Конспект урока "Порядок количественных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели: учить устанавливать соответствие между порядковыми и количественными числительными; отработать «сложение» и «вычитание»; устанавливать взаимосвязь между ними; рассматривать пространственные отношения: выше – ниже, между; развивать память, внимание, речь, логическое мышление, умение анализировать.

Оборудование: карточки-примеры билеты в цирк (Приложение 1), карточки с точками, цифрами (Приложение 2), сюжетные картинки: клоун, медведь на мотоцикле, заяц с барабаном, звездочет, собачка на шаре, корова с воздушными шарами, поросенок Хрюк, слоненок Чумпа.

 

Ход  урока

I. Организационный момент.

Подготовка к представлению.

– Мы приглашены на цирковое представление. У каждого входной билет.

Выходит первый ряд.

Рис.1

(рис. № 1)

– Первый ряд, внимательно посмотрите свои билеты-примеры и дружно хором назовите свой ответ.

Выходит  второй  ряд…

Выходит  третий  ряд…

Выходит  четвертый  ряд…

Выходит  пятый  ряд. (Дети садятся на свои места).

– Поднимите вверх свои билетики, посмотрите на билет соседа в вашем ряду.

– Что вы заметили? (Они одного цвета).

– Рассаживайтесь поудобнее.

Соблюдайте правила культурного поведения.

Звучит грам. запись Цирк Шапито.

1. Внимание! Внимание!
Только сейчас
И только для вас!
Цирковое представление!
Артисты все в волнении
Ждут скорой встречи с вами,
А открывает представление
Известный Слоненок Чумпа.
Он лопоухий и смешной,
Хочет подружиться с детворой.

Он подружится и с вами, ребята, если вы справитесь с заданием:

Вот так дела!
Слон любит составлять слова.
А между ними ставит знак,
Но не прочесть мне его никак.

– Равны ли данные совокупности?

– Какой знак надо поставить между ними?

Рис.2

(рис. № 2)

– Обоснуйте ответ.

(схема № 1)

СЛОН

?

СТОЛ

Знак т.к. слева есть буква «Н», а справа буква «Т». Остальные буквы одинаковые.

(схема № 2)

КЛОУН

?

УКЛОН

Знак = т.к. слева и справа все буквы одинаковые.

Молодцы! Справились с заданием!

2. – А теперь, на арену цирка въезжает поросенок Хрюк.

Рис.3

(рис. № 3)

А как он умеет педалями вертеть.                                                                                                      

– Ребята, помогите поросенку проехать по математическому лабиринту.

(схема № 3)

 

– Откуда он начнет свой путь?

Учитель называет ответы.                         

(Дети решают примеры и стрелками, указывают путь по лабиринту).

– Поздравьте Хрюка с успешным выступлением. (Дети хлопают в ладоши).

Рис.5

(рис. № 4)

3. – Посмотрите, кто к нам прилетел? Это корова Звездочка. Она в подарок принесла нам разноцветные воздушные шары:

(схема № 4)

Но, посмотрите, они все чем-то отличаются.

– По каким признакам мы можем сгруппировать шары

(По цвету: красные и зеленые и по форме: сердечки и овалы)

– Хорошо!

Рис.5

(рис. № 5)

– Кроме того Звездочка принесла нам зашифрованное послание. Давайте разгадаем, что здесь написано.

(схема № 5)

К  +   З   =  Ш

З   +    =  

Ш –  К   =  

Ш –    = 

– Что означают первые два равенства?

Целое равно сумме частей; от перестановки слагаемых сумма не меняется.

– Что означают последние равенства?

Если из целого вычесть часть, то останется друзья. Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.

– Сколько красных шаров? (3)

– Сколько зеленых? (2)

– Сколько всего? (5)

– Уважаемая публика у нас антракт, чтобы вы не скучали давайте поиграем с Зайкой-барабанщиком.

Физкультминутка

Рис.6

(рис. № 6)

Зайцы скачут скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседаю, слушают, не идет ли волк.
Раз – согнутся, разогнутся
Два – нагнутся, подтянутся.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

Занимаем свои места, представление продолжается.

 

II. Работа над новым материалом.

На арену выходит всеми любимый клоун Гоша.

Дети хлопают в ладоши.

– Гоша такой смешной и неловкий, что нечаянно рассыпал карточки с цифрами и точками.

