Проект "От информационной компетентности к информационной культуре педагогов и учащихся школы"

Разделы: Информатика


План:

  • Цель и задачи проекта
  • Проблема, идея проекта
  • Роль учителя в условиях современного общества
  • Факторы, тормозящие повышение информационной культуры
  • Теория
  • Признаки информационной культуры
  • Этапы формирования информационной культуры
  • Формы достижения цели
  • Ожидаемые результаты

Цель:  Помочь учителю сформировать положительную мотивацию к овладению профессиональной информационной культурой

 Задачи:

  • Разработать и создать единую образовательную информационную среду школы;
  • Обучить учащихся и учителей приемам и методам работы с персональным компьютером;
  • Обучить приемам и методам работы с информацией, в частности,  в глобальной компьютерной сети Интернет, а также в локальных компьютерных сетях; сформировать умение получать с помощью Интернет актуальную информацию и методические материалы по  предметам;
  • Научить учителей создавать сетевые образовательные ресурсы, педагогические программные средства, методические, дидактические и организационные материалы для проведения уроков; вообще - овладеть широким спектром ИКТ и научиться использовать их при проведении разных видов занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности.

Проблема: Отставание информационной культуры учителя от информатизации образования;
Имея электронные образовательные ресурсы, большинство учителей недостаточно хорошо умеют правильно их использовать.
 Идея: Учитель должен владеть информационной культурой, начиная с минимальных знаний компьютерной грамотности до совершенства в использовании информации с овладением информационных технологий и научить этому ученика.

Длительность работы над опытом.
Я уже 30 лет работаю в школе, где образовательный процесс  меняется в соответствии с духом времени. Ученики тоже изменились.  Это уже не те послушные мальчики и девочки, для которых слово учителя закон. Они стали другими.  Поэтому у меня возникает потребность в изменении методов преподавания своего предмета, чтобы получить желаемый результат.
Нарастающей лавиной компьютеры входят в каждый дом. Наши дети сразу стали как минимум «юзеры», а то и «профи». Часто оказывается, что в методах получения информации ученики на голову выше преподавателей. Поэтому учителю целесообразно научить обучающихся применять в учебном процессе накопленный  опыт работы на компьютере.
Актуальность данной инновации очевидна: детей интересует компьютер, многие имеют хорошие навыки работы с ним, но используют его как игрушку, в качестве развлечения. Я же хочу пробудить интерес к изучению предмета. Хочу показать ребятам, что компьютер  это не только развлечение, но ещё и   средство обучения.
После изучения научно-методической литературы, опыта работы учителей информатики, мною было определено направление дальнейшей педагогической, научно-методической деятельности и пути решения обозначенной проблемы.
На сегодняшний момент получены стабильные, позитивные результаты по применению информационных компьютерных технологий на уроках и во внеурочной деятельности, достаточный уровень сформированности информационной культуры учеников и учителей школы.

Роль учителя в условиях современного информационного общества.

Современные информационные ресурсы помогают учителю по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность.
В этих условиях он выступает, как: 
1. Учитель – педагог  - Проводит занятия, обеспечивает правильное и эффективное использование образовательных ресурсов.
2. Учитель – консультант  - Координирует познавательный интерес, проводит групповые и индивидуальные консультации.
3. Учитель – менеджер  - Управляет проведением групповых занятий, контролирует достижение целей (тесты, экзамены и т.д.)

Факторы, тормозящие повышение информационной культуры:
1. Отсутствие или недостаток компьютерной техники;
2. Дополнительная нагрузка на учителя по освоению компьютерной техники и ИКТ;
3. Трудности в овладении компьютерной грамотностью и ИКТ;
4. Отрицательный психологический барьер (боязнь, неуверенность и т.д.);
5. Нежелание большинства учителей использовать ИКТ, особенно у учителей старшего поколения.

