Учимся играя

Разделы: Начальная школа


Цели занятия:

  • развитие творческого воображения;
  • фантазии;
  • зрительной и слуховой памяти.

I. Организационный момент.

(Звучит легкая музыка.)

Эмоциональный настрой.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

  1. Основная часть.

Вступительное слово учителя.

Жил-был человечек, который знал все на свете. Но скучно ему было, душа его спала. И вот однажды он встретился с удивительной волшебницей, которая увела его в прекрасную, удивительную страну, которая называется “Развивающие игры”. И произошло чудо: душа его проснулась. А вы, ребята, хотите побывать в этой стране? Я думаю, что каждый из вас, ребята, “Остров сокровищ”. Постарайтесь найти сокровища в собственной душе.

Задания: “Волна”

Встаньте в круг. Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло и поддержку товарищей, изобразите “волну”.

“Горящая свеча”

Умеете ли вы фантазировать? Без фантазии невозможно находиться в этой удивительной стране. Передайте товарищу воображаемую зажженную свечу.

  1. Звучит музыка.

Удивительная волшебница предлагает вам совершить космический полет.

Кто был первым космонавтом?

Все мальчишки мечтают быть космонавтами. Прочтите слова: “Космонавтом хочешь стать- должен много-много знать”. Это обязательное условие для успешного полета. Космонавт выполняет программу полета: много различных заданий. Вам тоже придется пройти испытания. За каждое правильное задание будет “ загораться “ звезда.

Отгадайте загадку: Ни пера, ни крыла, а быстрее орла. Только выпустит хвост – понесется до звезд.

Для полета нам нужны ракеты. Откройте тетради- ракеты готовы.

“Облака”

В верхней части листа нарисуйте облака. Для этого в каждую руку возьмите по простому карандашу. Выполните рисунки одновременно двумя руками. Получилось? Замечательно!

“Пальчиковая игра”

Не зевай по сторонам – ты сегодня космонавт. (Растирать руки.)

Ждет нас быстрая ракета для полета на планету. (Растирать пальчики.)

В невесомости плывем мы под самым потолком. (Сжимать кулачки.)

Путь к Луне уж очень длинный, стоп. Выходим из машины.

Путь неровный - рвы, канавы, их преодолеть нам надо! (Растирать пальчики).

“Графический диктант”

Чтобы лететь было весело, возьмем с собой друга , нарисуем его в тетради.

Поставьте точку. От точки шесть клеток вниз, две вправо, одна вверх, одна влево, одна вверх, четыре вправо, две вниз, две вправо, одна вверх, одна влево, две вверх, две вправо, две вверх, две влево, одна вверх, одна влево, две вниз, четыре влево, одна вверх, одна вправо, одна вверх, две влево.

Кого мы возьмем в полет? (Собачку.)

Собака – друг человека. Первыми побывали в космосе собаки Белка и Стрелка. Очень хорошо иметь надежного друга. Четвероногий друг – самый надежный и верный.

“Внимание!”

На борт ракеты поступила радиограмма, расшифруйте ее.

“Нет друга – ……., а нашел…… . Наш друг – маленький щенок, споем для него песню. (Дети поют песню.)

Наш путь лежит к планете Луна. Что вы знаете об этой планете?

(Рассказ детей о Луне).

“Эвпатия ” – прием работы над воображением.

Ребята, как вы думаете, кто живет на Луне? Как зовут жителей этой планеты? Представьте себя “Луной”. (Рассказ детей.)

Вопросы:

У космонавтов в полете могут быть непредвиденные ситуации , где нужны смекалка и быстрая реакция. Быстро ответьте на вопросы:

Земля – это планета или звезда? (Планета.)

Солнце – это планета или звезда? (Звезда.)

Как называется группа планет , вращающихся по своим орбитам вокруг звезды Солнце? (Солнечная система.)

Наша Земля имеет плоскую форму или форму шара? (Форму шара.)

От чего происходит смена дня и ночи , смена времен года? (Земля вращается вокруг собственной оси и вокруг Солнца.)

Если Земля вращается, почему мы не улетаем в Космос? (Нас удерживает гравитация или сила тяготения.)

Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

Упражнение “Танец”.

Приглашаю потанцевать. Придумайте какой – либо образ и выразите его в танце. (Дети рассказывают, что изображали.)

“Что бы это могло быть?” – развиваем фантазию, образное мышление, художественное восприятие.

