Урок математики в технологии деятельностного метода

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Рассмотреть геометрические задачи с пересекающимися прямыми, лучами, отрезками.
  2. Сформировать понятие пересекающихся линий, лучей, отрезков.
  3. Выработать  навык построения  (нахождения) точки пересечения линий, лучей, отрезков.
  4. Повторить и закрепить умение складывать и вычитать трёхзначные числа.
  5. Продолжить работу над развитием математической речи;  логического мышления, памяти, внимания; познавательной деятельности, желания самостоятельно разбираться   в проблемных ситуациях урока.

Оборудование:  фигуры для фронтальной работы, таблички с анаграммами  (МАЯПРЯ, РЕЗООТК, ЧУЛ, КАТОЧ, НАЯЛОМА), рисунки прямая, луч, отрезок, точка, листы с заданиями, эталон для проверки, таблица единиц длины, учебник Л.Г. Петерсон 2 класс.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учитель. Ребята, сегодня замечательный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам. А вы улыбнитесь мне. Садитесь.

Проверим готовность к уроку.  Хозяин на уроке – учебник, а его помощники – тетрадь, ручка, карандаш, линейка.

Все готовы? Хорошо. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Учитель. Сегодня вы сможете повторить ранее изученный материал и подарить себе новые знания. Напомните, какие темы недавно изучили.

Дети. Точка. Прямые и кривые  линии. Сложение и вычитание двузначных и трёхзначных чисел. Единицы измерения длины. Сети линий и пути.

Учитель.  Математика наука точная, любит  внимательных. Начнём с устной работы. Какие единицы длины вы знаете?

Дети.   М,  дм,  см

Учитель.  Какая единица длины самая маленькая? Большая? Сколько дм в 1м? Сколько см в 1м?

Сколько см в 1дм?

Индивидуальная работа.

а) Найди неверные записи и исправь ошибки.

1. 3дм = 300см                600см = 6дм

24м = 240дм                   1м 30см = 5дм 3см

2. 6дм 2см = 620см        503см = 5дм3см

14м3см = 143см             8м60см = 86дм

Учитель. Что называют уравнением?

Дети.  Равенство с неизвестным компонентом.

Учитель.   Алина и Максим  решают, а моими помощниками на уроке будут  Алла и Валерия. Они проверяют выполненное задание.

Вопросы для Алины. Какое действие в уравнении?

Как называются компоненты действия вычитания? Что нужно найти? Как найти вычитаемое?

Вопросы для Насти. Какое действие в уравнении? Как называются компоненты действия сложения? Что нужно найти? Как найти слагаемое?

б)  Реши уравнения. (На карточках)

749 – х =425                  х + 68 = 413

Учитель. Индивидуальные задания даны. Остальные работают все вместе.

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА.

1 задание.

На доске цифры: 5, 3, 7.

Учитель. Какое самое наибольшее трёхзначное число можно составить из этих цифр?

Дети. 753

Учитель. Запишите его.

Что вы можете сказать об этом числе?

Дети. Это трёхзначное число, в котором 7с, 5д, 3е.

Учитель. Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых. Запишите.

2 задание.

Учитель. Рассмотрите изображённые фигуры. По каким признакам можно разбить эти фигуры на части?  (по форме, размеру, настроению)

рис.1
рис.2
рис.3
рис.4
рис.5
рис.6
рис.7
рис.8
рис.9
рис.10

Какие равенства можно составить, используя эти числа? (15+10=25,  9+16=25,  7+18=25, 6+19=25) (Дети называют, учитель записывает на доске)

Проверка индивидуальной работы.

Учитель. Проверьте. Все ошибки были найдены?

Оцените работу своих одноклассников. ( Ответы детей)

Как справились с работой на карточках? Помощники, расскажите.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

Учитель.  Ребята, вспомните, о каких геометрических фигурах  мы говорили в первой четверти и расшифруйте слова.

МАЯПРЯ            прямая                                           РЕЗООТК     отрезок

ЧУЛ                     луч                                                 КАТОЧ         точка

НАЯЛОМА        ломаная

Учитель. Все расшифрованные слова вам известны? Сегодня они помогут нам сделать открытие. Посмотрите по сторонам. (По периметру класса развешаны изображения геометрических фигур)

Найдите прямую, покажите её левой рукой.

Найдите луч, покажите его правой рукой.

Найдите отрезок, покажите его правой рукой.

Найдите точку, покажите её левой рукой.

Найдите ломаную, покажите её левой рукой.

Учитель. Что вы можете сказать об этих фигурах?

Дети. Прямая линия состоит из точек. У неё нет начала и конца. Она бесконечная.

Отрезок  это часть прямой. У него есть начало и конец. Луч имеет начало, но не имеет конца.

Работа с геометрическим материалом.

На доске.

рис.11 рис.12     рис.13        рис.14

рис.15

рис.16   рис.17

Учитель. Что видите на рисунке? Как  назвать одним словом? Дети. Фигуры.

Учитель.  Какие?

Дети. Геометрические.

Учитель. а) Найдите точку F. Сколько прямых можно провести через неё.

Дети.  Бесчисленное множество.

Учитель. б) Найдите точки F и  E. Сколько прямых можно провести через них?

Дети. Одну.

Учитель. в) Что можете сказать о линии  а?

 Дети. Кривая.

Учитель.  О прямых n и k?

Дети.  Параллельные.

