Программа курса "Азбука здоровья" для младших школьников

Разделы: Начальная школа


Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Не менее очевидно, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать радостью, а не преодолением. Эту проблему я решаю на занятиях факультативного курса «Азбука здоровья».

Цель программы – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Важно, чтобы учащиеся овладели объективными, соответствующими возрасту знаниями о здоровом образе жизни, сформировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам (употребление табака, алкоголя). Ведь обучение здоровому образу жизни особенно важно для детей младшего школьного возраста.

Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так как учит младших школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать своё поведение, преодолевать стресс и тревогу.

Установлению положительной психологической атмосферы способствует отсутствие оценок на занятиях. Я не выставляю отметки. В самом деле, нужно ли оценивать в баллах открытость и честность в дискуссии или степень включения ученика в общую работу класса? Важным элементом подобного обучения является оценка уроков учениками. Она отражает, вовлечены ли эмоционально ученики в происходящее на уроке, а также то, что они усвоили.

Курс рассчитан для учащихся 2-4 классов, по одному часу в неделю.

Дети должны знать:

  • полезные и вредные для здоровья поступки;
  • полезные для здоровья занятия;
  • привычки, укрепляющие здоровье;
  • знать самого себя и свои возможности;
  • черты характера людей;
  • причины неуверенности в себе;
  • интересные и безопасные способы времяпрепровождения;
  • качества, достойные уважения;
  • важные для дружбы качества;
  • о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и последствия их употребления.

Дети должны уметь:

  • принимать решения в опасных ситуациях;
  • избегать неприятных чувств;
  • оценивать себя;
  • неагрессивно отстаивать свои позиции;
  • проявлять дружбу;
  • говорить «нет» в опасных ситуациях;
  • критически относится к употреблению табака, алкоголя.

Пояснительная записка

Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни.

От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к постоянному напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.

Все мы – родители, врачи, педагоги – хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Программа «Азбука здоровья» рассчитана на выпускников начальной школы и предназначена для работы в любой системе начального образования.

1.1. Цели и задачи курса.

Основные цели курса – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами быта.

Задачи курса

  • Формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
  • Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.
  • Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни.

При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

1.2. Принципы построения курса.

Данный курс позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в Законе «Об образовании».

Курс «Азбука здоровья» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников. Рассмотрим эти принципы.

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

1.3. Методы, формы и приёмы работы.

Эффективность занятий по курсу в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др.

Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др.

Чтобы изучение курса способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуаций, выявление причин и др.

Максимально должна использоваться фантазия учащихся, их творческие способности.

Результативность работы по курсу «Азбука здоровья» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.

Содержание программы

2кл. (34 ч)

Введение.

Друзья Вода и Мыло.

Забота об органах чувств (6 ч)

Глаза – главные помощники человека.

Чтобы уши слышали.

Почему болят зубы.

Как сохранить улыбку красивой.

Зачем человеку кожа.

«Рабочие инструменты» человека (руки, ноги).

Болезни (7 ч)

Причина и признаки болезней.

Как здоровье?

Как организм помогает себе сам.

Здоровый образ жизни.

Какие врачи нас лечат.

Инфекционные болезни.

Прививки от болезней.

Какие лекарства мы выбираем.

Домашняя аптечка.

Пища (3 ч)

Питание – необходимое условие для жизни человека.

Здоровая пища для всей семьи.

Отравления (пищевые и лекарственные).

Правила безопасного поведения (5 ч)

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Правила безопасного поведения на воде.

Правила обращения с огнём.

Чем опасен электрический ток.

Травмы.

Первая помощь (9 ч)

Отравление ядовитыми веществами.

Отравление угарным газом.

Как помочь себе при тепловом ударе.

Как уберечься от мороза.

Растяжение связок и вывих костей.

Переломы.

Если ты ушибся или порезался.

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело.

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

Сегодняшние заботы медицины (3 ч)

Расти здоровым.