Информационная компетентность
1. Компьютерная грамотность;
2. Умение вести поиск информации, владеть технологиями компьютерных коммуникаций;
3. Умение осваивать и использовать возможности информационных технологий в педагогической деятельности; 
4. Стремление к самосовершенствованию и творчеству в рамках использования средств коммуникаций.

Компьютерная грамотность

Самостоятельность работы с применением компьютера, умение считать, писать, рисовать, искать информацию с помощью компьютерной техники.

Компьютерная образованность 

- Широкий кругозор, ориентированный в многообразие популярных программ и компьютерные знания и их возможности;
- Умение выбрать оптимальные программные средства для конкретной работы;
- Наличие и ведение собственной библиотеки программных средств.

Основной целью моей педагогической концепции является формирование информационной культуры личности школьников и учителей.

Информационная культура личности - это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области ИКТ. Это умение учителем целенаправленно работать с информацией и использовать её для получения, обработки и передачи через компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы учащимся.

Эффективное решение данных задач возможно  при соблюдения следующих принципов:

  • Принцип культурологического подхода базируется на осознании глубокого взаимодействия категорий "информация" и "культура", на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека.
  • Принцип системного подхода позволяет обеспечить целостность представления информационной культуры.
  • Принцип интегративности дает возможность построения единой стратегии и тактики формирования информационной культуры личности.
  • Принцип деятельностного подхода означает, что формирование информационной культуры личности строится не с позиций учителя, а с позиции пользователя.
  • Принцип непрерывности предусматривает использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования.

Формы достижения цели.

Для решения первой задачи мной была спроектирована и смонтирована локальная вычислительная сеть (ЛВС), объединяющая в себе два кабинета – кабинет вычислительной техники и кабинет администрации школы.
На основе локальной сети развернута система единой информационной среды общеобразовательного учреждения  и 2 год  апробируется на уроках информатики. Второй год проводятся с использованием Интернет и локальной сети интегрированные уроки информатики и ИЗО, географии, экологии, биологии, МХК, выбор профессии… Главным преимущества использования средств обучения, основанных на Web-технологии, заключаются в следующем.

  • позволяет в наибольшей степени реализовать дидактический  принцип наглядности за счет широкого использования  в представляемом учебном материале средств мультимедиа - статической и анимированной графики, видео и звука.
  • технология гипертекста, являющаяся одной из составляющих Web-технологии, дает обучающимся возможность выбора  собственной образовательной траектории. Таким образом, реализуется дифференцированный и личностно ориентированный подход к изложению учебного материала.
  • возможность интегрированного использования в обучении различных сервисов Интернет (электронная почта,  видеоконференции, учебные чаты) с единым Web-интерфейсом.
  • использование Web-технологий возможно и при отсутствии доступа к Интернет (учебные материалы в виде Web-сайтов, размещенные на локальном сервере, на компакт - дисках или на жестких дисках).
  • дает возможность проведения on-line тестирования и анкетирования обучающихся, подготовка к ЕГЭ и ГИА.

По реализации второй задачи концепции разработана программа уроков, кружка и элективного курса  «Информационные технологии», «Основ проектной деятельности», которая преподается в 5-8, 11 классах (по 1 часу в неделю, 9 классе -2 часа), в 10 классе введён профильный курс. Информатика  вводит учащихся в мир информации, дает навыки работы с новыми информационными технологиями, является основой их успешного обучения, начиная со школьной скамьи и на протяжении всей жизни.
При формировании информационной культуры учащихся необходимо использовать преимущественно инновационными методами обучения. Одним из таких методов является проектный метод.
Я создала сайт школы www.borscool.narod.ru. На сайте есть и моя страничка методической работы. На уроках информатики в 10 классе будем в этом году заниматься Web – дизайном, где учащиеся будут постигать азы сайтопостроения и языка HTML. В плане – создать сайт этого класса и сайт своего 9 класса с выходом в Интернет.  В сети Интернет школа работает с 2006 года.
Все больше учителей и учащихся нашей школы сталкиваются с необходимостью использовать глобальные информационные ресурсы и другие материалы, представленные на электронных носителях. Мною организована работа по оказанию методической помощи в использовании компьютера на уроках. Вторник  – мой методический день для учителей – предметников. Процесс обучения связан с переработкой учеником информации, представленной учителем в электронной форме. Основной целью является подготовка учащихся к самостоятельному взаимодействию с естественной информационной средой, т.е. у них должен быть сформирован достаточный уровень информационной культуры. Используют информационные технологии на своих уроках: учителя музыки, ИЗО, технологии, биологии, географии, начальных классов, химии, математики, …

Охват изучением информатики.