Учитель. г) Как называется фигура [AB]?

Дети.Отрезок.

Учитель.  д) Что можно сказать о фигуре KN?

Дети.  Луч.

Учитель. Чем прямая линия отличается от отрезка, луча?

Дети.У прямой нет начала и конца, у  отрезка есть начало и конец, у  луча есть начало и нет конца.

Учитель. е) Посмотрите на  прямые CD  и PT. Что с ними произошло?

Дети. Они пересекли друг друга.

Учитель.  Какое новое слово сейчас прозвучало?

  Дети. Пересеклись.

Учитель. Есть ли на рисунке ещё пересекающиеся прямые, лучи, отрезки? Сразу ответить на этот вопрос трудно.

Тема нашего урока: Пересечение геометрических фигур.

Какую цель поставим перед собой  сегодня?

Дети. Научиться быстро и правильно определять пересекающиеся фигуры.

ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

Практическая работа.

Учитель. Положите перед собой листки с заданиями. Рассмотрите фигуры в задании №1 .

Задание №1

   рис.18              рис.19

Учитель. Видим ли мы точку пересечения на рисунке?  Какие действия надо выполнить, чтобы ответить на этот вопрос

Дети. Надо продолжить линии в двух направлениях.

Учитель. Почему можно продолжить линии?

Дети. Они не имеют начала и конца.

Учитель. Продолжите линии. Отметьте точку пересечения буквой О. Обменяйтесь листками и проверьте задание у товарища. Поднимите руки, у кого были допущены ошибки.

Задание №2

с   рис.20

d   рис.21

Учитель. Рассмотрите прямые c и  d. Что можете о них сказать?

Дети. Они параллельные.

Учитель. Докажите. Что надо сделать?

Дети. Продолжить.

Учитель. Продолжите.

Дети. Они не пересекаются.

(Проверка  на доске)

Задание №3

а)                                            б)

рис.22                  рис.23

Учитель. Как найти точку пересечения лучей?

Дети. Продолжить лучи в одном направлении.

Учитель. Почему в одном направлении?

Дети. У луча есть начало и нет конца.

Учитель.Продолжите лучи в задании 3 (а). Пересеклись они? Продолжите лучи в задании 3 (б). Что скажите о них?  Если лучи не пересекаются, обязательно они будут параллельными?

Дети. Нет.

Учитель. На столах у вас лежит эталон. Проверьте по нему правильность выполненного задания. Поднимите руки, кто допустил ошибки.

Эталон проверки

а) рис.24 б) рис.25


Учитель. Кто может сформировать правило (алгоритм) для определения пересекающихся линий?

Алгоритм пересекающихся линий.

Чтобы найти точки пересечения прямых, лучей, отрезков, надо:

  1. продолжить  прямые в двух направлениях, а лучи в одном;
  2. отметить общие точки фигур и при необходимости обозначить их буквами.

Физминутка.

Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно.
Будто дует ветер южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
На меня все посмотрели.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Учитель. Пересекаться могут фигуры одного вида или разных?

Дети. Могут пересекаться фигуры разных видов.

Учитель. Откройте учебник с. 76 №3. прочитайте задание. Что надо сделать, чтобы определить пересекающиеся фигуры?

Дети. Надо продолжить лучи, прямые.

Учитель. Какие фигуры не пересеклись?

Дети. Прямые l и k .

Учитель. С какими  фигурами пересеклась прямая  AB?

Дети. С отрезком [CD], лучом KM, прямыми L, K .

Самостоятельная работа.  С.76 №2

Учитель. Какие помощники есть в нашей тетрадке, чтобы начертить параллельные прямые?

Дети.Клеточки.

(Проверка на доске.)

Учитель.  Молодцы. С заданием справились. Теперь перейдём к следующему заданию. Из чего состоит задача?

Дети. Задача состоит из условия, вопроса, решения  и ответа.

Учитель. Давайте вспомним с какой геометрической фигурой, названной на уроке мы ещё не работали?

Дети. Ломаная.

Учитель. Мы составим о ней задачу. Из чего состоит ломаная?

Дети.  Ломаная состоит из звеньев.

Учитель. Посмотрите на схему и составьте по ней задачу.

рис.26

Дети.  Длина первого звена  ломаной равна 44дм, а длина второго звена на 7дм 3см больше. Чему равна длина  ломаной?

Учитель. Повторите только условие. Назовите  вопрос задачи.   Что надо найти?

Это часть или целое?

Дети.Надо найти  длину ломаной. (Целое)

Учитель. Составьте алгоритм решения задачи.

Дети. 1) Найдём длину второго звена.

2) Найдём длину двух звеньев.

Учитель. Чтобы начать действия с именованными числами, что надо сделать?

Дети.Привести к одной единице измерения. (Один ученик записывает решение на доске (за ширмой), остальные в тетради)

Учитель. Проверьте решение задачи.

РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель. Наш урок подошёл к концу. Поделитесь своими впечатлениями. Какую цель ставили перед собой? Какие задания для этого выполняли? Назовите алгоритм нахождения пересекающихся фигур. Что ещё вспомнили на уроке?

САМООЦЕНКА.

Учитель. Теперь оцените свою работу на уроке. Возьмите кружочек и покажите мне. (Зелёный  кружок-всё понятно, красный – надо быть внимательным.) Молодцы!

Сегодня мы поднялись ещё на одну ступень к вершине знаний. Всем  большое спасибо.