Обобщение изученного материала по теме "Задачи на движение, отработка навыков письменного деления на двузначное число, решение сложных уравнений". 4-й класс

Разделы: Математика

Класс: 4


Цель

  • Отрабатывать умение решать задачи на движение (встречное, в противоположенных направлениях, вдогонку, с отставанием)
  • Формировать вычислительные навыки
  • Умение решать сложные уравнения
  • Развивать логическое мышление, воображение
  • Воспитывать интерес к предмету
  • Учить взаимопроверке, умению анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное, обобщать
  • Развивать математическую речь

 Использование информационных технологий в начальной школе нам уроках (математики, русского языка, обучения грамоте).

 Невозможно представить современный учебный процесс в начальной школе без использования новых информационных технологий. Сегодня социально востребованными задачами является формирование информационно- коммуникативной компетентности учащихся. Сначала учителю необходимо овладеть методикой использования компьютерных программ и выбрать самые эффективные. Найти оптимальные пропорции распределения, содержания обучения между школьным учебником и программными педагогическими средствами. Необходимо помнить, что продолжительность подобной учебной деятельности с учащимися начальной школы ограничена.

Электронный учебный материал я применяю на уроках обучения грамоте, математике, русскому языку. Понимаю, что новые информационные технологии не заменят живого слова учителя, но практика показала, что при продуманном применении компьютерных технологий в рамках традиционного урока, появляются неограниченные возможности для развития мышления, воображения, что необходимо для успешного обучения.

Повышение интенсивности обучения без потери глубины и полноты знаний. При отработке умений и навыков не увеличиваю физическую нагрузку детей. Компьютер использую для индивидуального и дифференцированного учебного процесса.

В первом классе при обучении грамоте применяю электронный учебный материал (Образовательная коллекция “Букварь” 1с и МОС). “Букварь” включает интересные развивающие задания, яркие рисунки. Все это способствует повышению у детей интереса к родному языку, позволяет в игровой форме познакомиться с учебным материалом. Дифференциация процесса обучения достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности из широкого спектра заданий предложенных в электронном учебном пособии “Букварь”. Использую проекционную аппаратуру для фронтальной работы и коллективного обсуждения.

Применяю технические средства в начале урока, это активизирует внимание детей, настраивает на продуктивную деятельность. Продолжительность подобной учебной деятельности для детей семи лет не должна превышать 5 минут. Задания высокого уровня сложности предлагаю выполнить тем ученикам, которые быстрее и успешнее справились с общим для класса заданием. Пользуюсь проекционной аппаратурой на этапе обобщения материала и закрепления. Исходя из особенностей своего класса, материала, предлагаемого электронным учебным пособием, стараюсь выработать наиболее адекватную тактику использования данного пособия “Букварь”.

На уроках русского языка использую электронное пособие (русский язык 1-4 кл.) “Правило и упражнение. Контрольные и проверочные работы.”, “Равновесие”.

Издание очень удобно для применения на уроках при повторении и систематизации изученного материала.

Контрольные и проверочные работы представляют собой творческие, развивающие задания. Упражнения и задания развивают память, логическое мышление. воображение, обогащают речевой запас, расширяют кругозор. Лингвистический материал даю детям в виде таблиц, алгоритмов, блок-схем. Учу детей составлять опорный конспект в виде рисунка, схемы или таблицы. Это им очень нравится. Умение работать с опорным конспектом готовит учеников к презентации своих знаний.

Словарные слова, тексты, различные задания набираю на компьютере, пропускаю орфограммы, отображаю на проекционном экране. Ученики должны вставить пропущенные буквы. Много упражнений в компьютерных программах даны в игровой форме. Это отвечает важнейшим принципам при обучении детей младшего школьного возраста - наглядности и занимательности.

Информационные технологии использую на уроках математики

Для каждого конкретного урока составляю конспект с использование компьютера. Материал по математике предлагаю в виде таблиц, чертежей, рисунков, блок-схем, алгоритмов, опорных конспектов. В конспекте передаются основные сведенья изучаемого материала.

