Методы снятия нервного напряжения у педагогов

Разделы: Школьная психологическая служба


Определение ожиданий участников семинара. Предложение анкеты для работы.

  1. Беседа “Стресс как причина заболеваний”.
  2. Беседа “Способы снятия нервного напряжения”
  3. Практическая часть семинара.Применение различных способов снятия нервного напряжения в группе участников семинара.
  4. Подведение итогов семинара.

Для семинара необходимо: анкеты для участников, рабочие листы, листы с конкретными рекомендациями, таблица “Ароматерапия”, открытки с комплиментами, аромамасла, смартдоска; всё, что необходимо для чаепития. Последний пункт помогают подготовить двое педагогов из числа тех, кто будет участвовать в семинаре.

Семинар рассчитан приблизительно на два часа.

Введение

Начать семинар можно с использованием презентации (Приложение 1) так: Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, что вас привело сегодня на этот семинар? Какие вопросы вы бы хотели для себя решить? Что бы вы хотели вынести из нашей встречи? (Учителя среди прочего назовут в качестве причин стресс, нервное напряжение, раздражительность и т.п.) Участникам семинара предлагается следующая анкета (Приложение 2).

1. Беседа “Стресс как причина заболеваний”

Как вы думаете, стресс полезен или вреден нашему организму? (Уточнение смысла понятия)

“Стресс (в психологии) (англ. stress) — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации”[1].

Когда ребёнок рождается на свет, является ли это для него стрессом? Когда он делает первые шаги? Когда он впервые идёт в детский сад? Когда приходит в школу, институт, на работу? Когда мы влюбляемся? Является ли всё это стрессом? (Выдаются рабочие листы №1 / Приложение 3)

Как вы думаете, какие виды стресса существуют? В процессе общения заполняется схема 1 (Приложение 3).

Описание к схеме № 1 можно найти в книге Сандомирского М.Е. “Защита от стресса” [2]. (Приложение 4)

Если стресс как таковой не является губительным для нас то, что тогда? (Должен прозвучать ответ: длительное воздействие стресса.)

Может ли человек самостоятельно справиться с длительным психологическим стрессом? (Выдаются рабочие листы № 2) (Приложение 4a).

Далее описывается механизм развития психологической проблемы (Приложение 4).

2. Беседа “Способы снятия нервного напряжения”

Где мы можем разомкнуть этот замкнутый круг, где его слабое звено, за которое можно ухватиться? Участники семинара предлагают свои варианты ответа на вопрос.

Внутренние физиологические ощущения (дыхание, пульс, температура) – это спасительные поручни, на которые можно опереться, чтобы не поддаться минутной слабости, не впасть в отчаяние, чтобы избавиться от неприятных мыслей и нежелательных эмоций.

Что же может помочь нам снять нервное напряжение? Первоначально свои мысли высказывают участники семинара и только потом показываются соответствующие слайды презентации. (Ответы записываются в рабочих листах №3/ Приложение 5).

  1. Уход
  2. Отвлечение: спортивные игры, обращение к любимому виду искусства (просмотреть хорошую комедию, послушать талантливую музыку, посетить выставку, сходить в гости к хорошим знакомым, общение с природой, отпуск, занятия танцами).
  3. Переключение: Посмотрите по сторонам, стараясь обращать внимание на те мелкие детали окружения, которых обычно не замечаете. При этом мысленно во всех подробностях проговорите (про себя) то, что вы видите, например: “Какая ужасная расцветка у его рубашки… Интересно, а чья фотография в такой красивой рамке? Из этого окна открывается неплохой вид..” и так далее – пока не почувствуете, что понемногу успокаиваетесь.
  4. Когда это необходимо, обратитесь за профессиональной помощью. Если вам кажется, что возникший стресс настолько силён (превращается в хронический), что все известные вам способы борьбы с ним не помогают, возможно, имеет смысл обратиться за помощью к профессионалам. Психолог или психотерапевт поможет улучшить настрой.
  5. Ароматерапия.
  6. Аутотренинг (самовнушение) /игры-формулы/.
  7. Работа над дыханием.
  8. Массаж.
  9. “Трудотерапия”.
  10. Блок различных упражнений.

Сегодня мы с вами обратим своё внимание на такие методы снятия нервного напряжения как работа над дыханием [2], [3], блок различных упражнений по методу быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения [4] и ароматерапия.

3. Практическая часть семинара

Работа над дыханием.

Начинаем упражнения: “Дышите глубже, вы взволнованы” (Приложение 6). Участникам выдается текст упражнений после их выполнения.

1. Упражнение “Дышим животом”.
2. Упражнение “Дыхание на счёт”.
3. Упражнение “Выпусти бабочку”[3].

Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения (Приложение 6).

4. Упражнение “Муха”.
5. Упражнение “Лимон”.
6. Упражнение “Сосулька” (“Мороженое”).

Когда группе учителей начальной школы было предложено в качестве способа быстрого снятия напряжения “прыжки”, ими была подана идея использовать танец летку-енку и привлечь к его выполнению учащихся на перемене.

Масла эфирные и ароматерапия

Ароматерапия - это метод терапии с применением натуральных эфирных масел, она безвредна и проста в применении. Практически все масла обладают ярко выраженными антисептическими, антивирусными, бактерицидными, противовоспалительными и омолаживающими свойствами. Положительно воздействуют на центральную нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процесс саморегуляции и иммунитета, нормализуют гормональный обмен, улучшают работу всех систем организма, восстанавливают гармонию души и тела. Эфирные масла не имеют негативного побочного эффекта, не вызывают привыкания, и, следовательно, снижения уровня действия, не нарушают естественный гомеостаз человека.

Можно обозначить, что к каждому эфирному маслу при продаже в аптеке прилагается инструкция по применению. Однако как узнать, какой запах приятен лично для каждого? Именно для этого было принесено несколько эфирных масел (20), которые можно понюхать и выбрать те запахи, которые нравятся. Результат “дегустации” можно записать в рабочий лист “Ароматерапия” (Приложение 7).

Участникам семинара предлагаются различные аромамасла с целью выбора приятных лично для каждого ароматов с учётом их основного назначения.

4. Подведение итогов семинара

Заполнение и сбор анкет. Обсуждение итогов семинара в неформальной обстановке. Во время обсуждения участникам предлагаются открытки с комплиментами, с целью напомнить, что хорошие слова это способ поднятия настроения.

Определение сроков проведения следующего семинара по данной теме.

На последующих семинарах можно разобрать другие способы снятия нервного напряжения.

  • Например, для семинара №2 можно взять темы: самомассаж (Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2005 и др.);аутотренинг (Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2005, книги Луизы Хэй и др.);использование музыкальных средств в целях реабилитации (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – 2 том. – М.: Владос-Пресс, 2006 и др.).

Список использованной литературы

  1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь.
  2. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ). – М.: издательство Института Психотерапии, 2001.
  3. Леви В. Л. Ближе к телу. – М.:Метафора, 2003.
    Система доктора Леви: ТОНОПЛАСТИКА – внутреннее освобождение. Основа здоровья, уверенности и успешности.
  4. Екатерина БУРМИСТРОВА, директор Центра экстренной психологической помощи МГППУ, Лариса КОСОЛАПОВА, психолог ЦПМСС “Взаимодействие”, г. Москва https://psy.1sept.ru/articlef.php?!D=200403705
  5. Таблица масел составлена Балабановой Е.А. по инструкциям по применению различных аромамасел.