Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Проект "С любовью к городу"

Разделы: Работа с дошкольниками


I. Тип проекта

  1. По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.
  2. По времени проведения: продолжительный
  3. По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.
  4. Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги.

II. Актуальность

Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

III. Цель проекта

Заложить в каждом ребёнке основы духовно-нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

IV. Задачи проектной деятельности

  • Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
  • Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатства своего родного края и страны.
  • Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
  • Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

V. Предполагаемый результат

Итоговым результатом является диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах.

VI. Методы проекта

Познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, мониторинг.

VII . Стратегия осуществления проектной деятельности

Данный проект осуществляется в рамах педагогической системы МДОУ №2 "Сказка":

  • с детьми - в различных видах деятельности, не требует специально организованных занятий (материал по каждой теме включается в алгоритм недели);
  • с педагогами - в условиях проведения методической работы;
  • с родителями - в совместной деятельности.

VIII. Этапы управления проектом

1. Концептуальный (январь 2007) Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Формулирование задач и цели проекта
2. Исходно-диагностический (февраль 2007, сентябрь 2007). Разработка диагностического инструментария.
3. Формирующий (сентябрь 2007-май 2008, сентябрь 2008-май 2009) Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
4. Итогово-диагностичекий (май 2008, май 2009). Оценка уровня сформированности нравственно-патриотических и гражданских чувств, общественных отношений.

IX. Содержание проектной деятельности

Представлено тематическим планированием формирующего этапа.

Содержание проекта по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников "С любовью к городу"
Старшая группа

Формы работы с детьми Формы работы с родителями Цели Литература,
дидактические
пособия
Дата
проведения
1. 1. Беседа: "Где я живу".

2. Экскурсия по улице Ленина, на которой расположен детский сад.

Изготовление карты-схемы "Дорога из дома до детского сада".

Подборка фото, картинок с изображением любимых уголков города Мариинска.

Викторина: "Люби и знай свой родной край".

Семейный конкурс:

"Природа и фантазия".

Воспитание у детей привязанности к своему дому, детскому саду, улице, городу. Н.Терентьев "Сказание о Мариинске".

Е. Ильвес "Мы живём на Кие".

Фотоальбом "Улицы нашего города".

Сентябрь
2. 1.Занятие: "Достопримечательности нашего города".

2.Целевые прогулки по улицам города.

Конкурс рисунков: "Город, что сердцу дорог".

Экскурсии на автобусе по городу.

Семейное чтение

(Е. Ильвес "Мы живём на Кие").

Оформление альбома "Улицы нашего города".

Знакомить детей с достопримечательностях нашего города, его традициями. Е. Ильвес "Мы живём на Кие".

Н.Терентьев "Сказание о Мариинске".

Фотоальбом "Улицы нашего города".

Альбом "Мариинск - город-музей".

Октябрь
3. Экскурсия в краеведческий музей "Встреча с прошлым". "История старых вещей".

(рассказывание детям о семейных реликвиях).

Знакомство с бытом русского народа, обогащение словарного запаса, знаний детей о жизни своих предков. Н.Терентьев "Сказание о Мариинске".

Н.А.Алёшина "Ознакомление

Дошкольников с социальной действительностью".

Е. Ильвес "Мы живём на Кие".

Ильичёв А.И. "Вчера, сегодня, завтра".

Ноябрь
4. Занятие:

"Был он славен, Мариинск, мастерами".

(встреча с народным умельцем Ю.М. Михайловым).

Посещение мастерской Ю.М.Михайлова. Развивать интерес к русским традициям и промыслам, приобщать к истокам народной культуры.

Учить детей видеть прекрасное.

Е. Ильвес "Мы живём на Кие".

Н.Терентьев "Сказание о Мариинске".

Картины Ю.М. Михайлова, изделия мастера из бересты.

Декабрь
5. 1.Занятие: "Природа нашего края". Конкурс рисунков: "Любимый уголок природы". Развитие нравственно-патриотических качеств: гордости, гуманизма, желания сохранить и приумножить природные богатства своей страны. А.А.Мытарева "Наш край родной".

Ильичёв А.И. "Вчера, сегодня, завтра" (география края).