Очень удачно, получается, продемонстрировать суть задач на движение:

  • Встречное
  • В противоположенных направлениях
  • Вдогонку
  • С отставанием

Сама создаю задачи в виде чертежа, таблицы, рисунка, отображаю на проекционном экране, использую эффекты анимации графической программы Power Point. Эффективность таких уроков (с фрагментами) высокая. Преимущества при работе над задачами с использование слайдов в том, что могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных фрагментах. Это помогает детям образно мыслить, решать любые задачи, рассуждать.

Особенно использование информационных технологий помогает слабым детям, которые раньше даже не могли понять смысл задачи, из-за того, что плохо читают, и у них отсутствует образное мышление.

Задачи рисуем в Power Point, используя несколько раз, т.к. условие задачи легко заменить. Работаю с демонстрационным материалом. Предлагаю детям задания исследовательского характера - результат: формирование и развитие умения работать в группе, в паре, толерантности, взаимно выручки. Считаю, что компьютерные информационные технологии повышают интерес учащихся к изучаемому материалу, повышают продуктивность урока.

ХОД УРОКА

Сообщение темы урока

  • - Сегодня на уроке будем решать задачи, уравнения, делить на двухзначное число.
  • - Рассуждать.
  • - Анализировать.
  • - Доказывать.
  • - Делать выводы.
  • - Учиться оценивать свой труд.
  1. Проверка домашеего задания

1.Объяснить решение задачи № 593

Двое с объяснением решают у доски
2.Решение уравнений
  • I вариант: Х*15-104=256:16
  • II вариант: 244+225:Х=17*17
 
3.Взаимопроверка ответов домашних примеров “А” Ответы на экране
  1. Самостоятельная работа на экране
  • I вариант
    2475:45=55
    1131:87=13
  • II вариант
    3264:96=34
    1953:93=21
  1. Устный счет
Самостоятельная проверка (ответы на экране)
  1. На доске ряд.

а) 123 58 1321 34 55…

  • - Что записано? Математический ряд из натуральных чисел.
  • - Какие натуральные числа в ряду? Однозначные, двузначные, четные, нечетные, простые, составные, кратные.
  • - Назовите числа кратные 5 и 7.
  • - Какое число составное? Больше двух делителей.

б) Найдите закономерность ряда. Сумма двух рядов стоящих чисел равна третьему.

  • - А могут ли быть в этом ряду трехзначные, четырехзначные числа? Да
  • - О чем это говорит? Ряд бесконечен
  • - Докажите. Если к самому большому числу +1, получается еще большее число.
  1. Найдите все натуральные числа, кратные 4, которые являются решением неравенства
  • 12<X<19
  • 14<X<20
  1. Что за выражение
  • 1000-15*15;   (m*k):(c-d);   n: m-(c+d)
  • x: y+d ;  (17*100): (100-83;   (b-m)+y*a

а) с переменной, числовые выражения, вычисленные и не вычисленные
б) чтение выражения по последнему действию.

  1. Является ли число 999 решением неравенства?

К<569*27*1000:32*0+999

Нет, не является.

Назвать
  • 1,2,3,5-однозначн.
  • 13,21,34,55- двузначные
  • 1,2,3,5,13-простые
  • 8,34,55-составные
  1. Что лишнее? Почему?
  • 0+36
  • 81-0
  • 45-45
  • 29*0
  • 1*26
  • 83:1
  • 0:25
  • 17:0
  • 52:52
  • 0*0
  • 0*1
  • 0:1
На 0 делить нельзя
  1. Задача: Из Москвы поезд выехал в полночь, а в 8 часов прибыл на станцию назначения. В 19 часов он отправится обратно. Когда поезд вернется в Москву?
  2. Геометрический материал.

2n; n

  • - Если поставить точку на прямой, сколько получится лучей? На отрезке? Лучей не будет.
  • - На луче? 1,2,3……n

Получили выражение с переменной

 

Приложение1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9

Анализ урока

Урок проведен в 4-м классе. Класс обучался по учебнику Маро . В классе 30 человек: 10 мальчиков и 20 девочек. Отличников 5 человек, хорошистов 15, троешников 11, из них 9 человек имеют по одной, две тройки. По математике за две четверти 6 пятерок, 19 четверок и 5 троек. Слабые: Настя М.,- отсутствует образное мышление; Андрей Н., Сергей К.,- не внимательные. Дети работоспособные, любознательные, активные, есть творческие личности. В основном дети добросовестно относятся к учебе. У троих из тридцати не организован досуг. Класс приучен работать в быстром темпе.

