Урок литературного чтения по теме "Лис Миккель и медведь Бамсе" (норвежская сказка)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • продолжить знакомить детей с устным народным творчеством;
  • расширять читательский опыт учащихся через знакомство с зарубежными сказками;
  • совершенствовать умения правильного, выразительного, осознанного чтения;
  • совершенствовать умения выделять, читать названия произведений;
  • развивать устную речь, обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать интерес к чтению;
  • воспитывать уважение к народу, создавшего это произведение.

Оборудование: иллюстрация к сказке “Лис Миккель и медведь Бамсе”; мультимедийная аппаратура; учебник; рабочая тетрадь; глобус.

Ход урока

1. Организационный момент

– Сегодня вы пришли на урок с хорошим настроением, мы с вами замечательно поработаем, покажем свои знания.

2. Проверка домашнего задания

– С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? (Английская сказка “Как Джек ходил счастья искать”)

– Какого народа эта сказка?

– Есть ли в этой сказке чудеса? Расскажите о них:

А) как Джек пошёл счастья искать и взял с собой кота, собаку, козу, быка, петуха;

Б) как напугали разбойников и нашли их награбленные деньги;

В) разбойнику со страху все показалось наоборот.

3. Изучение нового материала

– Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Прочитайте заголовок.

– Как вы думаете, какому жанру относится это произведение?

– О ком эта сказка? (о животных: лисе и медведе).

– Какой народ создал эту сказку? Прочитайте.( норвежцы)

– В северной части земного шара расположена страна Норвегия. Там и живут норвежцы, которые рассказали нам эту сказку.

– Назовите произведение. (Норвежская народная сказка “Лис Миккель и медведь Бамсе”)

Слайд 1

Чтение произведения учителем (стр. 36)

– Понравилась вам сказка?

– Какие непонятные слова вы встретили?

Слайд 2

– Что означает (как вы понимаете):

возделывать (обрабатывать);
потешные истории (интересные, забавные, смешные истории);
целина (не обработанная, не паханная земля);
пуще огня (сильнее огня);
жатва (уборка зерна);
припасено (запастись);
медовые соты (у пчел, ячейки для хранения меда);
трепать да тузить (бить, колотить);
не совладать (не справиться).

Чтение учащимися 1-й части. Ответы на вопросы.

– Что происходило между лисом и медведем? (враждовали)

– Почему лис Миккель всегда побеждал медведя Бамсе? (медведь сильнее, лис– смекалистей, хитрей, умней).

– Вспомните, на какую русскую народную сказку похожа эта история? (“Вершки и корешки”).

Слайд 3

– Кто из героев русской сказки побеждал медведя? (мужик)

Физминутка.

Чтение учащимися 2-й части. Ответы на вопросы.

– Почему лис победил в игре?

– Какие слова он говорил? Прочитайте…

– Что вы можете сказать о лисе? (умный, хитрый, смекалистый, сообразительный)

– Что можно сказать о медведе? (обидчивый, доверчивый)

– Кто из героев понравился вам больше? Почему?

– В каких других сказках встречаются такие же герои, с которыми происходят забавные истории…

(Украинская народная сказка “Колосок”, русская народная сказка “Журавль и цапля”, английская народная сказка “Как Джек ходил счастья искать”, русская народная сказка “Белые перышки”, ненецкая сказка “Белый Медведь и Бурый Медведь”).

Слайды 4-6

Работа в рабочих тетрадях (стр. 27).

Слайд 8

Дополнительный материал:

– Придумайте окончание к одной из частей сказки.

4. Итог урока

– С каким произведением мы познакомились?

– Какие истории происходили с лисом и медведем? (веселые, забавные)

Слайд 7

– Почему проходят года, меняются поколения, а сказка живет?

– Чему учит эта сказка?

– Нравиться ли вам читать сказки?

5. Домашнее задание

Прочитать, подготовить подробный пересказ.

Презентация