Коллекции полезных ископаемых, гербарии.

Январь
6. Занятие: "Животный мир родного края".

Целевая прогулка к реке.

Семейное чтение рассказов о животных нашего края. Познакомить с животными, птицами, рыбами, обитающими в наших лесах, показать их разнообразие.

Воспитание бережного отношения к живой природе.

Е. Ильвес "Мы живём на Кие".

Иллюстрации, альбом "Животные нашего края", видеофильмы, слайды,  аудиозаписи голосов птиц.

Февраль
7. 1. Беседа: "Моя семья". Составление семейного древа (родословная семьи). Герб семьи.

Рассказы детей о своих мамах.

Изготовление подарков для мам.

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, к самым близким людям. Н.А. Алёшина "Ознакомление дошкольников с социальной действительностью". Март
8. "Литературное наследие".

- Целевая прогулка в музей писателя В.А.Чивилихина.

- Экскурсия в городскую библиотеку имени В.А.Чивилихина.

Семейное чтение произведений писателя В.А.Чивилихина, произведений Мариинских поэтов и писателей. Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя-земляка В.А.Чивилихина, о Мариинских писателях и поэтах.

Воспитание любви к поэзии.

Выставка произведений В.А.Чивилихина; портрет писателя. Апрель
9. 1. "Мариинцы - ветераны ВО войны".

Экскурсия к вечному огню.

Изготовление праздничных открыток.

Итоговое занятие:

"Мариинск - моя малая Родина".

Круглый стол.

Встреча с ветераном ВО войны (прадедушкой одного из детей группы).

Конкурс семейных рисунков:

"Мы за мир".

Открытое занятие по данной теме.

Подвести детей к пониманию того, что мы победили потому, что любим свою страну.

Систематизация знаний о родном городе.

Иллюстрации, альбомы, слайды, фото и т.д.)

Выставка материала о родном городе.

Май

Подготовительная группа

Формы работы с детьми Формы работы с родителями Цели Литература, дидактические пособия Дата проведения
1. Беседа: 1. "С чего начинается Родина?"

2.Занятие: "Введение в историю родного края".

Чтение стихов о Родине, пословиц, поговорок.

Оформление альбома "Родной город".

Викторина: "Люби и знай свой родной край".

Семейный конкурс: "Природа и фантазия".

Довести до понимания детей, что Родина - это не только та страна, в которой мы живём, но и то место, где мы родились.

Ознакомление детей с историей образования г. Мариинска из села Кийское.

Н.Терентьев "Сказание о Мариинске".

М.Матусовский "С чего начинается Родина?"

Е. Ильвес "Мы живём на Кие".

Аудиозапись песни "С чего начинается Родина?"

Альбом "Мариинскгород музей"

Фотоальбом "Улицы нашего города".

Сентябрь
2. Занятие: "Достопримечательности нашего города".

Экскурсии, целевые прогулки по улицам города, к памятникам; пополнение альбома "Улицы нашего города".

Конкурс рисунков: "Город, что сердцу дорог".

Экскурсии на автобусе по городу.

Семейное чтение

(Е. Ильвес "Мы живём на Кие").

Расширение знаний детей о достопримечательностях нашего города, о том, что город славен своей историей, традициями, лучшими людьми. Е. Ильвес "Мы живём на Кие".

Н.Терентьев "Сказание о Мариинске".

Фотоальбом "Улицы нашего города".

Альбом "Мариинск - город музей"

Октябрь
3. 1. Экскурсия в краеведческий музей "Встреча с прошлым".

2. Занятие: "Предание старины глубокой".

"Бабушкин сундук" (рассказывание детям о семейных реликвиях).

Оформление макета "Русская изба".

Знакомство с бытом русского народа, обогащение словарного запаса.

Расширение знаний детей о жизни предков.

Знакомство с приданиями о реке Кия и горе Арчекас.

Н.Терентьев "Сказание о Мариинске".

Н.А.Алёшина "Ознакомление

Дошкольников с социальной действительностью".

Е. Ильвес "Мы живём на Кие".

Ильичёв А.И. "Вчера, сегодня, завтра".