На данном уроке были поставлены следующие задачи

  1. Образовательные
  • Воспроизведение умений решения задач по теме “движение”:встречное, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием
  • Воспроизведение умений решать задачи на разностное сравнение.
  • Обобщение умений решения сложных уравнений, деления на двузначное число, именованных чисел, нахождение дроби от числа, числа по его дроби.
  • Закрепление в устной форме решения неравенств, нахождение значений выражения с переменной.
  • Обобщение знаний по теме математического ряда, в упражнении с математическим рядом чисел; (бесконечность, кратность чисел, простое, составное, натуральное число).
  • Закрепление умений чтения чертежей, работа с формулами;
  • Обобщение умений давать критическую оценку изученного материала.
  • Развитие математической речи учащихся
  • Умение сравнивать, доказывать.
  • Формирование логического мышления (работа с рядом)
  1. Воспитательные:
  • Формирование эвристического мышления (соответствие формул и чертежа, решение блиц-турнира)
  • Формирование системного мышления (на каждом этапе урока).
  • Владение интеллектуальными умениями и мыслительными операциями – анализом и синтезом, обобщением, классификацией (на каждом этапе урока).
  • Нравственное воспитание (ответственность, организованность, дисциплинированность, достоинство, порядочность, правдивость – на каждом этапе урока.).
  • Трудовое воспитание (добросовестное отношение к труду, культура и дисциплина труда, инициатива и творчество в труде.)
  • Экономическое воспитание (умение рационально распределить время)
  • Эстетическое воспитание (картины, таблицы, правильные записи).
  1. Развивающие
  • Развитие памяти (на всех этапах)
  • Развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач (на всех этапах).
  • Развитие любознательности.
  • Развитие критического мышления (способность к выбору, оценивать свои действия, формирование личности образа “Я” и ответственности – я отвечаю за все).
  • Развитие познавательного интереса учащегося (межпредметные: связи с русским языком, историей, географией).

Мотивация. На уроке вызывала желание изучать математику, используя информационные технологии, старалась, чтобы дети знания добывали (создавала проблемные ситуации). Все это помогло разбудить эмоции и повысить интерес к математике.

Содержание урока

  1. Проверка д/з
  2. Устный счет, мотивация, актуализация.
  3. Математический диктант.
  4. Осмысление содержания темы урока.
  5. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу. (Соответствие чертежа и формулы).
  • - решение задач (у доски)
  • - Блиц-турнир (четыре задачи).
  1. Тестовое задание. Найди верное решение на экране.
  2. Самостоятельная работа. Составь выражение по схеме на экране -4 варианта.
  3. Подведение итогов: (рефлексия, включение всех полученных знаний в систему имеющихся знаний ребенка, овладение полученными знаниями для дальнейшего расширения своих познаний.)
  • Всему научись.
  • Успешно оцени себя.
  • Перечисления что обобщили.

 Методы обучения

  • Словесный (в течение урока).
  • Наглядный (раздаточный материал на партах, иллюстрации, таблицы)
  • Практический (с.р. математический диктант при графической работе, направленной на развитие критического мышления (гроздь винограда), блиц-турнир четыре задачи)
  • Репродуктивный - решение сложной задачи на разностное сравнение + движение.
  • Частично поисковый - при выполнении всех видов деятельности.
  • Индуктивный - на всех уроках от частного к общему.

Формы работы

  • Фронтальная (устный счет, проверка дом/зад., при систематизации учебного материала, на этапе рефлексии).
  • Индивидуальная (сам.раб., блиц-турнир, при систематизации знаний; групповая работа в парах на основном этапе урока).
  • Дифференцированное обучение (устный счет).

На уроке созданы оптимальные условия обучения:

  • Мультимедийный проектор, компьютер;
  • У каждого имеется свое место;
  • Доска, мел, тетради, наглядные пособия;
  • Морально-психологические (спокойная обстановка, доброжелательное отношение ученика и учителя, ученика и ученика).
  • Соблюдение санитарно-гигиенических условий.
  • Эстетическое оформление урока.