Внеклассное мероприятие по русскому языку (устный журнал "От буквы до книги")

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цели:

  1.   Познакомить с историей создания славянской азбуки, её основоположниками.
  2. Формировать умение самостоятельной работы с научно-популярными и художественными изданиями.
  3. Формировать навыки выразительного чтения, связной монологической речи учащихся.

Оборудование:

  • Высказывания Д. С. Лихачёва: «Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память», «именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой».
  • Пословицы: Грамоте учиться – всегда пригодиться. Азбука – к мудрости ступенька. Сперва аз да буки, потом и науки.
  • Для сопоставления славянская азбука и современный алфавит.
  • Портреты братьев Кирилла и Мефодия.
  • Изображения памятников Кириллу и Мефодию в г. Казанлыке (Болгария). 1932г. Скульптор И. Топалов. В г. Москве. 1992 г. Скульптор В. Клыков
  • Репродукция картины М. В. Васнецова «Нестор-летописец».
  • Макет журнала с названиями страниц, соответствующими рисунками, ярким красочным оформлением.

Ход урока:

Слово учителя.

Наш устный журнал мы посвящаем Празднику славянской письменности, который ежегодно отмечается 24 мая в России и других славянских странах. Состоять он будет из «7 страниц» (урок могут вести ведущие, или же каждую страницу может представлять несколько человек).

1-я страница «Дорога к письменности».

1 ведущий.

Итак, открываем нашу первую «страницу». Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора? Трудно, но можно, - наверное, скажете вы. – У моих бабушек и дедушек в детстве не было телевизора; к ним домой не приходили театр, кино, митинги, спортивные соревнования. А можно ли представить себе жизнь без электричества? Очень трудно, но можно. Ведь известно, что раньше люди писали и читали при свечах и лучине. И только в советское время по всей стране зажглись электрические лампочки.

2 ведущий.

А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности. Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно! Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда. Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без?!

1 ведущий.

Но как же произошло изобретение буквы? Что об этом известно людям?

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили медведя из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности. Появилось рисуночное письмо.

2 ведущий.

Постепенно рисунки заменялись у людей все новыми и новыми символами слов. Так у древних народов зарождалась письменность, у каждого – своя, не похожая на другие. Значки – символы обозначали целое слово или даже фразу. «Надписи» эти делались на камнях, скале, на доске – о бумаге и речи еще не было. Конечно, переносить на расстояния такие «письма» тоже было неудобно. И тогда некоторые народы придумали... (ведущий достает бечёвку с привязанными к ней разноцветными нитями, не каждой из которых завязано по несколько узелков).

1 ведущий.

А вот то, что придумали для передачи сведений на расстояние один древний народ Южной Америки – племя инков. По цвету нитей узнавали, прежде всего, о чем идет речь. Нить желтого цвета обозначает золото, белого – серебро, красного – воинов и т. д. А количество узелков на нити говорило о количестве предметов. Эта бечёвка – своеобразное письмо из узелков.

Ну а наши предки – славяне придумали другой интересный способ передачи информации. Вот он.

(Ведущий достает ещё одну бечевку, смотанную в клубок, с узелками на ней). Это узелковое письмо. Правда, владели этой «грамотой» единицы – избранные люди – волхвы – кудесники.

2-я страница «Обучение Кирилла».

1 ведущий.

В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие: по заданию моравского князя Ростислава два брата – учёных монаха – составили славянский алфавит. Часть букв они взяли из греческого алфавита, часть придумали сами – для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. До этого у славян не было единой письменности.

Но кто же эти великие просветители?

2 ведущий.

Братья Константин (после принятия монашества – Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Кирилл начал посещать школу в восьмилетнем возрасте. Он прилежно учился, осваивал греческий язык, счет, овладевал верховой ездой и воинскими приемами. Но любимым его занятием было чтение книг.

В доме отца среди многочисленных книг была «Энеида» Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея и решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Надо сказать, что дети воспитывались в двуязычной среде – греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солунцам. И вот Кирилл раскрыл увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.

Сценка (Кирилл и приезжий человек).

Кирилл.
Я слышал, что вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

Приезжий человек.
Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много мне пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить на грамматике, ни другим наукам.

Кирилл.
И всё же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

Приезжий человек.
Попробуй, только я тебе в этом не помощник.

(Они уходят, потом вместе возвращаются)

Ведущий.
Через год приезжий вновь повстречал на улице Кирилла.

Приезжий человек.
Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своем желании?

Кирилл.
Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

Приезжий человек.
Как можно научиться незнакомому языку?

Кирилл.
Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фраза с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только «Энеида», но и другие латинские книги мне понятны (уходят).

1 ведущий.
Вскоре Кирилл освоил греческий и арабский языки и прославился своей ученостью.

2 ведущий.
После смерти отца он покинул Солунь и отправился в Константинополь, столицу Византийской империи. В это время там процветал интерс к античности. Среди учителей Кирилла самым значительным был будущий патриарх Фотий – знаток античной культуры. Учащиеся изучали поэмы Гомера, трагедии Софокла, философские сочинения Платона и Аристотеля. Кирилл, один из лучших учеников, был принят на государственную службу. После окончания курса наук он занимал высокий ученый пост патриаршего библиотекаря.