– Помогите Гоше расставить карточки с цифрами по порядку, а с точками так, чтобы они соответствовали математическому ряду чисел.             

– Молодцы! Вы навели настоящий порядок. Математика тоже любит порядок.

– Посчитайте от 1 до 10 и обратно. Перед вами ряд чисел, который называют натуральным.

– Назовите соседей числа 7, 5?

– Какое число перед ним? За ним?

– Какое  число стоит в ряду на 5-ом месте?  на 8-ом месте? на 9-ом месте?

– Таким образом числа обозначают порядок.

Рис.7

(рис. № 7)

– Вспомните, какой артист открыл цирковое представление? Слоненок. Значит, он первый. Поросенок? Он второй. Коровка Звездочка. Она третья. Клоун Гоша? Он четвертый. Смотрим на числовой ряд и называем 5-ый, 6-ой, 7-ой, 8-ой, 9-ый, 10-ый.

 

III. Закрепление.

1. На арену цирка выезжает косолапый Мишке на мотоцикле.

Но Мишка наш не просто артист, он сегодня именинник.

– Давайте поздравим Мишку сказкой.

Чтение сказки учителем. Дети повторяют порядок чисел.

2. Схематический показ порядка. Работа по учебнику.         

– Откройте учебник на стр. 22. (№1 с. 22.)

Задание № 1.

– Кого видим на сюжетной картинке?

– Назовите порядковый номер каждого гнома.

Рис.8

(рис. № 8)

– Что значат эти разноцветные прямоугольники? Это лоскуты рубашек гномов, стоящих в очереди у кассы.

– Расскажите, как вы поняли значение красных точек и стрелочек их соединяющих. (Нужно соединить лоскутики рубашек в той последовательности в которой гномики в таких же рубашках стоят в очереди. При помощи стрелок и точек указываем очередность).

Задание № 2. Девочки «раздирают» пирамидку, а мальчики «собирают».

 

IV. Работа над задачами.

Учитель выставляет картинку Собачка на шаре.

– На арену цирка выходит дрессированная собачка Джесси.

– Посмотрите, какая она нарядная с бантиком.

Джесси научит нас с помощью пальчиков сделать собачку.

Физкультминутка

Рис.9

(рис. № 9)

Исходное положение.

Ладони поставить на ребро, большой палец выпрямить и подтянуть верх.

Остальные пальцы сомкнуть. Мизинец то опускать, то поднимать, имитируя движение собачей пасти.

– Ав-ав-ав – я не пугаю, я с ребятами играю!

Исходное положение.

Указательный палец и мизинец подняты вверх. Остальные пальцы выпрямить и собрать в щепоть.

Шла собачка через мост.
Четыре лапки, один хвост.
Если мост обвалится,
То собачка свалится.

Рис.10

(рис. № 10)

– А теперь, посмотрим, как вы умеете решать задачи: 

* На арене было 7 собачек, убежало 4 собачки.

Сколько собачек осталось? (Было 7, убежало 4).

– Сколько собачек осталось? (3).

* Папа-слон слону-сынишке
Подарил четыре книжки.
Их слоненок прочитал
И друзьям своим раздал
Книгу дал он бегемоту,
Две – морскому кашалоту.

– Сколько книг осталось у слоненка? (4-3=1)

Рис.11

(рис. № 11)

* Два щенка-баловника
Бегают, резвятся.
К шалунишкам три щенка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько будет всех друзей?  (2+3=5)

* По траве бежал котенок,
А за ним бежал щенок,
Кто ребята, сосчитает,
Сколько там бежало ног?   (4+4=8)

* Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел –
Он считать, ведь не умел.
Помоги ему скорей,
Посчитайка всех зверей.  (6 зверей). 

* По тропинке кошка шла,
За собой котят вела:
Белых два и черных пять
Кто успел их сосчитать.

– Молодцы

На арену выходит знаменитый маг. Он хочет проверить вашу сообразительность.

– Определите, сколько мне лет. А мне столько, сколько изображено на рисунке (показывает рисунок сороки), только без последнего знака.

Рис.12

(рис. № 12)

– Сколько же мне лет?

– Молодцы!

 

V. Итог.

Чему учились на уроке?

Ответы детей.

Заключительное слово учителя.

Пора прощаться нам
И время расставаться.
Увидимся мы вновь
И будем вновь встречаться.
Куда уедет цирк.
Когда погаснет свет?
Начало в цирке есть –
Конца у цирка нет!