Создание условий для развития способностей детей с различными образовательными потребностями

Разделы: Администрирование школы


Большим достижением педагогики последних лет является создание в школах единого педагогического пространства для детей с различными образовательными потребностями.

Е. Яновицкая в своей книге «Большая дидактика и 1000 мелочей», говоря о «целях защиты личности», предлагает строить учебный процесс таким образом, чтобы

  • слабому не озвереть от неудач, не пресмыкаться и не кусаться – и суметь перейти в разряд успевающих;
  • сильному не унижать, а поднимать до себя; развивать благородство без самоуничижения; не скучать и не страдать от непонимания; любить жизнь, иметь время на увлечения и работать творчески;
  • среднему получить прочные знания о себе, о людях, о природе; понять свои сильные стороны и иметь хобби; не обижать слабого, но и не опускаться до него, не презирать сильного, а учиться у него;
  • и самому учителю не потерять уважение к себе.

Почему проблема создания «адаптивной школы для всех» в последние годы стала приоритетной?

  • Увеличилось количество детей, обучающихся по программам С(К)ОУ 7 и 8 вида.
  • Сократилось количество специализированных интернатов для детей с ОВЗ.
  • Родители предпочитают обучать детей с ОВЗ в рамках общеобразовательной школы.

Человек рождается с различными физическими, умственными, психическими особенностями, поэтому общеобразовательное учреждение, решая проблему личностно – ориентированного обучения, ставит перед собой следующие цели:

  • раскрыть потенциальные возможности учащихся в конкретных областях знаний
  • создать условия для максимального усвоения этих знаний, самовыражения личности
  • выработать необходимую потребность в самообразовании и самовоспитании.

Условием и средством определения возможностей ребенка с целью проектирования его дальнейшего саморазвития является педагогический мониторинг.

Исследования проводятся по пяти основным, с нашей точки зрения, направлениям:

  • Диагностика здоровья детей и создание здоровьесберегающей среды. Мы определяем физический показатель возможности ребенка усвоить определенное содержание образования, предлагаемое школой или заказанное родителями. Данную диагностику осуществляет медицинский работник и валеолог школы.
  • Психодиагностика, определяющая как отношенческие позиции (тревожность, комфортность, конфликтность и т.п.), так и личностное умственное развитие (общее мышление, владение анализом, синтезом и т.п.). Данную диагностику осуществляет психолог школы.
  • Социодиагностика призвана определить заказ учащегося и родителя на образование, профессиональное самоопределение, мотивацию обучения. Осуществляется социальным педагогом школы совместно с классным руководителем.
  • Анализ обеспечения образовательного процесса призван определить возможности образовательного учреждения в плане материально-технической базы, обеспечение кадровым составом, дидактическими материалами. Осуществляется администрацией школы.
  • Диагностика уровня обученности как показатель того, что может «взять» учащийся из предлагаемого содержания образования. Осуществляется данная диагностика совместно администратором, учителем и психологом.

Результаты диагностики сводятся в аналитические таблицы (см. Приложение 1) и становятся объектом обсуждения школьного ПМПк или административных совещаний.

Проведя соответствующую диагностику, школе необходимо создать условия для максимальной реализации учащимися своих возможностей. В данном вопросе мы опираемся на следующие позиции:

  • Базисный учебный план, позволяющий, с одной стороны, удерживать единое образовательное пространство в стандартной его части, с другой стороны формировать вариативность образования за счет регионального и школьного компонентов.
  • Различные виды классов (общеобразовательные, интегрированные, компенсирующего обучения), в которых уже заложена возможность выбора для ученика и родителей.
  • Формы получения образования (обычная, экстернатная, домашнее обучение).
  • Содержание образования (возможность выбора программ и учебников).
  • Использование различных технологий обучения и воспитания.

Таким образом, раскрыв потенциальные возможности учащихся и создав условия для их реализации, школа осуществляет основной заказ государства – обеспечение качественного уровня образования всех категорий обучающихся.