Модуль "Список. Создание и форматирование списка"

Разделы: Информатика


Модуль.  Список. Создание и форматирование списка.
Структура модуля.

№ урока

№ УЭ

Задания (пункты) модуля

Тренинг

Самооценка

Контроль

1

1-2

I - V

№ 1-3

Понимание успешности выполнения задания.

Оценка сформированности навыков организации списка.

 

2

3

VI - VII

№ 4, 5

 

3

4

VIII - X

№ 6-8

 

4

1-4

I - X

 

 

Тестирование.  Практические навыки организации списка.

5

1-4

I - X

Коррекция.


Содержание модуля.

(учебные элементы)

Объект «список» и его свойства, виды списков, технологии создания и форматирования списка, положение текста в списке.

Цель модуля.

Изучив данный модуль, узнать, что называют списком, какие виды списков можно реализовать с помощью текстового процессора Word, научиться создавать и форматировать списки в тестовом документе, полученные знания  применять для создания оглавления реферата, доклада и перечислений в документе.

Программные

средства.

Текстовый процессор Microsoft Word 2007.

I. Изучите  материал.

УЭ 1. Список, виды списков.

Список – это совокупность абзацев, которые содержат перечисления и оформлены в виде пунктов.

Выделяют три вида списков: нумерованные, маркированные и многоуровневые.

УЭ 2. Нумерованные списки.

 Нумерованные списки используют в том случае, если важен порядок следования пунктов списка. В нумерованных списках пункты  списка последовательно обозначаются с помощью арабских чисел (1, 2, 3...), римских чисел (I, II, III…),  букв русского (А, Б, В…) или латинского (a, b, c…) алфавитов. При создании, удалении или перемещении пунктов нумерованного списка автоматически меняется вся нумерация.

Примеры нумерованного списка.

1. Иванов

2. Петров

3. Сидоров

I. Иванов

II. Петров

III. Сидоров

а) Иванов

б) Петров

в) Сидоров

Свойства нумерованного списка: формат номера, положение номера, положение (отступ) текста. При желании пользователь может изменить свойства нумерованного списка.

Организовать нумерованный список  в тексте можно двумя способами:

I. Создать пункты списка и выполнить его форматирование.

II. Установить параметры списка, а затем приступить к созданию пунктов списка.

Создание нумерованного  списка. Технология работы.

I способ.

  1. Наберите все пункты списка. Помните, что каждый пункт списка – это абзац, который  заканчивается непечатаемым символом (конец абзаца, который появляется при нажатии клавиши Enter).
  2. Выделите все пункты списка, при этом не выделяйте пустые строки перед списком и после списка.
  3. Выполните команду  Главная – Абзац – Нумерация.
    Рис.1
  4. В открывшемся диалоговом окне используйте подходящий вариант из Библиотеки нумерации.
  5. Для изменения положения списка на странице следует выделить все пункты списка (при этом обозначение пунктов не выделяется) и воспользоваться инструментом  Увеличить отступ (Уменьшить отступ)
    Рис.2

II способ.

  1. Выполните команду  Главная –  Абзац –  Нумерация.
  2. В открывшемся диалоговом окне используйте подходящий вариант из Библиотеки нумерации.
  3. Приступайте к созданию списка, заканчивая печать каждого пункта списка нажатием клавиши Enter.
  4. Для завершения списка дважды нажмите на клавишу Enter либо нажмите клавишу Backspace для удаления последнего номера в списке.
  5. Для изменения положения списка на странице следует выделить все пункты списка (при этом обозначение пунктов не выделяется) и воспользоваться инструментом  Увеличить отступ (Уменьшить отступ). 

II. Тренинг. Выполните задание № 1 из блока «Тренировочные задания».

III. Изучите материал.

Если ни один вариант обозначения пунктов списка  из Библиотеки нумерации вас не устраивает, то все свойства нумерованного списка можно установить самостоятельно.

Технология работы (организация списка вторым способом).

