Открытый урок в 6-м классе по теме "Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов"

Разделы: Информатика


Цель урока: познакомиться с видами алгоритмов, научиться распознавать ситуации, в которых они применимы; познакомиться с графической формой записи алгоритмов.

Ход урока

  1. Самоопределение учащихся к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
  4. Практическая работа.
  5. Самоконтроль с проверкой по эталону.
  6. Рефлексия учебной деятельности.

Самоопределение учащихся к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас всех видеть сегодня. Надеюсь, что наш урок будет интересным и плодотворным.

Скажите, пожалуйста, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке?

А что такое алгоритм?

Для чего нам нужны алгоритмы?

- чтобы решать самые разнообразные задачи.

Актуализация знаний

Если алгоритм помогает нам решать самые разнообразные задачи, то наверное и алгоритмы бывают разные.

Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

Молодцы, верно!

Сегодня на уроке мы познакомимся с видами алгоритмов и научимся их графически изображать.

Итак, тема нашего урока “Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов” (Приложение 1. Слайд 1)

Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и тему урока.

Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

А теперь возьмите карточку, выполните в тетради предложенный алгоритм и ответьте на вопрос. (Приложение 2)

Что у вас получилось?
Кто съел торт?
Что бывает в море?
Кто брат Сережи?

Алгоритм задания на карточке представлен в словесной форме. Алгоритм можно изобразить графически. Для этого используют блок-схему. (Приложение 1. Слайд 2)

Каждая команда алгоритма записывается в блок, блоки соединены стрелками, стрелки обозначают последовательность действий.

Давайте запишем определение блок-схемы. (Приложение 1. Слайд 3)

Основные блоки, которые используются в блок-схемах следующие. (Приложение 1. Слайд 4)

Перенесите их себе в тетрадь.

А теперь давайте вместе попробуем выделить виды алгоритмов и дать им названия.

Всего выделяют 3 вида алгоритмов.

Итак, первый вид алгоритмов самый простой. (Приложение 1. Слайд 5)

Как можно назвать такие алгоритмы? Из версий учеников выбирается самая близкая или верная. Определение записывается в тетрадь.

Следующий вид алгоритмов хорошо описывает строчка…(Приложение 1. Слайд 6)

Чтобы вам было легче, давайте поиграем. Я буду называть предложение, а вы попытаетесь отгадать соответствующую ему пословицу.

  1. Если два дела делать, то ничего не получится (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь).
  2. Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь (Тише едешь – дальше будешь).
  3. Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи (Без труда не вынешь рыбку из пруда).

Чем похожи предложения, которые я читала?

В них проверяется условие, а затем выполняется действие.

Как мы назовем алгоритмы, содержащие условие? (Приложение 1. Слайд 6,7)

Послушайте примеры для третьего типа алгоритмов.

- Золушка высадила 100 розовых кустов.
- Света выполнила упражнение на пресс 30 раз.
- Влад отжался 25 раз.

Что общего в этих примерах?

Как мы назовем алгоритмы с многократным повторением какого-то действия? (Приложение 1. Слайд 8,9)

Сколько видов алгоритмов вы теперь знаете?

Перечислите их. Что такое блок-схема?

Практическая работа

Молодцы! Переходим к практической работе. В папке своего класса откройте папку “Алгоритмы”. До конца урока вам нужно выполнить 3 задания (Приложение 3,4,5), проверить правильность выполнения, сравнив с эталоном.

Баллы за каждое выполненное задание вы вносите в карточку самооценки (Приложение 4). Результатом вашей работы на уроке будет оценка, которую вы себе поставите. Давайте начнем.

Самоконтроль с проверкой по эталону

Учитель комментирует каждое задание, ребята работают, затем сравнивают с эталоном (Приложение 1. Слайды 11,12,13) и заполняют карточку самооценки. В это время можно попросить родителей ответить на вопросы экспресс-анкеты. (Приложение 6)

После выполнения работы карточки самооценки сдаются учителю.

Ребята записывают домашнее задание (Приложение 1. Слайд 14) в тетрадь.

Рефлексия учебной деятельности

Что нового вы сегодня узнали?
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось?

Какие у вас возникали затруднения в процессе выполнения работы?

Если затруднения возникли, проговорить способы их разрешения.

Спасибо за урок. До свидания!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6