Говорит большая клякса, разных клякс на свете масса,
Безо всякого почета мы живем в любой стране.
И любой приметит что-то в каждой кляксе и пятне.
Что вы увидели в пятне?

  1. Подведение итогов.

Посмотрите, сколько звезд зажглось на нашем пути. Мы благодарим добрую волшебницу, которая помогла открыть каждому из вас “Остров сокровищ” в собственной душе.

“В гостях у птиц”.

Цели занятия:

  • обогащать знания детей о птицах;
  • развивать память;
  • внимание, речь;
  • воспитывать любовь к природе.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

– Ребята, нарисуйте свое настроение.

Психологический настрой.

  1. Основная часть.

Графический диктант: от точки 8 клеток вниз, 6 клеток вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 4 клетки вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо.3 клетки вверх, 6 клеток влево.

(Получилась буква “С”).

– Ребята, раскрасьте букву, вспомните слова на эту букву.

– Отгадайте загадку:

Пусть я птичка – невеличка,
У меня, друзья привычка.
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
(Снегирь.)

Рассказ учителя о снегире.

– К нам прилетели птицы, отгадайте какие:

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата
ерненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Снегирь.)

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым чистым –
“Кле-кле-кле”, –  поет со свистом.
(Клест.)

Не ворона, не синица, –
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку, –
Раздалось в лесу “Ку-ку!”
(Кукушка.)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.
(Воробей.)

Птицы слетелись к нашей кормушке. Какая птица лишняя и почему?

Игра: “Кукушка и воробей”.

Правило игры: учитель читает стихотворение, ученики добавляют слова “кукушка или воробей”.

Пестра, нарядна, как игрушка, встречая радостно гостей.
Была горда весьма Кукушка, когда в гостях был Воробей.
Но как-то раз моя вострушка спор подняла среди друзей.
“Полезней я”, – кричит Кукушка. “Нет, я”, – щебечет Воробей.

Сова – Кукушкина подружка всем говорила: “ Верьте ей”.
Три дня проплакала Кукушка, не плакал только Воробей.
Прошли зима, весна и лето. Промчалась осень им во след
Ну, а друзья за время это не помирились еще, нет.

Давно не слышала опушка веселый шум лесных друзей.
Была упрямою Кукушка, настойчив был и Воробей
Однажды белка увидала - лежит Кукушка на боку.
Неужто птица захворала, кому ж кричать теперь “Ку-ку!”

И впрямь, лежит в жару Кукушка, а пульс то чаще, то слабей.
Болит живот, крыло и ушко. Ах где ты доктор, Воробей?
А Воробей, узнав про горе, поник печально головой.
Забыв о тягостном раздоре, спешит на помощь он к больной.

Болезнь прошла, жива старушка, и вот опять среди друзей
На солнце греется Кукушка, а рядом – доктор Воробей.
– Из-за чего спорили кукушка и воробей?

Рассказ учителя.

Для многих птиц, остающихся у нас зимовать, зима - тяжелое, голодное время. Очень часто птицы не успевают за короткий день найти достаточно корма и гибнут от голода и морозов. Чтобы подкормить их и сделать им надежное укрытие, надо знать их места обитания.

На деревьях, на высоте 5–8 м, в парках и садах, на пришкольных участках, снаружи на окнах, около форточки можно развесить кормушки.

Чтобы правильно подкормить птиц, надо знать их меню и правила ухода за животными. Одно из главных правил – это регулярность появления корма. Второе – о корме нужно позаботиться заранее. Третье – знать, что едят зимующие птицы.

Основной пищей для них являются семена подсолнечника, конопли, арбузов, дынь, тыкв, кабачков, одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды, сосны, ели, березы, сирени. Любят птицы овес, просо, овсянку, пшено, сушеные яблоки, тертую морковь. Приятным сюрпризом будут, особенно для синиц, и сухие насекомые, высушенные грибы.

Викторина.

  1. Какие птицы называются зимующими?
  2. Почему они не улетают в теплые края?
  3. Какой корм птицы могут найти зимой?
  4. Какая птица появляется у нас с первым снегом?
  5. У какой птицы есть в лесу “ кузница”?
  6. Какая птица умеет бегать по стволу вниз головой?
  7. У какой птицы птенцы появляются зимой?
  8. Какая птичка в нашей стране самая маленькая?
  9. Как вы помогаете птицам зимовать?