  1. Выполните команду Главная – Абзац – Нумерация – Определить новый формат номера.  Появиться окно Определение нового формата номера.
    Рис.3
  2. Укажите новые значения свойств нумерованного списка: Нумерация, Шрифт, Формат номера, Выравнивание (лучше задавать выравнивание по левому краю).
    В поле Нумерация с помощью кнопки выбора установите вариант обозначения пунктов списка.
    С помощью кнопки  Шрифт можно установить параметры отображения номера: Шрифт, Начертание, Размер, Цвет, Подчеркивание, Цвет подчеркивания, Видоизменение.
    В поле Формат номера  можно написать символ (слово), который будет повторяться у каждого номера списка.   
  3. Создайте список.
  4. Для изменения  свойств положение номера и положение (отступ) текста нумерованного списка выделите все пункты списка.
  5. В контекстном меню (вызывается правой кнопкой мыши) выберите команду  Изменить отступы в списке. Появиться окно Изменение отступов в списке.
    Рис.4
    В поле Положение номера укажите расстояние от левого поля до позиции номера (на горизонтальной линейке это расстояние показывает верхний левый треугольник).
    В поле Отступ текста укажите расстояние от левого поля до  начала второй и последующих строк пункта списка (на горизонтальной линейке это расстояние показывает нижний левый треугольник).
    В поле Символ после номера следует выбрать один из предлагаемых вариантов:
    • Знак табуляции – этот вариант позволяет увеличить расстояние между номером пункта списка и первым символом пункта списка. Чтобы изменить это расстояние поставьте флажок («галочку») в поле  Добавить позицию табуляции  и укажите расстояние от левого поля до первого символа пункта списка (на горизонтальной линейке это расстояние показывает черная скобка L);
    • Пробел – между номером пункта списка и первым символом будет поставлен один пробел;
    • (нет) – между номером пункта списка и первым символом пункта списка не будет пробела.
    Изменить отступы в списке можно, перемещая соответствующие указатели на горизонтальной линейке.
    Рис.5 Рис.6 Рис.7
    Если список уже создан, то выделите все пункты списка и измените свойства списка аналогичным образом.

IV. Тренинг. Выполните задание № 2 из блока «Тренировочные задания».

V. Тренинг. Выполните задание № 3 из блока «Тренировочные задания».

VI. Изучите материал.

УЭ 3. Маркированные списки.

Маркированные списки применяют тогда, когда не важен порядок следования пунктов списка. В маркированных списках пункты списка обозначаются с помощью маркеров (специальных графических значков): Значки

Свойства маркированного списка:  знак маркера, положение маркера, положение текста.

При желании пользователь может изменить свойства маркированного списка.

Примеры маркированного списка.

  • Первый элемент
  • Второй элемент
  • Третий элемент
  • Первый элемент
  • Второй элемент
  • Третий элемент

- Первый элемент
- Второй элемент
- Третий элемент

Создание маркированного  списка. Технология работы.

Для организации маркированных списков используют те же приемы, что и для организации нумерованных списков. В этом случае необходимо выполнить команду

Главная – Абзац – Маркеры – Библиотека маркеров.    
Рис.1

Если ни один вариант обозначения пунктов списка  из Библиотеки маркеров вас не устраивает, то все свойства маркированного списка можно установить самостоятельно.

Как изменить свойства нумерованного списка.

Выполните команду Главная – Абзац – Маркеры – Определить новый маркер.  Появиться окно Определение нового маркера. 
Рис.8

  1. Определите, что будет представлять собой знак маркера: символ алфавита или рисунок.
    Если  знак маркера символ, то при его выборе можно менять шрифт.
    Если  знак маркера  рисунок, то его следует выбрать в открывшемся окне Рисованный маркер.
  2. Для изменения свойств положение маркера и положение текста маркированного списка используйте команду  Изменить отступы в списке контекстного меню.

VII. Тренинг. Выполните задания № 4, № 5 из блока «Тренировочные задания».

VIII. Изучите материал.

УЭ 4. Многоуровневый список.

Многоуровневый список – это список, который  содержит вложенные списки. В многоуровневых списках может быть несколько уровней вложенности. Пользователь может изменить свойства многоуровневого списка: для каждого уровня выбрать обозначение пунктов, изменить формат номера (шрифт, размер, цвет, начертание), положение обозначения пункта каждого уровня списка, положение текста.

Примеры маркированного списка.