Формы занятий с учениками 2004-2005 уч. год 2005-2006 уч. год 2006-2007 уч. год 2007-2008 уч. год 2008-2009 уч. год
Уроки 24 14 26 36 81
Кружки, факультативы, элективные курсы 24 44 54 42 27
% от общего числа учащихся 40% 45% 71% 75% 70%

Уровень знаний по предмету.

Предмет 2004-2005 уч. год 2005-2006 уч. год 2006-2007 уч. год 2007-2008 уч. год
Средний балл по информационным технологиям 4.88 4.5 4.61 4.8

Вырос уровень ИКТ – грамотности учителей школе к 2008 году составляет 76%.
В школе работает 18 учителей.

  2004-2005 уч. год 2005-2006 уч. год 2006-2007 уч. год 2007-2008 уч. год Итого
Курсовая подготовка по информационным технологиям учителей предметников 1 6 2 1 9
Наличие компьютеров дома 2 6 5 1 14
Умения и навыки работы на ПК 2 8 2 1 13

В современных условиях наиболее актуальным для большинства людей умение пользоваться информационными технологиями. Термины "Word, "Ехсеl, "Internet", базы данных Access, Publisher и электронная почта e-mail стали такими же обыденными, как "телефон" или "шахматы" - это убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека.
В этом учебном году мои воспитанники обучаются в 9 классе. При проведении курса «Профессиональное самоопределение», я использую компьютерное тестирование для определения профессиональных склонностей, интересов, темперамента, особенностей памяти и т. д. Также показываю фильмы и презентации о профессиях, учебных заведениях области, как правильно выбрать профессию. Результатом изучения курса будет выбор профиля с учётом  результататов диагностики и тестирования, а также защита проекта с использованием средств ИКТ.
Мой собственный опыт, опыт коллег предметников, приводит к следующему выводу: присутствие компьютерных технологий в обучении оправдано и должно стать повседневной практикой, поскольку ИКТ:

  • позволяют индивидуализировать обучение;
  • способствуют повышению мотивации обучения;
  • расширяют дидактические возможности учителя, облегчают его труд, позволяя переложить на машину наиболее сложную и трудоемкую часть учебной работы;
  • повышают активность обучаемых;
  • повышают эффективность процесса обучения;
  • улучшают качество наглядных элементов урока, создают комфортную среду обучения;
  • дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;

- закрепляют на практике знания и умения, полученные на уроках информатики, позволяют применить их в другой области.
Проведено в этом учебном году 1 общешкольное и 2 классных родительских собрания в компьютерном классе с обучением работы в Интернете. Родителям показалась работа интересной, но с тем же и «страшновато» - слова 1 из родителей. Значит нужно заниматься обучением и родителей. В посёлке только на сегодняшний день дома 5 компьютеров с выходом в Интернет через Волгателеком.
При введении компьютера в учебный процесс следует учитывать возможные негативные последствия:

  • в начале работы с обучающим программным обеспечением у пользователя может возникнуть ожидание удивительной легкости прохождения курса, сменяющееся в последствии разочарованием, т.к. компьютер не способен освободить человека от необходимости тратить немалые силы на понимание и запоминание материала;
  • использование компьютера при тестировании может создать у слабо знакомых с вычислительной техникой учеников дополнительный стресс и исказить результаты;
  • следует неукоснительно соблюдать санитарные нормы времени при работе с компьютером, особенно для младших школьников.

