Интеграция изобразительного искусства с предметами "Окружающий мир" и "Экология"

Разделы: Начальная школа


В начальной школе закладываются основы экологических знаний. О природе, о ее роли в жизни человека, о бережном и разумном к ней отношении дети младших классов с большим интересом узнают на интегрированных с изобразительным искусством уроках.

Региональный компонент учебного плана предполагает изучение предмета экологии в 1-2 классах, благодаря которому дети получают первичные экологические знания. Программа и учебники А.А. Вахрушева по курсу «Окружающий мир» (1-4 классы) направлены на формирование целостной картины мира и безопасности человека в окружающей среде. Это позволяет нам с 1 класса давать экологические знания при изучении предмета «Окружающий мир».

Тем более что интеграция предметов естественно - научного цикла с изобразительным искусством усиливает восприятие детей, повышает эмоциональный фон и способствует детскому творчеству.

В 1 классе мы провели ряд интегрированных уроков окружающего мира с изобразительным искусством по временам года: «Зима – покой природы», «Весна – природа пробуждается». Этим урокам предшествовали экскурсии в школьный парк. Дети наблюдали сезонные особенности живой и неживой природы. Находили связи между объектами природы, например, «рябина- птица», подтверждая, таким образом, народные приметы: «Много ягод – холодная зима», «Много снега – много хлеба». Говорили о роли человека в природе и его помощи, животным и птицам. На уроках продолжаются обсуждения сезонных особенностей. При помощи условных знаков детьми легко устанавливаются изменения в природе. С учителем изобразительного искусства дети знакомятся с образцами русской живописи, с творчеством художников-пейзажистов.

Помогают вхождению в темы инсценировка, музыкальные заставки и театрализованные физминутки. Стараясь разнообразить интегрированные уроки, мы вводим работу в парах и «эстафету» по рядам для выполнения различных заданий. Учитель изобразительного искусства показывает различные варианты изображения птиц и предоставляет детям право выбора той или иной птицы для своего рисунка. Работая в парах, учащиеся договариваются о том, кто какую птицу будет изображать. В итоге получаются самые разнообразные работы. Для успешного выполнения заданий первоклассниками возможно использование шаблонов, так как детям очень важно на первых этапах обучения рисованию и другим предметам быть успешными, что повышает мотивацию к обучению.

В конце интегрированных уроков с изобразительным искусством мы имеем два результата: наглядное обобщение знаний по экологическим взаимосвязям и выставку детских творческих работ. Нарисовав кормушки и скворечники для птиц на уроке, учащиеся с огромным удовольствием включились в акцию «Покорми птиц зимой», а также делали скворечники весной со своими родителями.

С учетом физиологических и психических особенностей первоклассников мы вводим работу в парах для построения эмоциональных отношений с одноклассниками. Дети совместно решают поставленные перед ними экологические задачи и выполняют творческую работу, также в парах.

Помогает наглядный материал, который ищут дети, и готовит учитель. Это и постоянные условные знаки, открытки и картинки, принесенные на урок учениками, рисунки и схемы по темам, репродукции картин и фотографии, фрагменты музыкальных произведений.

Хочется подчеркнуть, что уроки обязательно заканчиваются на эмоциональном подъеме: чтением стихов, показом творческих работ, посадкой растений (кедр из орешков), «заселением» водоема кувшинками, «разведением» живописной клеверной фермы для шмелей.

Использование нами групповой и парной форм работы способствует активизации учебной деятельности, оказывает большое влияние на успешность в обучении. Мы видим положительный эффект оказываемый на отдельных учащихся микро-коллектива при работе в группах. Важнейшей особенностью работы в парах и группах является и то, что дети учатся искать и перерабатывать информацию, слушать друг друга, обсуждать вопросы, высказывать свои суждения, вступать в дискуссию, организовывать свое рабочее место, планировать свои действия.

При проведении интегрированных с изобразительным искусством уроков экологии во 2 классе «Растения весной. Первоцветы» (по программе В.Г. Рудского) и окружающего мира «Природные зоны холодного пояса» во 2 классе (по программе А.А. Вахрушева) акцент делается на работу в группах. Ученики имеют возможность подготовить к уроку информационный материал, как художественного характера, так и научного, что позволяет им быть на уроке не только «учеником», но и «учителем». Поток информации увеличивается за счет того, что каждая группа получает свое задание по теме урока, и живописные творческие работы учащиеся выполняют также по группам.

Получив задание по теме «Первоцветы» найти информацию обо всех этих растениях, дети на уроке, по результатам викторины, узнают свой первоцвет, рассказывают о нем всем и рисуют его. На уроке дети устанавливают взаимосвязи в природе – от солнца к первоцвету, в рисунках изображают с полным научным обоснованием проталины – первоцвет – шмеля. Каждый этап урока, обсуждение в группах заканчивается подведением мини-итога, который обобщает всю имеющуюся информацию.

Интегрированный с изобразительным искусством обобщающий  урок по программе А.А. Вахрушева  «Окружающий мир» по теме «Природные зоны холодного пояса» был проведен в форме путешествия. Получив билеты с заданиями, и ответив на поставленные в них вопросы, ребята определили направление своего путешествия. Богатый иллюстративный материал флоры и фауны помог детям представить себя экологами и исследователями зоны тундры и ледяных пустынь, правильно выполнить контрольные задания по составлению цепей питания. По описанию учителя ученики определяли животных и птиц исследуемой природной зоны, рассказывали об особенностях их поведения и о влиянии климатических условий на их образ жизни и внешний вид. Полученные в ходе урока экологические знания позволили детям достоверно и художественно  изобразить ряд  представителей фауны холодного пояса. Это задание также выполнялось по группам, на цветном картоне гуашевыми красками. Урок завершился выставкой живописных работ.

