы, стажировки и т.п. В течение всего периода Зам.директора по УВР

6. Создание развивающей образовательной среды

Задача: создание образовательной среды, обеспечивающей эффективный личностный рост воспитанников, их совершенствование в воспитательно-образовательной деятельности.

Основные направления:

- Проектирование и организация индивидуальных “режимов жизнедеятельности” воспитанников на основе диагностических данных об их интересах, склонностях, физиологических и психофизических особенностях, с учетом требований к организации различных видов деятельности;

- Разработка индивидуальных коррекционных программ, позволяющих при необходимости гибко и оперативно вносить соответствующие изменения в организацию образовательной микросреды.

Перечень мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Сроки реализации

Исполнители

6.1 Изучение физиологических, психофизиологических особенностей, интересов, склонностей, возможностей воспитанников В течение всего периода Зам.директора по УВР, педагог-психолог
6.2 Обеспечение творческого, эмоционально-нравственного, физического, правового развития В течение всего периода специалисты

7. Социальное партнерство

Задача: расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его служб в интересах личности воспитанников.

Основные направления:

  • Развитие МТБ детского дома;
  • Оценка деятельности педагогического коллектива детского дома;
  • Повышение квалификации педагогов, переподготовка педкадров;
  • Организация досуга детей;
  • Организация воспитательно-образовательного процесса;
  • Изучение и распространение педагогического опыта.

Перечень мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Сроки реализации

Исполнители

7.1 Установление связи с организацией-шефом В течение всего периода Директор
7.2 Заключение договоров с образовательными учреждениями дополнительного образования города 2008/13 уч.год директор

8. Формирование материально-технической базы

Задача: формирование МТБ, обеспечивающей образовательный процесс в детском доме, представляющий максимальные возможности воспитанникам для их полноценного развития.

Основные направления:

  • Организация и проведение ремонта;
  • Приобретение канцелярских товаров, развивающих игр и другого оборудования;
  • Создание компьютерных мест для воспитанников.

IV. Ожидаемые результаты

Реализация программы позволит сформировать целостную открытую социально- педагогическую систему, способную создать образовательное пространство для развития и саморазвития воспитанников. Детский дом для своих воспитанников должен стать школой:

- знаний, - творчества, -ЗОЖ - жизни человека
- традиций, - культуры, - развития - общения

В результате реализации программы детский дом должен получить нового педагога, интегрирующего в себе учителя образовательной области знаний, воспитателя, психолога, новатора.

Целенаправленно реализуя все направления Программы, детский дом выпустит в жизнь выпускника, способного к следующему:

  • Адаптации и самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;
  • Сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в неблагоприятных условиях жизни и труда;
  • Осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей региона, а также своими интересами и способностями;
  • Творческому решению задач в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;
  • Продолжению образования, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.

Выпускник детского дома – это личность, любящая родной край, готовая жить в нем и работать. Это человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением.

V. Предлагаемые критерии для оценки степени реализации программы на конец 2012-2013 учебного года.

  • Общая успеваемость воспитанников в школах города.
  • Охват воспитанников кружковой работой в соответствии с их выбором.
  • Отсутствие правонарушений и стремление к ЗОЖ.
  • Продолжение профессионального образования в ПУ и колледжах области.
  • Наличие в составе педагогического коллектива педагогов высшей, первой, второй квалификационной категории ( не менее 80%)
  • Наличие оборудованных в соответствии с современными требованиями: компьютерных мест, кабинета домоводства, кабинета психолога, кабинета специалистов, спортивного кабинета, музыкального зала.
  • Внутридетдомовский контроль: мониторинг по программам специалистов.