1 ведущий.

Наблюдая жизнь придворных, Кирилл понимал, как много времени эти люди теряют на многочисленных церемониях рядом с семьей императора. Поэтому он являлся во дворец редко и с неохотой, наконец, оставил государственную службу и стал преподавать в университете философию.

3-я страница «Создание славянской азбуки».

1 ведущий.

Преподавание длилось недолго. Кирилл, хорошо знавший не только греческий, арабский и латинский, но и язык славян был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки.

2 ведущий.

Но создание письменности – непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию, который был самым близким его единомышленником. Подобно отцу. Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

4-я страница «Просвещение моравских славян».

1 ведущий.

24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. После создания азбуки они приступили к переводу церковных книг на язык славян. Работали с раннего утра, едва рассветало, и заканчивали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости.

2 ведущий.

В том же 863 году братья с созданной азбукой и готовыми переводами прибыли в Моравию, где в течение трех лет просвещали славян. В 868 году римский папа пригласил братьев в Рим. Там они получили право просвещать народ. Но в Риме Кирилл внезапно заболел, и 14 февраля 869 года создатель славянской письменности, первый учитель славян, скончался.

1 ведущий.

Мефодий стал продолжателем дела брата. В Риме он получил высокий сан архиепископа, возвратился в Моравию и продолжал просветительскую деятельность. 4 апреля 885 года скончался и Мефодий.

2 ведущий.

Вскоре, после смерти братьев, папа римский запретил изучение славянского языка, и около двухсот просветителей, учеников Кирилла и Мефодия, были изгнаны из Велегдада. Обосновавшись в Болгарии, они открыли там свои школы, просвещали людей, обучали их славянской грамоте. Так дело братьев прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда было перенесено в Сербию, Румынию и на Русь.

1 ведущий.

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, которая соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией. Так на исторической арене появилась славянская школа, создателями которой были братья Кирилл и Мефодий.

5-я страница «Буквицы древнерусского письма».

1 ведущий.

Древнерусские рукописные книги отличались высокой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Разноцветные буквицы, заставки, иллюстрации, коричневые столбцы текста вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства.

2 ведущий.

А писались и переписывались эти книги учеными монахами гусиными перьями. И буковки у них получались не такие кривые и корявые, как сегодня у нас, а ровные, прямые, четкие (это называлось «писать уставом») или, наоборот, замысловатые, затейливые, кудрявые, похожие на кружевной узор (это называлось «писать вязью»). Да еще этим же пером рисовались заставки, концовки на каждой странице в виде узора из цветов, листьев, а также разрисовывались заглавные буквы, да так, что напоминали уже не столько буквы, сколько изображение предметов, людей, животных. Конечно, и писались тогда книги подолгу: по семь-восемь лет.

1 ведущий (демонстрируется картина В. М. Васнецова «Нестор-летописец» и читается стихотворение М. Богдановича «Переписчик»).

На девственном листе под узеньким окном
Неспешно буковки выводит он пером,
А между ярко-черными рядами
Вставляет красную строку. Веселыми цветами
И разноцветными головками зверей
И птиц невиданных – фантазии своей
Искусной вязью (вдоволь есть сноровки!) –
Украсит он заставки и концовки,
И заголовки все – ведь некуда спешить.
Порою труд прервёт, чтоб лучше заострить
Перо гусиное, - и глянет: радость-солнце
Столпами падает на стол через оконце.

2 ведущий.

Конечно, книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался обладателем огромного богатства. И не потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, а потому, что в них был вложен многолетний труд писца и многовековая человеческая мудрость.

5-я страница «Изменение славянского алфавита».

1 ведущий.

Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и другое нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении истории свое начертание и значение изменили. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров.

2 ведущий.

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семисот лет. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

1 ведущий.

Лишь в Петровское время понадобилось внести в алфавит изменения. Царским указом было велено упростить правописание и отменить буквы «юс большой», «юс малый», «кси», «пси», «зело», «омегу», которые стали обузой в русском алфавите (ведущий указывает на эти буквы).

2 ведущий.

Во второй половине 18 века русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы «и краткое» и «Ё».

1 ведущий.

В начале ХХ века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома просвещения были упразднены буквы: «десятеричное», «ять», «фита», «ижица», и буква «ер» на конце слова.

2 ведущий.

Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звуки ч, ш изображаются двумя буквами. Наша же азбука и сейчас поражает простотой и удобством.

1 ведущий.

И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать имена первых славянских просветителей, братьев Кирилла и Мефодия.

Список использованной литературы:

  1. Журнал «Русский язык в школе» № 2, 1998 г., с.49
  2. Журнал «Русский язык в школе» № 2, 1993 г., с.61
  3. Журнал «Литература в школе» №2, 1992 г., с.73
  4. Журнал «Детская роман-газета» №6, 2002 г., с.26

Приложение (кроссворд).