1. Пункт первого уровня

1.1. Пункт второго уровня

1.2. Пункт второго уровня

1.3. Пункт второго уровня

2. Пункт первого уровня

2.1. Пункт второго уровня

2.2. Пункт второго уровня

3. Пункт первого уровня

3.1. Пункт второго уровня

3.2. Пункт второго уровня

3.3. Пункт второго уровня

I. Пункт первого уровня

а) Пункт второго уровня

б) Пункт второго уровня

в) Пункт второго уровня

II. Пункт второго уровня

а) Пункт второго уровня

б) Пункт второго уровня

III. Пункт третьего уровня

а) Пункт второго уровня

б) Пункт второго уровня

в) Пункт второго уровня

г) Пункт второго уровня

Создание многоуровневого списка. Технология работы.

1. Наберите все пункты списка. Помните, что каждый пункт списка – это абзац, который  заканчивается непечатаемым символом (конец абзаца, который появляется при нажатии клавиши Enter).

2. Выделите все пункты списка, при этом не выделяйте пустые строки перед списком и после списка.

3. Выполните команду  Главная –  Абзац – Многоуровневый список – Определить новый многоуровневый список.

4. В открывшемся диалоговом окне Определение нового многоуровневого списка измените значения свойств многоуровневого списка:
Щелкните по кнопке Больше>>  в нижнем левом углу окна. Окно Определение нового многоуровневого списка примет вид:
Рис. 9

а) Выберите уровень для изменения: 1 (2 и т.д.)

б) В блоке свойств Формат номера в поле Нумерация для этого уровня укажите способ нумерации, в поле Формат номера произведите изменение внешнего вида номера, в поле Начать с  - с какого номера следует начать нумерацию пунктов списка. Если поставить флажок («галочку») в  поле Нумеровать заново, то каждый список не первого уровня будет нумероваться заново.

в) В блоке свойств Положение номера следует заполнить значениями поля Выравнивание номера, Отступ текста, Символ после номера.
Выравнивание номера лучше задавать  По левому краю, а в поле на следует указать расстояние от левого поля до позиции номера(на горизонтальной линейке это расстояние показывает верхний левый треугольник).
Отступ текста – это расстояние от левого поля до начала второй и последующих строк пункта списка (на горизонтальной линейке это расстояние показывает нижний левый треугольник).
В поле Символ после номера следует выбрать один из предлагаемых вариантов:

- Знак табуляции – этот вариант позволяет увеличить расстояние между номером пункта списка и первым символом пункта списка. Чтобы изменить это расстояние поставьте флажок («галочку») в поле  Добавить позицию табуляции  и укажите расстояние от левого поля до первого символа пункта списка (на горизонтальной линейке это расстояние показывает черная скобка L);

- Пробел – между номером пункта списка и первым символом будет поставлен один пробел;

- (нет) – между номером пункта списка и первым символом пункта списка не будет пробела.

г) Повторите пункты б) – г) для каждого уровня списка, который вы организуете.

д) Закройте окно. У вас получился одноуровневый список, все пункты которого оформлены как пункты первого уровня.

е) Выделите пункты списка, которые не относятся к первому  (второму и т.д.) уровню,  удерживая нажатой клавишу Control.

ж) Выполните команду Главная –  Абзац – Увеличить отступ.

з) Повторите пункты ж) – з)  для третьего и последующих уровней списка.

IX. Тренинг. Выполните задания № 6, № 7 из блока «Тренировочные задания».

X. Тренинг. Выполните задание № 8 из блока «Тренировочные задания».

XI. Самооценка.  

А) Ответьте  на вопросы.

  1. Дайте определение объекта Список.
  2. Какие виды списка вы знаете?
  3. Какой список называется нумерованным, маркированным, многоуровневым?
  4. В чем состоит отличие нумерованных и маркированных списков?
  5. Опишите технологию  организации нумерованного (маркированного) списка в документе?
  6. Чем отличаются способы организации нумерованного (маркированного) списка?
  7. Какие способы изменения положения списка на странице вы знаете? Опишите алгоритм каждого.
  8. Опишите технологию организации многоуровневого списка в документе?

Б) Оцените уровень своих знаний по изученной теме по пятибалльной шкале.

XII. Контроль знаний по теме «Список. Создание и форматирование списков».

  1. Тестирование по теме «Список. Создание и форматирование списков» (см. Приложение 3).
  2. Навыки организации списка.

XIII. Коррекция.

Тренировочные задания.