Ноябрь
4. 1.Занятие:

"Был он славен, Мариинск, мастерами".

(встреча с народным умельцем, автором герба Мариинска Ю.М.Михайловым).

Посещение мастерской Ю.М.Михайлова. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

Учить детей видеть прекрасное, сделанное руками простого человека.

Познакомить с гербом Мариинска, его автором.

Е. Ильвес "Мы живём на Кие".

Н.Терентьев "Сказание о Мариинске".

Картины Ю.М. Михайлова, изделия мастера из бересты.

Декабрь
5. 1.Занятие: "Мой город на карте области".

Игра-путешествие "Из нашего города - по родной стране".

Изготовление макета: "Природные богатства края". Формировать представления о географическом расположении нашего края.

Довести до понимания детей, что любой край, область, город - неповторимы.

Воспитывать любовь к родному городу.

"Атлас для школьников" (Кемеровская область)

"Кузбасс" (фотоальбом)

Н.Терентьев "Сказание о Мариинске".

А.А.Мытарева

"Наш край родной".

Ильичёв А.И. "Вчера, сегодня, завтра" (география края).

Карта области, коллекции полезных ископаемых, гербарии

Январь
6. 1.Занятие: "Животный мир родного леса". Семейное чтение рассказов о животных нашего края. Продолжить знакомство с животными и птицами, обитающими в наших лесах, их разнообразием.

Воспитание бережного отношения к живой природе.

Иллюстрации, альбом "Животные нашего края", видеофильмы, слайды, аудиозаписи голосов птиц. Февраль
7. 1.Занятие: "Природа родной глубинки".

Беседа: "Арчекас - заповедник".

Чтение книг о природе, пополнение фотоальбома

"Наш край".

Знакомство с растительным миром родного края, с растениями, занесёнными в Красную книгу. Воспитание бережного отношения к природе, умения видеть и чувствовать красоту родного края. Е. Ильвес "Мы живём на Кие".

Н.Терентьев "Сказание о Мариинске".

Р.И.Жуковская "Родной край"

Март
8. "Литературное наследие".

- Целевая прогулка в музей писателя В.А.Чивилихина.

- Экскурсия в городскую библиотеку имени В.А.Чивилихина.

Семейное чтение произведений писателя В.А.Чивилихина, произведений Мариинских поэтов и писателей. Расширение знаний детей о жизни и творчестве В.А.Чивилихина, о Мариинских писателях и поэтах.

Воспитание любви к поэзии.

Выставка произведений В.А.Чивилихина; портрет писателя.

Н.Терентьев "Сказание о Мариинске".

Апрель
9. 1. "Мариинцы - ветераны ВО войны".

Экскурсия к вечному огню.

Изготовление праздничных открыток.

Итоговое занятие: "Мариинск - моя малая Родина".

Круглый стол. Встреча с ветераном ВО войны (прадедушкой одного из детей группы).

Конкурс семейных рисунков: "Мы за мир".

Просмотр фильмов по военной тематике.

Открытое занятие по данной теме.

Подвести детей к пониманию того, что мы победили потому, что любим свою страну.

Обобщение и систематизация знаний о родном городе.

Иллюстрации (Салют Победы, воины-ветераны, альбомы, слайды, фото и т.д.)

Выставка имеющегося материала о родном городе.

Май

Модель воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей МДОУ №2 "Сказка"

Диагностическая карта по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

ФИ ребёнка Родной город, символика История народной культуры, традиции Историко-географический и природный компоненты Личностный компонент
  Название города Дом. адрес, адрес детского сада Достоприме-
чательности родного города
Герб, города, его автор Предметы быта, жилище человека Русские народные праздники Народные умельцы города Народные игрушки, промыслы Природные богатства города, края Любимый уголок природы Животные нашего края Растит. мир Отношение к окружающей природе Забота о своих близких Умение управлять своими чувствами Умение анализировать свои и чужие поступки
         
         
         
         
         
         

В - высокий уровень

С - средний

Н - низкий

Уровни оценки усвоения материала по нравственно-патриотическому воспитанию:

Высокий - Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей.

Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь Нацелен на самостоятельность.

Средний - Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.

Низкий - Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.