Мы с большим удовольствием продолжаем начатую много лет назад работу по интеграции уроков изобразительного искусства с экологией и окружающим миром. На протяжении всего этого времени интерес детей к таким урокам не угасает, вызывает восторг, массу новых впечатлений и радость от выполненной работы.

Интегрированный урок окружающего мира с изобразительным искусством «Природные зоны холодного пояса». 2 класс.

Цели и задачи: Познакомить с пейзажем холодной зоны, ее климатом и природными условиями, растительностью, животным миром;  учить узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, находить ее на карте природных зон; развивать память, внимание, речь; учить навыкам работы гуашевыми красками, любить и беречь родную природу.

Оборудование и материалы: карта природных зон, учебник, кисти, краски, бумага, картинки, фотографии.

Ход урока

Орг. момент.

Учитель естествознания.

Проверка домашнего задания. Вхождение в тему.

- На последних уроках по окружающему миру мы говорили о климатических поясах и природных зонах Земли.

- Назовите, какие климатические пояса вы знаете? (Жаркий, умеренный, холодный.)

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие на чудесном ковролете, придуманном вами.

Но прежде, необходимо проверить, готовы ли вы к путешествию.

За правильные ответы на вопросы каждая группа получит билет на ковролет.

получение вопросов
обсуждение в группах
ответы на вопросы
получение билетов!

  1. В каком климатическом поясе Земли ночь длится большую часть года?
  2. В каком климатическом поясе Земли одновременно могут быть зима и лето?
  3. Вкаком климатическом поясе Земли из-за суровых условий круглый год находить пищу (корм) можно только в океане (море)?
  4. Какой климатический пояс Земли дальше других находится от Экватора?

- В природные зоны холодного пояса мы сегодня отправимся.

- Кто сможет их назвать (показать)?

Ледовые пустыни – это белые шапки Земли, расположенные вокруг полюсов Северного и Южного. (глобус)

Тундры – находятся только в Северном полушарии на севере материков Евразии и Северной Америки. (глобус, карта России)

- Для этого путешествия нужно соответственно одеться.

- Кто из ребят оделся для нашего путешествия?

- Почему так решили? (Там очень холодно.) 

Теперь можем отправляться…

- В таких суровых условиях сложно приспособиться к жизни.

Но, тем не менее, в ледяных пустынях среди снегов обитают белые медведи за ними, подбирая остатки пищи, следуют песцы, живут моржи и тюлени, которые питаются рыбой.

А там, где проходят теплые океанические течения – воды богаты планктоном.

На скалистых берегах островов в летнее время устраиваются птичьи базары – прилетают тупики, чистики и многие другие птицы.

Учитель ИЗО.

- Путешествуя в холодные пояса, мы видим пейзажи ледяных пустынь. Нет привычного для нашего глаза обилия цвета и красок. Но природа везде прекрасна и удивительна, нужно только увидеть эту красоту. Сияние снега и льда под лучами полярного солнца. Мерцание звезд на темном небе. И красивейшее явление природы – северное сияние можно наблюдать лишь в зонах холодного пояса.

Учитель естествознания.

- Не менее суровый климат тундры. Но растительный и животный мир богаче, так как зона тундры располагается на побережье материка.

- Здесь можно встретить представителей и ледяной зоны, а также белую полярную сову и белую куропатку.

- В короткое полярное лето тундра покрывается мхами и лишайниками, неприхотливыми цветущими растениями, ягодными кустарничками.

- Карликовая березка приспособилась к этим суровым условиям. (Сообщения детей).

Все эти растения служат кормом и северному оленю и маленькому леммингу.

Учитель ИЗО.

- Много сил и труда, терпенья нужно тем ученым, которые наблюдают и изучают этих животных в природе. Не менее терпеливыми и наблюдательными должны быть художники.

- Художники-анималисты рисуют животных.

Одним из таких художников был Василий Ватагин. Этот удивительный человек объездил весь мир. Сделал множество рисунков и набросков различных животных. Был он и в холодном поясе. Рассмотрите его работы.

- Северный олень, песцы,…

- Какие работы отнесем к наброскам, а какие к готовым рисункам?

Из нашего путешествия вы непременно должны привезти рисунки животных.

- А каких вы сейчас выясните… .

Учитель естествознания.

- Каждая группа будет рисовать своего животного, а какого именно, предстоит отгадать по особым приметам, прочитав описание.

  • 1 группа – белая сова
  • 2 группа – белый медведь
  • 3 группа – песец
  • 4 группа – белая куропатка

Учитель ИЗО.

Я обращаю ваше внимание на таблицы, которые подскажут с чего начинать работу.

Какая геометрическая фигура послужит основой для построения всех рисунков? (овал)

- Рассматриваем таблицу.

- Выбрать подходящую схему для вашей работы.

-Расположите правильно картон, подготовьте гуашь, кисти.

- Выполняем.

Учитель естествознания.

А сейчас давайте проверим, как внимательно вы читали рассказы о животных.

- На обратной стороне ваших билетов нужно составить цепи питания с тем животным, которого вы нарисовали.

Морошка –» куропатка –» песец –» белый медведь.

Что произойдет, если нарушится какое-либо звено в цепи?

Некоторые из этих животных холодного пояса уже занесены в Красную книгу.

В путешествии время летит незаметно. И нам пора возвращаться домой.

У вас есть на память рисунки.

А мы для вас приготовили фотографии.

- Узнайте, какие снимки могли быть сделаны в нашем путешествии.

- Назовите природные зоны в которых мы сегодня побывали.

Иллюстрации к уроку см. в приложении.