№ 1. («3»)

  1. Откройте документ Мои документы \ Word \ Виды сканеров. docx. (см. Приложение 2).
  2. Установите параметры страницы: левое поле – 2,0;  правое поле – 1,0.
  3. Создайте список, используя первый способ организации списка. Отступ первой строки абзаца 1 см для всех последующих заданий.

Сканер – это устройство, позволяющее вводить в компьютер изображения объектов, которые могут быть представлены в виде текста, рисунков, слайдов, фотографий на плоских носителях изображений, а так же изображения объемных объектов небольших размеров.

Виды сканеров.

  1. Ручные сканеры.
  2. Планшетные сканеры.
  3. Роликовые сканеры.
  4. Барабанные сканеры.
  1. Сохраните документ в файл  Мои документы \ Word \ Виды сканеров 1 _ Ваша фамилия_класс.docx.

 

№ 2. («4»)

  1. Откройте документ  Мои документы \ Word \ Виды сканеров 1 _ Ваша фамилия_класс.docx.
  2. Дополните текст новой информацией, используя второй способ организации списка. Установите шрифт Georgia 12. Свойства нумерованного списка следующие: формат номера – определите по образцу ниже, цвет номера оливковый, подчеркивание – пунктирная линия, цвет подчеркивания  красный, выравнивание номера по левому краю, положение  номера 6 см, отступ текста 7 см.
    Ручные сканеры.

    01. Используется для сканирования малоформатных оригиналов.
    02. Ширина области сканирования от 6 до 28 см.
    03. При сканировании сканер перемещается равномерно  и прямолинейно оператором.

  3. Сохраните документ в файл  Мои документы \ Word \ Виды сканеров 2 _ Ваша фамилия_класс.docx.

 

№ 3. («5»)

  1. Откройте документ  Мои документы \ Word \ Виды сканеров 2 _ Ваша фамилия_класс.docx.
  2. Дополните текст новой информацией
  3. Свойства символов текста: шрифт Tahoma, 14, полужирный курсив, коричневого цвета.
  4. Свойства нумерованного списка: шрифт Georgia, 13, курсив, зеленый, нумерация пунктов буквами английского алфавита, которым предшествует слово на русском языке Пункт. Положение списка на странице определите по образцу.
    Планшетные сканеры.

    Пункт A. Это сканеры плоского типа.
    Пункт B. Рабочую область образует плоская стеклянная поверхность.
    Пункт C. Отличительным признаком является то, что сканирующая головка перемещается относительно бумаги с помощью шагового двигателя.
    Пункт D. Позволяют сканировать цветные оригиналы с высоким разрешением всего за 20 – 30 с.

  5. Сохраните документ в файл  Мои документы \ Word \ Виды сканеров 3 _ Ваша фамилия _ класс.docx.

 

№ 4. («3»)

  1. Откройте документ  Мои документы \ Word \ Виды сканеров 3 _ Ваша фамилия_класс.docx.
  2. Дополните текст новой информацией, используя первый способ организации списка.
    Знак маркера – рисунок: шар красного цвета.  Шрифт Times New Roman, 13, черный. Положение маркера 2,5 см.
    Роликовые сканеры.
    • Роликовый сканер – это модификация ручного сканера, дополненная механизмом автоматической подачи бумаги.
    • Оригинал последовательно пропускается через ролики механизма подачи бумаги и попадает в поле зрения линейки датчиков.
    • Датчик и источник сета неподвижны, вращаются только ролики подачи бумаги.
  1. Сохраните документ в файл  Мои документы \ Word \ Виды сканеров 4 _ Ваша фамилия _ класс.docx.

 

№ 5. («4»)

  1. Откройте документ  Мои документы \ Word \ Виды сканеров 4 _ Ваша фамилия_класс.docx.
  2. Дополните текст новой информацией, используя второй способ создания списка.
    Знак маркера – символ шрифта Wingdings. Положение маркера  5,5 см.
    Барабанные сканеры.
    • Оригинал с помощью специальной ленты или масла прикрепляется на поверхность прозрачного цилиндра из органического стекла.
    • Барабан  вращается с большой скоростью, а находящийся рядом с ним сканирующий приемник через крошечную конусообразную апертуру пиксель за пикселем считывает изображение с высокой точностью.
  1. Сохраните  документ в файл Мои документы \ Word \ Виды сканеров 5 _ Ваша фамилия _ класс.docx

 

№ 6. («3»)

  1. Откройте текстовый процессор Microsoft Word.
  2. Установите параметры страницы: левое поле – 2,0;  правое поле – 1,0.
  3. Создайте следующий многоуровневый список. Параметры списка:
    Первый уровень: нумерация римскими цифрами, выравнивание по левому краю на 1 см, отступ текста 1 см, символ после номера – пробел.
    Второй уровень: нумерация арабскими цифрами со скобкой, каждый список второго уровня нумеровать заново, выравнивание номера по левому краю на 2 см, отступ текста на 3 см, символ после номера – знак табуляции на 4 см.