Воспитай себя.

Я выбираю движение.

3 кл. (34 ч)

Чего надо бояться (1 ч)

Как воспитывать уверенность и бесстрашие?

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным (2 ч)

Учимся думать.

Спеши делать добро.

Почему мы говорим неправду (2 ч)

Поможет ли нам обман?

«Неправда–ложь» - в пословицах и поговорках.

Почему мы не слушаем родителей? (2 ч)

Надо ли прислушиваться к советам родителей.

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

Надо ли сдерживать себя (2 ч)

Все ли желания выполнимы?

Как воспитывать в себе сдержанность.

Вредные привычки (2 ч)

Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

Как отучить себя от вредных привычек.

Как относиться к подаркам (2 ч)

Я принимаю подарки.

Я дарю подарки.

Как следует относиться к наказаниям (1 ч)

Наказание.

Как нужно одеваться (1 ч)

Одежда.

Как вести себя с незнакомыми людьми (1 ч)

Ответственное поведение.

Как вести себя, когда что-то болит (1 ч)

Боль.

Как вести себя за столом (2 ч)

Сервировка стола.

Правила поведения за столом.

Правила поведения (3 ч)

Ты идёшь в гости.

Как вести себя в транспорте и на улице.

Как вести себя в театре, кино, школе.

«Нехорошие слова». Недобрые слова (2 ч)

Умеем ли мы вежливо общаться.

Умеем ли мы разговаривать по телефону?

Что делать, если не хочется в школу (1 ч)

Помоги себе сам.

Чем заняться после школы (1 ч)

Умей организовать свой досуг.

Как выбрать друзей (2 ч)

Что такое дружба.

Кто может считаться настоящим другом.

Как помочь родителям (1 ч)

Как доставить родителямрадость?

Как помочь больным и беспомощным (2 ч)

Если кому-нибудь нужна твоя помощь.

Спешите делать добро.

Повторение (3 ч)

Огонёк здоровья.

Путешествие в страну здоровья.

Культура здорового образа жизни (урок-соревнование).

4 кл. (34 ч)

Наше здоровье (4 ч)

Что такое здоровье?

Что такое эмоции?

Чувства и поступки.

Стресс.

Как помочь сохранить здоровье (3 ч)

Учимся думать и действовать.

Учимся находить причину и последствия событий.

Умей выбирать.

Что зависит от моего решения? (2 ч)

Принимаю решение.

Я отвечаю за своё решение.

Злой волшебник – табак (1 ч)

Что мы знаем о курении.

Вредные привычки (6 ч)

Зависимость.

Умей сказать НЕТ.

Как сказать НЕТ.

Почему вредной привычке ты скажешь, НЕТ.

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

Волевое поведение.

Злой волшебник – алкоголь (3 ч)

Алкоголь.

Алкоголь – ошибка.

Алкоголь – сделай выбор.

Злой волшебник – наркотик (2 ч)

Наркотик.

Наркотик – тренинг безопасного поведения.

Мы – одна семья (2 ч)

Мальчишки и девчонки.

Моя семья.

Повторение (нестандартные уроки и уроки-праздники) (11 ч)

Дружба.

День здоровья.

Умеем ли мы правильно питаться.

Я выбираю кашу.

Чистота и здоровье.

Откуда берутся грязнули? (игра-путешествие)

Чистота и порядок.

Будем делать хорошо и не будем плохо.

КВН «Наше здоровье».

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

Будьте здоровы.

Список литературы.

  1. Закон «Об образовании»
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/В.И. Ковалько – Москва:Вако 2007.
  3. Обухова Л.А. 135уроков здоровья или школа докторов природы/Л.А.Обухова Н.А.Лемяскина О.Е.Жиренко – Москва: Вако 2005.
  4. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений/ под редакцией М.М,. Безруких – Москва : ООО Вариант 2005.
  5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей /под редакцией Н.В.Сократова – Москва: ТЦ Сфера 2005.