Признаки информационной культуры

  1. Использование различных технических устройств от телефона, до персонального компьютера и компьютерных сетей.
     Владение информационно-коммуникационными технологиями.
  2. Умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.
  3. Умение представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.
  4. Знание различных  методов обработки информации.
  5. Умение работать с разными видами информации: аудио и видеоинформация, символьная информация, графическая информация.

Этапы формирования информационной культуры 

1 Уровень

Знания: Изучение основ персонального компьютера – текстового редактора WORD и графического редактора PAINT, презентации POWER POINT,  E-MAIL и  INTERNET.
Умения: работа с образовательными ресурсами, электронной почтой и поиск информации в Интернет, редактировать и форматировать текст, рисовать рисунки.
Навыки: Владение ПО на базовом уровне.
Вывод- этот уровень прошли 13 учителей нашей школы.

2 Уровень

Знания: Изучение новых УМК с электронной поддержкой, углубленное изучение программ составления презентаций, изучение аудио и видео редакторов, методики преподавания электронных ресурсов.
Умения: работа с УМК, с интернет ресурсами, использование мультимедийных презентаций с аудио и видео материалами.
Навыки: составление презентаций, работа с информационной средой ОУ, работа с электронными учебниками, применение ИКТ на различных уроках.
Вывод - этот уровень прошли несколько  учителей нашей школы: Коршунова Ирина Юрьевна, Сапегина Светлана Пименовна, Порубова Ирина Аркадьевна, Поторочина Елена Борисовна. Остальные учителя должны получить умения и навыки в этом году.

3 Уровень

Знания: Изучение методов обработки информации, изучение языка программирования, изучение ПО более высокого уровня, изучение Flash анимаций.
Умения: работать с  тьютерскими программами, составлять анимированные объекты, работать с электронной библиотекой, умение обобщать опыт с использованием ИКТ, разрабатывать дидактический раздаточный материал с использованием ИКТ, редактировать аудио и видео материалы.
Навыки: Создание презентаций и самопрезентаций, работа с диагностикой и мониторингом, создание мультимедийных презентаций и фильмов.
Вывод- этот уровень  учителям нашей школы предстоит освоить и научить детей.

Необходимые условия реализации проекта:

  • Наличие компьютерного класса, оснащенного мультимедийным проектором;
  • Оснащение школы цифровой видео и аудиоаппаратурой;
  • Обучение педагогов созданию и использованию мультимедийных презентаций;
  • Организация конкурса мультимедийных проектов;
  • Обмен опытом с  учителями других школ и проведение мастер-классов по созданию и использованию мультимедийных презентаций;
  • Позитивное отношение всех участников образовательного процесса, родителей и общественности к проекту;
  • Создание ситуации успеха в самых различных обстоятельствах.

Методическое обеспечение:

  • консультирование педагогов по созданию презентаций;
  • использование электронных справочников, словарей, энциклопедий;
  • мультимедийных обучающих программ и учебников.

Формы достижения цели:
1. Непрерывное образование на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий, интернет - ресурсов  образовательных порталов;
2. Презентации и самопрезентации своего опыта. После прохождения курсов в РЦДО учителя стали практиковать проведение уроков-презентаций, созданных самими педагогами и обучающимися с использованием ЦОР. Наиболее активно и грамотно презентации используются на уроках информатики, географии, МХК, изобразительного искусства,  биологии; реже, но используется на уроках математики,  литературы, музыки, в начальной школе и выбор профессии.
Планируется создать и пополнять методическую копилку уроков-презентаций для работы коллег; повторения пройденного материала или пропущенного материала учащимися; информирования родителей о работе учителей по применению инновационных технологий через родительские собрания и сайт школы.
3. Диагностика и мониторинг учебно-воспитательного процесса. Для осуществления контроля знаний учащихся по информатике, математике, химии, биологии и географии  используется компьютерное тестирование.
4. Участие в конкурсах, олимпиадах;
5. Ведение документации на основе современных средств. Администрация школы использует электронную почту для общения с учителями других школ района, с вышестоящими и другими организациями.  Электронное делопроизводство осуществляется с помощью программ Microsoft Word, Excel.