Том

Глава

Глава

Глава

Том

Глава

Глава

Том

Глава

Глава

Глава

Глава

Глава

  1. Том

    1). Глава
    2). Глава
    3). Глава

  2. Том

    1). Глава
    2). Глава

  3. Том

    1). Глава
    2). Глава
    3). Глава
    4). Глава
    5). Глава

  1. Сохраните документ в файл  Мои документы \ Word \ Многоуровневый список_1 _ Ваша фамилия_класс.docx.

 

№ 7. («4»)

  1. Откройте файл Мои документы \ Задание \ Сканер.docx. (см. Приложение 1). Создайте многоуровневый список  по образцу. Маркер – шрифт Wingdings.
  2. Параметры страницы: левое поле – 2,0;  правое поле – 1,0.
  3. Параметры абзаца: выравнивание по левому краю, отступ красной строки 1 см.

Сканер – это устройство, позволяющее вводить в компьютер изображения объектов, который могут быть представлены в виде текста, рисунков, слайдов, фотографий на плоских носителях изображений, а так же изображения объемных объектов небольших размеров.

Виды сканеров: ручные, планшетные, роликовые, барабанные.

  1. Ручные сканеры.
    • Используется для сканирования малоформатных оригиналов.
    • Ширина области сканирования от 6 до 28 см.
    • При сканировании сканер перемещается оператором равномерно и прямолинейно.
  2. Планшетные сканеры.
    • Это сканеры плоского типа.
    • Рабочую область сканирования образует плоская стеклянная поверхность.
    • Используются для ввода графики и текста с непрозрачных  носителей.
    • Отличительным признаком планшетного сканера является то, что сканирующая головка перемещается относительно бумаги с помощью шагового двигателя.
    • Позволяют сканировать цветные оригиналы с высоким разрешением.
  3. Роликовые сканеры.
    • По существу роликовый сканер – это модификация ручного сканера, дополненная механизмом автоматической подачи бумаги.
    • Оригинал последовательно, линия за линией, пропускается через ролики механизма подачи бумаги и попадает в поле зрения линейки датчиков.
    • У роликового сканера источник сета неподвижен, вращаются только ролики подачи бумаги.
  4. Барабанные сканеры.
    • Оригинал с помощью специальной ленты или масла прикрепляется на поверхность прозрачного цилиндра из органического стекла.
    • Барабан вращается с большой скоростью, а находящийся рядом с ним сканирующий приемник через крошечную конусообразную апертуру пиксель за пикселем считывает изображение с высокой точностью.
  1. Сохраните документ в файл  Мои документы \ Word \ Многоуровневый список_2_Ваша фамилия_класс.docx.

 

№ 8. («5»)

  1. Откройте текстовый процессор Microsoft Word.
  2. Создайте многоуровневый список.

Глава I. Параллельность прямых и плоскостей.

  • Параллельность прямых, прямой и плоскости.

    1. Параллельные прямые в пространстве.
    2. Параллельность трех прямых.
    3. Параллельность прямой и плоскости.
    Вопросы и задачи.

  • Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми.

    4. Скрещивающиеся прямые.
    5. Углы с сонаправленными сторонами.
    6. Угол между прямыми.
    Вопросы и задачи.

  • Параллельность плоскостей.

    7. Свойства параллельных плоскостей.
    Вопросы и задачи.

Глава II. Перпендикулярность прямых и плоскостей.

  • Перпендикулярность прямой и плоскости.

    8. Перпендикулярные прямые в пространстве.
    9. Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

  • Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой плоскостью.
  1. Сохраните документ в файл  Мои документы \ Word \ Оглавление _ Ваша фамилия_ класс.docx.