Преподавание в начальной школе. Урок русского языка в 4-м классе "Роль синонимов в нашей речи"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить знания учащихся об использовании синонимов в речи.

Задача: сформировать у них понимание о возможности синонимов выражать наши мысли четко и ясно, используя оттенки впечатлений.

Оформление доски: составляется схема исследования, образец синквейна.

Схема исследования

 

ХОД УРОКА

1. На последних уроках мы с вами занимаемся изучением синонимов. Проверяя ваши работы, я нашла дополнение к определению синонимов: “Синонимы увеличивают словарный запас языка...” (помогают сделать речь более выразительной, передают все оттенки впечатлений и дают возможность четко и ясно выразить мысль).

- Складывается впечатление, что мысль не закончена, во всяком случае, продолжения я не нашла.

- Я предлагаю вам, провести исследовательскую работу и выяснить было ли здесь продолжение и нужно ли оно?

- Что нам необходимо сделать с информацией, которую мы получим в процессе исследования? (Обобщить её)

- Какой вид обобщения информации нам подойдет? (Схема)

2. Итак, какое первое понятие мы внесем в нашу схему?

СИНОНИМЫ

- Затем нам необходимо вспомнить определение этого понятия.

а) Синонимы – это слова одной части речи, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу.

б) В стране Синонимии жили бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотря на людские радости и горести, но никак не могли они встретиться друг с другом, и были от этого очень несчастны. Но появился в Синонимии волшебник и стал собирать все бродячие слова, желая сделать их счастливыми. Слова сбегались со всей страны, торопясь, найти друг друга. Волшебник выстроил их в один синонимический ряд, объединил их общим флагом Синонимики, повелел жить в дружбе и согласии. И стали эти слова называться одним словом – синонимами. Ведь всё равно каждый из них не потерял своей яркости и красоты, а только стал лучше как каждый счастливый.

- Прочитайте определение понятия о синонимах.

- Что можно сказать о данных определениях?

- Из каких источников они взяты? (Cловарь, литературное произведение)

- Почему?

- Какое из них нам подходит больше для внесения в нашу схему?

(На доске появляется определение понятия)

3. А сейчас я вам предлагаю провести исследование, может быть вы найдете дополнения к данной формулировке?

а) Прочитайте словосочетания. Подберите к ним синонимы. Запишите.

б) Добросовестный ученик –

Одержать победу –

Жилое строение –

Снег с сильным ветром –

в) Прочитайте отрывки стихотворения. Из какого произведения данные отрывки, кто автор?

- Найдите синонимы.

- Почему автор использовал именно эти синонимы?

г) …И, красуясь, говорила:
- Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи…
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
- Как же долго я спала!
- Спрос не грех. Прости ты нас, -
Старший молвил, поклоняясь.

- По итогам задания сделайте вывод о способах выражения синонимов.

СЛОВА     СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

4. Прочитайте текст:

а) Даже в самый …(жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или березы, клена или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.

Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут … (великую, большую, огромную, громадную) площадь.

б) Для научного … (эксперимента, опыта, исследования) важна информация. Исследователю …(необходимо, нужно, требуется) быть уверенным в … (достоверности, правдивости, истинности) информации. Восстанавливать нужную тебе информацию – дело очень …(интересное, увлекательное, захватывающее).

- Какие синонимы вы бы вставили?

- Объясните свой выбор?

- Что же мы можем дополнить к нашему определению синонимов?

(Синонимы употребляются в речи, в зависимости от конкретного случая, помогают сделать речь более выразительной, передают все оттенки впечатлений и дают возможность четко и ясно выразить мысль).

5. Посмотрите на нашу схему.

- Расскажите о синонимах, используя новую информацию, которую мы отразили в схеме.

Схема исследования

6. А теперь выполните последнее задание. Напишите синквейн на нашу тему и мы посмотрим, к какому выводу вы пришли в ходе нашего исследования. (Заслушиваются 2–3 варианта синквейна, обсуждается получившиеся варианты)

Синквейн

1. ______________________________________________________ (тема).

2. ________________, ____________________ (2 прилагательных).

3. _________________, _________________, __________________ (3 глагола).

4. ________________ _____________ ___________ ____________ (предложение из 4-х слов).

5.______________________________________________________ (синонимическое понятие).

Раздаточный материал для детей

Задание 1

а) Синонимы – это слова одной части речи, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу.

б) В стране Синонимии жили бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотря на людские радости и горести, но никак не могли они встретиться друг с другом, и были от этого очень несчастны.

Но появился в Синонимии волшебник и стал собирать все бродячие слова, желая сделать их счастливыми. Слова сбегались со всей страны, торопясь, найти друг друга. Волшебник выстроил их в один синонимический ряд, объединил их общим флагом Синонимики, повелел жить в дружбе и согласии. И стали эти слова называться одним словом – синонимами. Ведь всё равно каждый из них не потерял своей яркости и красоты, а только стал лучше как каждый счастливый.

Задание 2

1. Прочитайте словосочетания.

а) Добросовестный ученик –  _____________________________________ .

Одержать победу – _________________________________________ .

Жилое строение –  _________________________________________ .

Снег с сильным ветром –  ___________________________________ .

2. Прочитайте отрывки стихотворения.

б) …И, красуясь, говорила:
- Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи…
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
- Как же долго я спала!
- Спрос не грех. Прости ты нас,-
Старший молвил, поклоняясь.

Задание 3

Прочитайте текст:

а) Даже в самый …(жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или березы, клена или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.

Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут … (великую, большую, огромную, громадную) площадь.

б) Для научного … (эксперимента, опыта, исследования) важна информация. Исследователю …(необходимо, нужно, требуется) быть уверенным в … (достоверности, правдивости, истинности) информации. Восстанавливать нужную тебе информацию – дело очень …(интересное, увлекательное, захватывающее).

Задание 4

    Синквейн

1. ____________________________________________ (тема).

2. ________________, ____________________ (2 прилагательных).

3. _________________, _________________, ________________ (3 глагола).

4. ________________ _____________ ___________ ___________ (предложение из 4-х слов).

5.___________________________________________ (синонимическое понятие).