Создаются, созданы и непрерывно пополняются:

  • база данных по педагогическим кадрам (приложение MS Access);
  • база данных по отслеживанию результатов обучения (приложение MS Excel);
  • база данных по всеобучу;
  • база данных о выпускниках школы;
  • база данных психологической службы (приложение MS Word);
  • социологический мониторинг (приложение MS Excel);
  • мониторинг здоровья обучающихся (приложение MS Excel);
  • социальный паспорт школы (приложение MS Word);
  • методическая «копилка» (MS PowerPoint);
  • электронные дидактические материалы по предметам.

Заместителями директора по УВР ведется отслеживание всех направлений методической деятельности педагогического коллектива:

  • изучение нормативных документов управления образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
  • изучение результативности работы учителя;
  • изучение уровня обученности школьников;
  • изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания обучающихся;
  • изучение актуального педагогического опыта работы коллег в школе, районе, и т.п.

6. Совершенствование методов преподавания на основе электронных образовательных ресурсов и т.д. Школьная мультимедиатека используется учителями-предметниками на уроках для изучения нового материала, для осуществления контроля знаний учащихся, учениками школы – для самостоятельной работы по закреплению изученного материала (работа с ЦОР в кабинете или дома). Наиболее активно ЦОР используются на уроках МХК, биологии, химии, географии и информатики;
7. Создание учебно-методических материалов. Некоторые педагоги школы используют ПК, принтер, сканер и Интернет для создания учебно-методических материалов и поиска нужной информации.
8. Пресс-центр. С 2005 года в школе работает клуб «Голос школы» (руководитель – Яковлева О. В.), главной задачей которого является выпуск школьной газеты. Тираж газеты выходит с периодичностью – 1-2 номера в четверть. Второй год газета печатается учениками в MS OFFICE Publisher и WORD.

Ожидаемые результаты:

1. Каждый учитель  и ученик в совершенстве знает компьютер и владеет обработкой информации на основе информационных технологий;
2. Учитель эффективно организует учебный процесс  с применением образовательных и информационных ресурсов и  использует для занятия с отстающими учениками, в ходе факультативной и кружковой работы.
2. Учителя должны быть способны:

  • сделать поурочное планирование и подготовить урок с  использованием ИКТ;
  • подобрать программное обеспечение для учебных целей;
  • найти учебные материалы в Интернет;
  • использовать ИКТ для мониторинга развития учеников, взаимодействия с коллегами или родителями;
  • использовать Интернет-технологии (электронную почту, форумы и т.п.) для организации помощи ученикам, оценить пригодность web-сайта для его использования в преподавании.
3. Должно повыситься количество учителей, регулярно использующих средства презентационной графики при объяснении нового материала, а также другие средства ИКТ при выполнении упражнений для закрепления изученного материала, контроля знаний, проведения исследовательских работ.
4. Учитель преодолевает психологический барьер использования компьютера и ИКТ в педагогической деятельности.
5. Процент учителей, желающих повысить информационную культуру   должен составить 100%.

Я надеюсь, что будет в будущем создано единое информационное пространство школы – это система, в которой будут задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители; администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения. Практически все участники образовательного процесса будут объединены между собой соответствующими информационными потоками.

Вывод: использование технологии проектного обучения в течение 2003-2008 годов позволило поднять уровень информационной культуры учителей и школьников на качественно новый уровень. Выпускники школы, владея современными компьютерными технологиями,  умеют работать, как индивидуально, так и в группе на конечный результат, ставить цели и задачи своей деятельности и достигать намеченной цели,  представлять полученный «продукт» своего личного  и коллективного труда, легко ориентироваться в море современной информации, перерабатывать и использовать нужную информацию для определённых учебных целей.
А в этом большая  заслуга всех учителей школы.