Подведение итогов.

Лягушонок

Цель занятия:

  • развитие речи;
  • внимания;
  • воображения;
  • обогащение словаря детей, воспитание любви к родной природе.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Нарисовать свое настроение: хорошее – цветочек, радостное – солнышко, грустное – елочка, плохое – тучка.

  1. Основная часть.

Пальчиковая игра.

Графический диктант:

от точки 6 клеток вниз;
2 клетки влево;
2 клетки вниз;
4 клетки вправо;
6 клеток вверх;
2 клетки вправо;
6 клеток вниз;
2 клетки вправо;
8 клеток вверх;
6 клеток влево.

– У нас в гостях буква "Л", это не случайно.

– Назовите слова, которые начинаются с этой буквы.

Отгадайте загадки:

Не зверь, не птица, всего боится.
Половит мух – и в вроду плюх.
Скачет зверушка, не рот а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка.
(Лягушка.)

– Ребята, что вы знаете о лягушках?

(Рассказ детей.)

Семейство бесхвостых, так по науке называются лягушки, одно из самых многочисленных на планете.

Жисвут на земле повсюду, за исключением Южной Америки, Австралии да Новой Зеландии. Бывают лягушки крошечные – не более 3-х см в длину и весом 15–20 г. А лягушка – бык достигает размера более 20 см и весит около 1 кг. Лягушка голиаф имеет длину 32 см и весит 3,5 кг.

Очень забавно, как лягушки охотятся. Их главное оружие – собственный язык. Во рту он сложен вдвое, как перочинный ножик. Промелькнёт комар. И тут уж язык вылетает изо рта на несколько см, хватает насекомое и клейкой слюной приклеивает его.

– А как лягушки прыгают?

В Северной Америке проводят специальные соревнования. Чемпионы ухитряются махнуть на целых 6 метров. И в плавании с лягушками нелегко соперничать. Лягушиные лапки заканчиваются перепонками, которые позволяют развивать скорость до 3–6 км/ час.

– А кто еще может прыгать? (Кузнечик, пловец с вышки и т. д.)

– Давайте поиграем вместе с лягушонком.

Все ученики стоят в кругу, хлопают ладонями по коленям и повторяют слова: небо, земля, вода. В какой-то момент ведущий останавливает игру, громко произнося , например “земля” и показывает на какого-либо игрока. Тот должен немедленно назвать любое животное, обитающее на Земле. Если ведущий остановился на слове “вода”, то игрок должен назвать обитателя вод. Аналогично со словом “небо”.

– За счет чего лягушки так громко кричат?

Ниже пасти, на шее у них специальные резонаторные мешки, раздувая которые лягушка усиливает издаваемые звуки во много раз. Примерно такие же резонаторы есть у гитары, скрипки, балалайки. А кричат так громко лягушки неспроста. Так лягушки – самцы показывают, что данный участок занят, приглашают на свою “квартиру” невесту. Кто громче кричит, тот , значит, самый сильный и привлекательный с лягушачьей точки зрения.

– Работаем в тетради: нарисуйте лягушку, используя только овалы или треугольники.

Игра “Камень, брошенный в воду”. Слово “Лягушонок” записано вертикально, на каждую букву подбираются слова. Кто больше?

Игра “Скажи правильный ответ”.

У стола 4 угла. Один угол отпили. Сколько углов осталось? (5.)

Для карандаша – пенал. А что для автомобиля? (Гараж.) Для самолета – (Ангар.)

В названии какой птицы сорок букв “А”? (Сорока.)

Какие города носят названия рыб? (Судак, Калуга.)

Когда мы видим 2, а говорим 14 ? (Когда смотрим на часы.)

От чего утки плавают? (От берега.)

Что находится между горой и долиной? (И.)

Каких камней нет ни в одном море? (Сухих.)

Игра “ Найди пословицу”.

Пкрасотамиж вшлтюнможеткдз длшрпаисцелить
Мгшатсердцесвг цувыи мсчоткрытьдщшз счвпвсемтчф
Апкндверистрлш “Красота может исцелить сердце и открыть всем двери”.

  1. Наша встреча с лягушонком заканчивается. Кому было интересно, нарисуйте солнышко, кому скучно – елочку.

Д/З. Сочинить сказку о лягушонке. Использовать слова: жил-был, однажды.